СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ОГЭ по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом по подготовке к ОГЭ по географии

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по географии»

Система подготовки к ОГЭ по географии

Экзаменационная работа в 9 классе состоит из 30 заданий разных типов. Добавилось время на экзамен 30 минут, теперь 150 минут, это плюс, изменился порядок заданий, добавились новые - 27, 28, 29. Работа содержит 3 задания (12, 28 и 29), на которые следует дать развёрнутый ответ, только задание 12-е оценивается в 2 балла. Итого максимальный балл уменьшился до 31 балла. Изменилась шкала перевода в оценки 0-11 -2, 12-18 – 3, 19-25 – 4, 26-31 – 5. Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ. В отличие от ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах для ОГЭ больше внимания уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение ими географических знаний и умений.

Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и

анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).

Итоги государственной аттестации позволяют сделать выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, тем самым, повышается ответственность учителя-предметника за качество подготовки учащихся на ступени основного общего образования.

К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие учащиеся выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география не входит.

Географию в основном сдает, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс успешно закончить девять классов и получить специальность по желанию, к сожалению это они осознают только перейдя в 9 класс.

Что мешает подготовке?

  • Неуверенность; отсутствие желания учиться; заниженная самооценка;

  • Негативное отношение к экзамену; низкий уровень вычислительных навыков; слабая сформированность понятий и определений;наличие «пробелов».

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий, например за счет внеурочной деятельности.

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учащихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Ребята должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.

Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «Решу ОГЭ»)

Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование на самоподготовке и в домашних заданиях материалов КИМов.

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ.

После изучения, повторения каждой темы решаем тематические тесты.

Преимущества тематического теста: в нём собраны разные задания по одной теме; на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста; по такому тесту удобно проводить повторение; осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. Ведь 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа, это задания которые требуют умения использовать одновременно несколько карт, методом наложения. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся. 
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика.

При подготовке применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

Например, «Мульти-Россия» – цикл коротких пластилиновых мультфильмов о разных регионах нашей страны, длительностью одна минута. Его ведущим стал Медведь-краевед. (задания 20,30). Смотрят, вспоминают главное, лучше усваивается материал.

При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся, а этому тоже стараюсь научить.

Для самостоятельной работы над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам, а потом сдают зачет по выполнению алгоритма заданий.

Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. Данная система мероприятий способствует повышению качества подготовки и приводит к положительным результатам при сдаче ОГЭ.

Накануне пробного экзамена знакомлю учащихся со стратегией работы на экзамене, которая должна помочь правильно распределить время, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности. Она включает 3 этапа работы. Первый этап - отмечай верное и пропускай то, что сложно.

Второй этап – проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй географические атласы.

Третий этап - проверяй сделанное и угадывай то, что не знаешь.

Человек достигнет результата, только делая что-то сам...

 (Александр Пятигорский, русский философ).

Приложение 1

Алгоритм решения типовых тестовых заданий по теме

«Климат России и мира»

Задача

Карты

Алгоритм действий

5

Чтение синоптической карты, определение зоны действия

атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания

определить нужный город

6

Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление)

2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения

3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта

18

Чтение климатограммы

Карта климатических поясов мира

1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)

3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности)

4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ.










Тема «Население России»


Задача

Карты

Алгоритм действий

4

Определение основных занятий населения

Народы России

Природные зоны России


1.Какие условия необходимы для заданных занятий?

2. Определите район проживания народов

3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия?


22

Динамика показателей населения

Данные задания

1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием

2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику которого необходимо проследить

3. Ответить на вопрос

23

Вычисление показателей населения


(естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д)

Данные задания

1. Вспомнить формулы вычислений:

О пр = Е пр + М пр


Е пр = Р – С М пр = Им – Эм

Плотность = Население/ S(площадь)

Найти в таблице нужные данные

Подставить в формулу

ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты

24,

25

Численность населения городов (города миллионеры)

Плотность населения России

Вспомнить список (16) городов-миллионеров



















Тема «Строение земной коры и процессы,

происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф».


Задача

Карты

Алгоритм действий

15

Установление причинно-следственных

связей явлений

Карты строения земной коры (или другое)

1. Внимательно прочтите текст к заданию

2. Определите явление, о котором идет

речь, вспомните его причины и места распространения

3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании

4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты.

