Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска
«Система подготовки к ОГЭ по обществознанию»
(из опыта работы)
Подготовила: Лунина Татьяна Александровна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ №9»
2020
Несмотря на то, что тема Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ до сих пор является спорной, эти экзамены стали реальностью и прочно вошли в систему нашего образования. Введение ОГЭ по четырем предметам для учащихся 9-х классов заставляет нас, учителей, пересматривать организацию учебной деятельности выпускников для решения проблемы: как, с одной стороны, организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и с другой, подготовить выпускников к ОГЭ?
Самая активная фаза по подготовке к ОГЭ начинается в 8 классе. Тем, кто планирует сдавать экзамен предлагаю ознакомиться с демоверсией и кодификатором по предмету. С этого необходимо начать, так как учащийся должен понимать какой объём работы предстоит выполнить, а для некоторых это будет возможностью адекватно оценить свои знания и возможности по предмету.
Однако, когда перед девятиклассниками встает проблема выбора предмета для сдачи экзамена, большинство выбирают обществознание. И на сегодняшний день ОГЭ по обществознанию – один из популярных экзаменов по выбору после обязательных по математике и русскому языку.
Чаще всего выпускники объясняют свой выбор тем, что «предмет несложный, формул, как в физике и химии, учить не надо. Преподается один раз в неделю, а значит, ничего сложного на экзамене не будет». Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе. Большинство из них уверены, что «уж про общество, в котором живу – я знаю все». А сдать экзамен по обществознанию не просто.
Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Этот предмет включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в различных сферах жизни.
Уверенность в том, что обществознание самый легкий предмет, это главная ошибка выпускников и может привести к неожиданным последствиям. Возвращаясь к статистике, хочу заметить, что около 8%, сдававших ОГЭ по обществознанию по той или иной причине не справились с необходимым минимумом заданий экзамена.
Анализируя свой многолетний опыт, учитывая достижения и просчёты, мной была выработана и опробована собственная система предметной подготовки учащихся к ОГЭ. Я бы хотела кратко остановиться на принципах построения и формах работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию.
Прежде всего, всегда руководствуюсь правилом: подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию - это, во-первых, а, во-вторых, и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Свою работу строю по трём основным векторам:
I направление – введения или «погружения» в экзамен.
Задачи:
- развитие мотивации, целеполагания и уверенности учащихся;
- формирование представления о структуре и содержании КИМов по предмету, назначении заданий различного типа;
-формирование положительное отношение к процедуре контроля экзамена.
На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией. Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену. Так же на данном этапе считаю важным формирование психологической устойчивости учащихся.
В чем я вижу важность психологической подготовки? Дело в том, что психологическая устойчивость способствует успешной аттестации. Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ и ЕГЭ.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях;
- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Важным содержательным элементом данного направления считаю также работу с родителями. Ведь очевидно, что в подготовке учеников к экзамену они играют огромную роль. Согласитесь, ведь именно родители во многом ориентируют своих детей на выбор предмета, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.Поэтому им тоже необходима особая подготовка. Мне представляется наиболее оптимальным вариантом использовать для такой подготовки родительское собрание, так как это привычная форма работы, которая к тому же позволяет охватить родителей фронтально, в группе.
Расширение знаний родителей о сущности и процедуре экзамена, знакомство с нормативно - правовыми документами по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период. В течении учебного года стараюсь знакомить родителей о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого ученика. Также для родителей проводится анализ пробного ОГЭ.
1 направление – функциональная работа, которая выражается в организации различных способов учебной деятельности. Выделение данного направления связано с очевидной проблемой: регулярность учебных занятий по обществознанию равняется 1 часу в неделю, это 34 часов в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на экзамене и реальные знания, этих часов будет недостаточно.
Как же пополнить багаж знаний по предмету? Я использую возможности многоуровневой подготовки
Первый уровень – урочная подготовка. Уверена, что образовательное пространство современного урока должно быть наполнено современными ресурсами и педтехнологиями. Это позволяет в работе по подготовке учеников к итоговой аттестации решить триединую задачу – понимание обществоведческого материала, его усвоение и контроль качества знаний.
