Системы оценки достижения планируемых результатов в реализации основной образовательной программы начального общего образования ФГОС – 21
Внутришкольная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предназначена для входной, текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных), предметных результатов, социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с применением традиционных и современных методов, форм и средств оценивания и психолого-педагогической диагностики.
Для реализации внутришкольной системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования используются следующие методы, формы и средства оценивания и психолого-педагогической диагностики: тестирование (метод тестов), проективные методы, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение (включенное и узкоспециальное) и эксперимент, стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, портфолио, портфель достижений обучающегося, паспорт достижений обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, педагогическое проектирование (моделирование), анализ педагогической деятельности, самоанализ, самооценка, самоконтроль и др.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка; систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.
Другой формой оценки личностных результатов является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом.
Оценка личностных результатов преимущественно осуществляется педагогом-психологом образовательного учреждения с использованием методик психолого-педагогической диагностики. Педагог-психолог осуществляет входную оценку (стартовую диагностику) и итоговую оценку в конце учебного года (диагностику сформированности на конец учебного года) личностных результатов обучающихся 1-4 классов.
Текущая оценка личностных результатов обучающихся осуществляется путем систематизированного наблюдения за процессом их овладения, которое ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), психолог-педагог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса. Результаты наблюдений в форме материалов и листов наблюдений, оценочных листов и т.д. вносятся в портфель достижений каждого обучающегося начальной школы.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, описанных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов осуществляется учителем начальных классов и педагогом-психологом с использованием методов психолого-педагогической диагностики. При этом оценку познавательных результатов осуществляет учитель начальных классов, а оценку регулятивных и коммуникативных результатов - учитель начальных классов и педагог-психолог.
Учитель начальных классов, педагог-психолог осуществляют входную оценку (стартовую диагностику) и итоговую оценку в конце учебного года (диагностику сформированности на конец учебного года) метапредметных результатов обучающихся 1-4 классов.
В ходе текущей, тематической и промежуточной оценки оцениваются результаты таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Такая оценка регулятивных и коммуникативных результатов наряду с познавательными результатами обучающихся осуществляется путем систематизированного наблюдения за процессом их овладения, которое ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), психолог-педагог, воспитатель и другие непосредственные участники образовательного процесса.
С другой стороны, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
Подобная оценка метапредметных результатов осуществляется учителем начальных классов при итоговой оценке планируемых результатов по отдельным предметам. Учитель начальных классов осуществляет итоговую оценку метапредметных результатов обучающихся 1-3 классов в конце учебного года по предметам ФГОС НОО. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.
Необходимо отметить, что кроме итоговой оценки метапредметных результатов по отдельным предметам учителем начальных классов осуществляется входная (стартовая), тематическая и промежуточная оценка метапредметных результатов.
Также оценка метапредметных результатов осуществляется учителем начальных классов при успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Учитель начальных классов осуществляет входную, тематическую и промежуточную оценку метапредметных результатов обучающихся 1-4 классов с применением различных комплексных заданий и итоговых комплексных работ.
В последних двух видах оценивания метапредметных результатов предметом оценки является уровень присвоения обучающимися универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
В итоговых проверочных работах по предметам или в комплексных работах на межпредметной основе осуществляется итоговая оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Необходимо отметить, что оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень включенности детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам ФГОС НОО-21. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Литература:
1.Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ / А.Г. Каспаржак, Л.Ф. Иванова, К.Г. Митрофанов и др.; Под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой; Национальный фонд подготовки кадров; Институт новых технологий образования. – М. Просвещение, 2020.
2.Система оценки предметных результатов обучения в начальной школе. Русский
язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир : методические рекомендации
для учителя / Н. Ф. Виноградова, М. И. Кузнецова, М. В. Рожкова, О. А. Рыдзе ; под ред.
Н. Ф. Виноградовой. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. –
271 с.: ил.