5. Постройте цепочку причинно-следственных связей ( строение лит.плит - тектоническую структуру – их внешнее проявление)

16

Определение районов распространения данного явления

Те же и политическая карта мира

1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте задания

2. Найдите эти области на политической карте мира.

3. Выберите страну, которая расположена в этой области

17

Чтение рельефа по карте

Физическая карта

1. Найдите города, указанные в задании

2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены

3. Запишите в черновике город- его высота

4. Расположите ответы в заданном заданием порядке





















Тема «План местности»


Задача

Алгоритм действий

9

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см) Найдите именованный масштаб на плане


В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км)

Запишите полученный результат

10

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения

От точки отправления проведите луч - направление на север

Соедините точки отправления и назначения

Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

12

Умение читать план, определять и оценивать заданные условия

1.Определите по условию задания предназначение участка

2.Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.

11

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная)

Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

















Приложение 2

«Факторы размещения промышленного производства»

1) Какую продукцию производит описываемое предприятие?

АО «Тульский комбайновый завод» производит сельскохозяйственную технику (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны)

2) Какие условия необходимы для выпуска этой продукции?

При изготовлении сельскохозяйственной техники требуется достаточно

много металла, следовательно, это производство материалоемкое

3)    Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

Сельхоз техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

4)     Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

При размещении материалоемкие производства будут ориентированы на предприятия выпускающие металл – металлургические комбинаты. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится очень дорого, размещаются вблизи потребителя. В данном случае потребителем является сельское хозяйство.

 5) Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе указанном в задании.

В городе Тула (Центральная Россия) есть металлургические предприятия. Такие предприятия есть и в других городах Центральной России (напр. Липецк). В Тульской области развито сельское хозяйство, а следовательно, необходима и сельхоз техника.


































Приложение 2

Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства (сложное задание)


Отрасли

Технико-экономические особенности производства и особенности готовой продукции, влияющие на размещение

Ведущие факторы размещения производства

Черная металлургия


Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и топлива на изготовление одной единицы готовой продукции)

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Топливный – тяготение к местам добычи каменного угля .

Размещение на пересечении потоков сырья и топлива.

Передельная

металлургия

В качестве сырья использует металлолом

Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой концентрацией промышленного производства и транспортных магистралей т.е. к районам, где в наличии большое количество металлолома

Цветная металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и на изготовление одной единицы готовой продукции), затраты

сырья гораздо выше чем в черной металлургии.

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (руд цветных металлов)

Металлургия тяжелых металлов


Низкое содержание металла в руде

Сырьевой


Металлургия легких металлов


Высокая энергоемкость

Энергетический фактор - тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС

Тяжелое машиностроение

 - производит оборудование для других отраслей, например:

- энергетическое

- металлургическое

- химическое

- пр-во горно-шахтного оборудования

- пр-во дорожно-строительного оборудования

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

 

Транспортировка продукции связана с большими затратами

Сырьевой – тяготение к металлургическим предприятиям

 

 

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции (напр. к районам добычи полезных ископаемых, к районам с высокой концентрацией предприятий электроэнергетики и т.д.)

Сложное и точное машиностроение (приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, пр-во вычислительной техники)

Трудоемкость

 

 

Наукоемкость

Трудовой – тяготение к районам концентрации населения

Научный фактор – тяготение к районам и центрам, обладающим

научной базой (крупным НИИ, конструкторским бюро и пр.)

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельхоз. техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

 

 Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции, т.е. к сельскохозяйственным районам

 

 Сырьевой фактор – тяготение к металлургическим предприятиям

Целлюлозно-бумажная



промышленность

Водоёмкость – высокие затраты воды в



производстве

 

 

Высокая энергоемкость – высокие затраты электроэнергии

Водный фактор – тяготение к источникам пресной воды (рекам, озерам,


водохранилищам)

 

Энергетический фактор - тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Производство минеральных удобрений (азотных)

В качестве сырья могут использоваться отходы коксохимического производства, природный газ, нефть и пр.

Достаточно свободное размещение

Фактор комбинирования производства – тяготение к коксохимическим производствам

Транспортный фактор – тяготение к линиям трубопроводов

Сырьевой - тяготение к местам добычи или переработки нефте- газового сырья.

Электроэнергетика

 

 

 

 



тепловая

 

 

 

 

 





гидроэнергетика

 

 


атомная

Стоимость электроэнергии входит в себестоимость любой продукции. Электроэнергия определяет развитие НТР.


-использует в качестве топлива торф, сланцы, бурый уголь

 

- использует в качестве



топлива природный газ, мазут)

строятся на реках с большим падением и расходом воды


низкая материалоемкость – 1 кг ядерного топлива выделяет столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т угля.


Для всех видов электростанций ведущий фактор при размещении потребительский – тяготение к потребителю продукции (население и производства)


топливный - тяготение к районам добычи топлива

 

потребительский –



тяготение к потребителю


природно-ресурсный фактор



потребительский фактор

Пищевая промышленность (сахарная)

Сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов

Сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла)


Пищевая промышленность (кондитерская, хлебопекарная)


Готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния


Потребительский – тяготение к потребителю продукции

 

 





Приложение 3



Задания № 17 на тему «Земля – планета Солнечной системы»

При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:

При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,50 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики:

22 июня – день летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 900) над северным тропиком (23,50 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,50 с.ш.) – полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,50ю.ш.)полярная ночь. Закономерность: продолжительность

    21 декабря – день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии – полярная ночь, а в южном – полярный день…

    21 марта и 23 сентября – дни весеннего и осеннего равноденствий – Солнце в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах. Продолжительность

дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга .


«Земля – планета Солнечной системы» Задания № 17


22 июня – день летнего солнцестояния 

В день летнего солнцестояния продолжительность дня увеличивается к Полярному кругу. Если в задании все города расположены на одной широте, раньше всего Солнце взойдет над самым восточным городом, позже в западном

21 декабря – день зимнего солнцестояния

Зимой, 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, продолжительность дня увеличивается к югу. То есть, чем севернее город, тем позже встанет Солнце. Если города в этом задании имеют одинаковую широту, то позже встанет Солнце у города, расположенного западнее, так как Солнце встает на востоке.

21 марта дни весеннего равноденствия

В день равноденствия Солнце одинаково освещает полушария. Раньше всего Солнце над горизонтом поднимется над самым восточным городом.

Позже всего Солн­це над го­ри­зон­том под­ни­мет­ся над самым за­пад­ным городом

23 сентября дни осеннего равноденствия

В день равноденствия Солнце одинаково освещает полушария. Раньше всего Солнце над горизонтом поднимется над самым восточным городом.

Позже всего Солн­це над го­ри­зон­том под­ни­мет­ся над самым за­пад­ным городом















Приложение 4

Алгоритм решения:

Задание 27. Открыть физическую карту мира или карту океанов ( 7 класс) или в конце атласа найти по названию.

Задание 28. Посмотреть по карте течений

Задание 29. Открыть климатическую карту и ответить, что Саргасово море находится в зоне высокого давления (северный тропик)





















Приложение 4

Алгоритм решения:

Задание 27. Открыть карту районирования России ( 8 или 9 класс), определить район ( Юг России)

Задание 28. Подчеркнуть фразу «использует летние осадки» и «без ирригации», следовательно: Богарные земли – это земли, на которых сельскохозяйственные культуры возделывают без искусственного орошения. То есть используется главным образом влага, получаемая почвой весной и летом.

Задание 29. Поскольку Ставропольский край расположен в основной зоне расселения, то он хорошо обеспечен трудовыми ресурсами, что необходимо для текстильной промышленности. (Знать факторы размещения)









Приложение 5

Должны знать

Рекордсмены планеты Земля (задание 1)

  •  Самый большой материк Земли — Евразия, его площадь 50,6 млн. км2. ·

  • Самый маленький материк Земли — Австралия. Его площадь 7,6 млн. км2 ·

  • Самый большой остров - Гренландия - 2176 тыс. км2.

  •  Самый большой и глубокий океан – Тихий. Площадь его с морями 178,7 млн. км2. Средняя глубина около 4 тыс. м, максимальная — 11 022 м (Марианский желоб). ·

  • Самый малый и неглубокий океан — Северный Ледовитый. Площадь его 14,75 млн. км2 ·

  • Самая высочайшая вершина мира- г. Джомолунгма (Эверест) — 8848 м. ·

  • Самая низкая точка суши — побережье Мертвого моря, лежащего на 408 м ниже уровня моря ·

  •  Самая большая низменность Земли — Амазонская (площадь свыше 5 млн. км2) — расположена в Южной Америке.

  • Самый высокий вулкан — Льюльяйльяко (в Южной Америке) — 6723 м над уровнем моря.

  •  Самое глубокое место Мирового океана - Марианский желоб — 11 022 м.

  •  Самое жаркое место на Земле- район Триполи (Северная Африка): +58 °С; в долине Смерти (США, Калифорния): +56,7 "С.

  • Самая низкая температура воздуха наблюдалась в Антарктиде на станции «Восток»: —89,2 °С; в районе Оймякона: —71 °С.(полюс холода России)

  •  Самое влажное место на Земле - район Черапунджи (Индия) — 10 854 мм.

  • Самое наименьшее среднегодовое количество осадков выпадает в районах Дахла (Египет) — 1 мм; Икика (Чили) — 3 мм. ·

  •  Самый холодный материк Земли — Антарктида.

  • Самый жаркий материк — Африка. В Африке зарегистрированы самые большие суточные колебания температуры — более 50 °С в районе Сахары.

  •  Самая большая годовая амплитуда колебания температуры — в Евразии. Здесь, в Оймяконе, расположен полюс холода Северного полушария. Морозы зимой иногда достигают —70 °С, среднеянварская температура: —50 °С, среднеиюльская температура: + 18,8° С.

  • Самый высокий водопад мира —Анхельна реке Чурун (Гвинейское плоскогорье, Венесуэла).

  • Самое большое озеро — Каспийское; его площадь 371 тыс. км2.

  •  Самое глубокое озеро — Байкал; его глубина 1620 м.

  • Самая большая и многоводная река Земли — Амазонка.

  •  Самый глубоких каньон мира — Большой каньон Колорадо в США, его протяженность 320 км, глубина — 1800 м, ширина — от 8 до 25 км.

  •  Самая крупная карстовая пещера мира- Мамонтова пещера на плато Камберленд в США. Это сложная пятиярусная система полостей глубиной до 300 м, суммарной длиной 240 км.

  • Самый большой гейзер- гейзер «Гигант» в Йеллоустонском национальном парке США. Высота столба кипящей воды, которую выбрасывает этот гейзер, достигает 91 м!

  • Самый длинный день — полярный — продолжается от весеннего до осеннего равноденствия.

  • Самая длинная ночь — полярная — продолжается полгода на Северном полюсе, сменяя полярный день.

  • Самое высокое на Земле дерево - секвойи (в высоту достигает ста и более метров, а в диаметре — 6—10 м). Живут секвойи до 2 тыс. лет, а иногда и до 4 тыс. Родина этих деревьев — Северная Америка.

  • Самая большая постройка, созданная на Земле живыми существами - Большой Барьерный риф у восточного побережья Австралии ·

  •  Самое мощное теплое морское течение — Гольфстрим. Его ширина — от 75 до 200 км, толщина — 700— 800 м, скорость—от 6—10 до 3—4 км/ч, температура — от +24 °С (в феврале) до +28 °С (в августе).

  • Самое длинное течение- течение Западных ветров

  • Самое большое и самое глубокое на планете море — Филиппинское. Площадь его 5,7 млн. км2, наибольшая глубина — 10 265 м в Филиппинском желобе.

  • Самое большое море, омывающее берега России,—Берингово. Площадь его 2,3 млн. км2, наибольшая глубина достигает 5500 м.

  • Самое малое море —Мраморное. Площадь его около 12 тыс. км2. Его ширина 80 км, длина 280 км. Наибольшая глубина достигает 1273 м. ·

  •  Самое мелкое море — Азовское. Средняя глубина его 8 м, а наибольшая — 15 м. Площадь моря 39 тыс. км2 ·

  •  Самое пресноводное море — Балтийское. Оно в 4—5 раз преснее Мирового океана. ·

  •  Самое теплое и самое соленое море — Красное. Средняя температура воды в феврале + 18 °С на севере и до +26,5 °С на юге. Летом вода прогревается до +32 ° С, на глубине -до +22 °С

  •  Самые холодные моря - Восточно-Сибирское и Бофорта в Северном Ледовитом океане и моря Росса и Уэделла возле берегов Антарктиды.

  •  Самый большой по протяженности пролив — Мозамбикский. Длина его около 1760 км, ширина — от 422 до 925 км. Он отделяет Мадагаскар от Африки.

  •  Самым широкий и глубокий пролив - пролив Дрейка, отделяющий Южную Америку от Антарктиды. Его ширина 1120 км, а максимальная глубина 5249 м.

  • Самый узкий межконтинентальный пролив — Босфор, соединяющий Черное море с Мраморным. Ширина — от 750 до 3700 м, длина около 30 км.

  • Самый длинный искусственный морской канал — Суэцкий — длиной 161 км. По каналу проходит географическая граница между Азией и Африкой. За год канал пропускает 20 тыс. судов. Канал сокращает путь из Европы в Индию на 3000 миль, в Китай — на 3600 миль. Сооружался с 1858 по 1869 г.

  • Самая высокая приливная волна в заливе Фанди — от 16 до 18 м





Приложение 6

Должны знать (задание 4)

  • Заповедник на острове Врангеля. В границах заповедника расположены родильные берлоги белого медведя. Для акклиматизации на остров были завезены северный олень и овцебык.

  • Командорский - уникальные лежбища морских млекопитающих (котиков) можно наблюдать в заповедниках Дальнего Востока. Ильменский – минералы – Урал.

  • Кроноцкий - термальные источники и гейзеры (Камчатка). Курильский – вулканы.

  • Таймырский, Большой Арктический, Ненецкий, Гыданский, Кандалакшский — тундра.

  • Лапландский - горно-тундровые экосистемы дикого северного оленя

  • Кандалакшский, Костомукшский, Тунгусский, Верхне-Тазовский, Центрально-Сибирский, Магаданский - тайга.

  • Баргузинский - основан на Байкале, соболь. Усть - Ленский – дельта р. Лена, арктический климат.

  • Приокско-Террасный — смешанный и широколиственный лес, расположен в южной части Московской области на левом берегу Оки. Основная часть территории — леса, главным образом сосновые и смешанные с березой, елью, дубом и липой. + Окский

  • Ростовский, Воронежский, Оренбургский, Хоперский – степь, лесостепь.

  • Астраханский - в дельте р. Волга, лотос, степи, полупустыни. Алтайский – Телецкое озеро, горы.

  • Уссурийский, Сихотэ-Алинский – амурский тигр. Тебердинский, Кабардино-Балкарский — в горах Кавказа.

  • Зейский - елово-лиственничных лесов с элементами маньчжурской флоры. Катунский – г. Алтай.

  • Богдинско - Баскунчакский – полупустыня, соленое озеро.



Должны знать (задание 4)

  • Многочисленные народы России: русские, татары. - Народы на Европейском Севере: ненцы, коми, карелы

  • Оленеводство и рыболовство, резьба по кости - традиционные занятия жителей Севера - эвены, эвенки, чукчи, ненцы, энцы, коряки, эскимосы, алеуты (чум)

  • Пашенное земледелие, вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений – мордва, чуваши, марийцы.

  • Пастбищное овцеводство, коневодство и верблюдоводство - калмыки (юрта)

  • Разведение овец и коз - традиционное занятие жителей горных и полупустынных пастбищ – карачаевцы, народы Дагестана









Приложение 7

Климат (задания 16, 18)

1. Континентальность климата возрастает при движении с запада на восток! Это зависит от влияния Атлантического океана, т.к большая часть России расположена в умеренных широтах, здесь преобладает западный перенос ветров.

2.Зимой в связи с отрицательным радиационным балансом на территории России происходит интенсивное выхолаживание поверхности. Январские температуры изменяются при движении с запада на восток и зависят от циркуляции воздушных масс.

3.Средние месячные температуры июля положительны на всей территории России. Июльские изотермы расположены почти широтно, что определяет решающее влияние на летний температурный режим солнечной радиации и меньшее значение циркуляционных процессов.

4.Количество выпадающих осадков крайне неравномерно распределено по территории страны. Решающими факторами являются близость или удалённость от моря, абсолютная высота места, расположение горных хребтов. Для характеристики обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения (К).

5. Коэффициент увлажнения – отношение годовой суммы осадков к испаряемости (количество влаги, которое может испариться с водной поверхности при данной температуре на этот же период): К= О : И.

При К 1 увлажнение избыточное (тундра, лесотундра, тайга, смешанный лес);

При К = 1 увлажнение достаточное (лесостепь);

При К

При К


Приложение 8

Геоэкологические проблемы (задания 14, 15)

  • Засухи, суховеи, пыльные бури наиболее характерны для ЮГО-ВОСТОКА страны: Астраханской области, республика Калмыкия, Оренбургская обл.). Здесь необходимо сохранять влагу в почве.

  • Многолетняя мерзлота характерна для Сибири и Дальнего Востока + Монголия

  • Из-за таяния ледников более всего пострадают города на побережье океана (С.-Пб., Калининград, Архангельск)

  • Сели возникают в горных районах (Кабардино-Балкарская республика. Дагестан, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия)

  • Снежные лавины наблюдаются преимущественно в горных районах (Алтай, Северная Осетия)

  • Сейсмоопасные зоны расположены на границах литосферных плит: Кавказ (Европейский Юг), юг и восток страны – Камчатка (ГеоТЭС), Сахалин, Курильские о-ва.

  • В летнее время разливается Амур, во время муссонных дождей.

  • Каскад ГЭС объединяет наибольшее число электростанций на Енисее.

  Под угрозой цунами находятся тихоокеанские побережье Евразии и острова Тихого океана вблизи восточных границ материка (Япония), в России - Камчатка, Курильские острова, Приморский край.

  • Землетрясения происходят в сейсмических поясах на границах литосферных плит - Индонезия, Мексика, Чили, Турция, Исландия, Новая Зеландия.

  • Вулканы находятся в сейсмических поясах Земли на границах литосферных плит - Италия, Филиппины, Исландия, Мексика.

  • Тропические циклоны более всего опасны для стран, расположенных в тропических широтах: между северным и южным тропиками, восток Евразии (Япония, Бангладеш, Таиланд)

  • В России потенциально опасными лавинообразными районами считают Северный Кавказ, Урал, Сахалин, западные и восточные районы Сибири и Алтая



Приложение 9

ВЫУЧИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (задания 22, 23)

  • Воспроизводство населения — это процесс смены поколений. Математическим показателем воспроизводства является естественный прирост (ЕП) — разница между показателями рождаемости и смертности.

  • Урбанизация — процесс роста городов, увеличение количества городских жителей, распространение городского образа жизни.

  • Миграции — перемещения населения. Они бывают внутренними (внутри страны) и внешним (из страны в страну).

(задание 21)

  • Режим реки — это периодические изменения в состоянии реки: половодье, паводки, межень, ледостав, ледоход.

  •      Паводок — кратковременный подъем уровня воды в реке. Может вызываться ливневыми дождями, резким таянием снега в горах.

  •  Половодье - это фаза режима реки, характеризующаяся значительным увеличением ее водности. Половодье происходит каждый год в определенный сезон года. Во время половодья уровень воды в реке поднимается, река выходит из берегов, часто затопляя пойму.
        Меже́нь - низкий уровень воды в рекеозере.

  • Бассейн реки — это площадь, с которой река собирает воду.





















Приложение 10

Сравнение вопросов заданий ОГЭ-2020 и ОГЭ-2019


вопроса

в ОГЭ-2020

Соответствие  вопросу в ОГЭ-2019

1.

1

2.

2 усложнённый

3.

4 усложнённый 

4.

6

5.

10

6.

11

7.

14

8.

26

9.

18

10.

19

11.

21

12.

20

13.

16

14.

3 усложненный

15.

12 усложненный

16.

28

17.

29

18.

27

19.

24

20.

25

21.

13 усложнённый

22.

8

23.

9

24.

7 усложненный

25.

17 

26.

5 усложнённый

27.

Новый

28.

Новый

29.

Новый

30.

30




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!