Огромную роль в успешной сдаче экзамена играют знание и применение обществоведческих терминов. Отсюда особый контроль за их усвоением. Вот несколько примеров отработки терминов:
1)составление кроссвордов. Способ, конечно, не новый, но очень действенный. Особенно любят дети 5-7 классов. Можно делать кроссворд «наоборот»: сначала его заполнить, а потом составлять вопросы к терминам. Кроссворды не обязательно должны быть очень большими. Все зависит от целей, которые я ставлю;
2)прием «Лабиринт понятий»: термины перемешаны с их толкованием и необходимо связать одно другим;
3)прием «Снежный ком», использование которого может показать не только качество усвоения термина, но и увидеть, как он будет использоваться в контексте изучаемой темы.
Например: дается понятие «гендер»: один ученик даёт определение, второй - признаки и т.д. Гендер –социальный пол есть разные гендерные роли (мужские и женские) гендерная роль мужчин заключается в … гендерная роль женщины заключается в…- и тд . Последний из опрашиваемых должен повторить всю услышанную ранее информацию.
Конечно уже с 5-го класса я начинаю работать с терминологическим аппаратом, с текстом на уровне понимания материала и его простого воспроизведения. Один из приемов – помощников «тонкие» вопросы которые требуют простого односложного ответа (кто? что? когда? верно ли?). В следующих классах уже подключается «толстые» вопросы, требующие развернутого ответа.
Второй уровень – консультации. Практикую консультации в форме лекций разного типа. Первый – это лекции-визуализации по всем блокам Содержание представляю в форме схем, графиков, рисунков. При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.
Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».
Третий тип – консультации - практикумы.
Третий уровень - курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Это достаточно качественный тренинг. Программа подготовки включает основные разделы предмета, изучаемые в школе. Регулярно прорабатываются тесты прошлых лет и актуальные демоверсии ГИА. Такой подход поможет не растеряться во время экзамена.
Четвёртый уровень – дистанционная подготовка.
Использую возможности Internet. «Вконтакте» ежегодно создаются онлайн группа (или беседа) для организации обратной связи с обучающимися, где помещаются алгоритм выполнения заданий, памятки, схемы, таблицы, презентации. Ученики активно используют данный сайт.
Для эффективной организации учебной деятельности в классе, самостоятельной работы дома, осуществления дифференцированного и индивидуального подхода важным считаю создание методической базы. К сожалению, большинство учебных пособий, которые издаются сегодня, рассчитаны на тех, кто сдает ЕГЭ, и для девятиклассников сложны. В последнее время рекомендую ученикам сайт «Интернетурок.ру» , «Решу ОГЭ: Система Дмитрия Гущина», где можно посмотреть материалы по темам, представлены варианты текстов, вопросы к ним, которые вызывают наибольшие затруднения.
В качестве основного учебного пособия использую «Полный справочник для подготовки к ОГЭ по обществознанию» П.А. Баранова. В нём представлен материал курса в объеме, проверяемом на основном государственном экзамене. Структура соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету.
Все эти пособия, а также собственно составленные тестовые задания входят в так называемый электронный банк пособий для подготовки к ОГЭ. Вариантов использования такой базы очень много, но все они на мой взгляд должны быть направлены на решение двух задач:
1) закрепление и неоднократный повтор пройденного, самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, наращивание обществоведческих знаний, расширение кругозора и т.д.;
2) отрабатыванию навыков заполнения КИМа, умения правильно выполнять задание, видеть его нюансы.
III направление – диагностика уровня подготовки учащихся, контрольно-оценочная деятельность.
Использую различные формы стартового, промежуточного и итогового контроля, а именно:
мини-тестирование по разделам в рамках урока;
самостоятельные и контрольные работы в формате ОГЭ также в рамках урока;
компьютерное и он-лайн тестирование.
Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).
Результаты конечно же требуют анализа и оценки, чтобы ученики могли увидеть свой рост или проблему, над которой следует работать. В этом году я работаю с «Журналом проведения работ по подготовке к ОГЭ», который позволяет сделать выводы о качестве преподавания и о пробелах в знаниях учащихся.
Вы знаете, насколько кропотлив количественный и качественный анализ диагностических работ. Для облегчения этого процесса я использую шаблоны анализаторов, разработанные учителем физики и информатики Шамариной Т.Н. (режим доступа: http://pedsovet.su/load/1235-1-0-48298)
Экзамен по обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Я убедилась, что системный характер подготовки к ОГЭ действительно эффективен.
Но с другой стороны, важно чтобы ученики усвоили ещё одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке)