Система оценки качества образования
Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются: учителя, обучающиеся и их родители, педагогический совет школы, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы, муниципальные органы управления образованием.
1. Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы внутришкольного контроля;
общественной экспертизы качества образования;
лицензирования;
государственной аккредитации;
итоговой государственной аттестации выпускников;
мониторинга качества образования.
2. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
образовательная статистика;
промежуточная и итоговая аттестация;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты работников школы;
посещение уроков и внеклассных мероприятий.
3. Целями системы оценки качества образования являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы лицея.
4. Задачами построения системы оценки качества образования являются:
формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности лицея;
определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
обеспечение доступности качественного образования;
оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным стандартам;
выявление факторов, влияющих на качество образования;
содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
расширение общественного участия в управлении образованием в лицее.
5. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёт индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;
преемственность в образовательной политике, интеграция в общероссийскую систему оценки качества образования;
доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
рефлексивность, реализуемая через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышение потенциала внутренней оценки, самооценка, самоанализ каждого педагога;
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования;
инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
взаимное дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
6. Предметом системы оценки качества образования являются:
качество образовательных результатов обучающихся;
качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса; качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в лицее, условия их реализации;
воспитательная работа;
профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;
состояние здоровья обучающихся.
7. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя:
единый государственный экзамен для выпускников 11-ых классов;
промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;
участие и результативность в школьных, районных, предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
8. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя:
результаты лицензирования и государственной аккредитации;
эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;
программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе;
оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
обеспеченность методической и учебной литературой;
оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);
оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;
оценку открытости школы для родителей и общественных организаций;
анкетирование родителей.
9. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:
аттестация педагогов;
отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе городских методических объединений);
знание и использование современных педагогических методик и технологий;
образовательные достижения обучающихся;
подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий;
участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
10. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя:
наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;
оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;
оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);
оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
диагностика состояния здоровья обучающихся.