Цель: обеспечить качественную подготовку обучающихся 9 классов к основному государственному экзамену по географии.
Задачи:организовать эффективную работу по подготовкекосновному государственному экзамену по географии всех категорий обучающихся:
слабоуспевающих обучающихся (с низким уровнем обучаемости по географии);
обучающихся, имеющих средний уровень обучаемости по географии;
обучающихся, имеющих пробелы в знаниях по причине пропуска уроков, часто болеющих учеников (низкий уровень обученности).
№ | Мероприятия | Сроки/формы организации | Примечание (категория) |
Информационная работа |
1 | Знакомство с возможными формами прохождения (ОГЭ) по географии | Сентябрь/ на уроке | Все обучающиеся |
2 | Знакомство с демоверсией ОГЭ по географии | Октябрь/на уроке | Все обучающиеся |
3 | Обучение заполнению бланков ответов | Ноябрь/на уроке | Все обучающиеся |
4 | Знакомство обучающихся с кодификатором и спецификацией КИМ для проведения ОГЭ | Ноябрь/на уроке | Все обучающиеся |
5 | Оформление стенда в кабинете № 9 с размещением материалов по вопросам ОГЭ по географии: бланки ответов, демонстрационный вариант, опорные задания, инструкцией для учащихся, другое. | Обновление Сентябрь - Май | Все обучающиеся |
6 | Оформление «открытого экрана» по результатам проведенных срезов | Сентябрь - Май | Все обучающиеся |
7 | Информирование о результатах репетиционных экзаменов | Декабрь, апрель (по плану работы) | Все обучающиеся |
8 | Знакомство обучающихся с приказом «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2019 году» | Февраль/ через стенд, на уроке | Все обучающиеся |
9 | Информирование по вопросу изменений в Порядок проведения ОГЭ | Сентябрь – Май/на уроке, через стенд | Все обучающиеся |
10 | Информирование родителей о результатах подготовки обучающихся к ОГЭпо географии | В течение года на родительских собраниях | Родители обучающихся, сдающих географию |
Мероприятия по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ |
1. | Диагностическая работа по выявлению пробелов в знаниях обучающихся, планирование коррекционной работы, распределение обучающихся по группам | Сентябрь/на уроке | Все обучающиеся |
2. | Организация работы коррекционных групп | Октябрь/составление графика консультаций, дополнительных занятий | По группам |
3 | Репетиционный экзамен по географии (на уровне школы, с соблюдением процедуры проведения ОГЭ) | Декабрь - апрель | Обучающиеся, сдающие географию |
4 | Многократное проведение пробы сил по географии, ведение мониторинга результатов обученности ( тематические срезы на уровне учителя) | Январь-май | Обучающиеся, сдающие географию |
5 | Отработка технологии проведения экзамена по географии в форме ОГЭ (на уровне учителя) | Декабрь-Май | Обучающиеся, сдающие географию |
6 | Анализ результатов | В течение года | Обучающиеся, сдающие географию |
7. | Повышение эффективности уроков географии через внедрение новых технологий | В течение года | Все обучающиеся |
8 | Организация самостоятельной работы обучающихся | В течение года | Все обучающиеся |
9. | Курсы по выбору | В течение года | Все обучающиеся |
Коррекционная работа по ликвидации пробелов |
1. | Составление ИОМ (индивидуальных образовательных маршрутов) для различных категорий обучающихся | Октябрь | -со слабоуспевающими обучающимися -с высоким уровнем обучаемости -имеющих пробелы по причине пропуска уроков |
2. | Проведение дополнительных занятий, консультаций | С 27.09.19 по 20.05.20 (график консультаций) Осенние каникулы(график дополнительных занятий) Зимние каникулы (график дополнительных занятий) Весенние каникулы (график дополнительных занятий) | По категориям обучающихся |
3. | Дифференцированный подход к обучающимся при организации уроков географию | В течение года | По категориям обучающихся |
Работа по развитию учащихся, имеющих высокий уровень обученности по предмету |
1. | Отработка опорных заданий повышенного уровня | В течение года | С высоким уровнем обучаемости |
2. | Участие в олимпиадах | В течение года | С высоким уровнем обучаемости |
Работа с родителями |
1. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам оказания содействия обучающимся при подготовке к ОГЭ по географию | В течение года | По категориям обучающихся |
2. | Профилактические беседы с родителями обучающихся, имеющих пропуски уроков | В течение года | 9 |
Взаимодействие с учителями, психологом |
1. | Взаимодействие с классным руководителем по вопросу текущей успеваемости, посещаемости учебных занятий, реализации ИОМ | В течение года | По категориям обучающихся |
2. | Взаимодействие с психологом школы по вопросу особенностей обучения | В течение года | По категориям обучающихся |
График дополнительных занятий, консультаций, курсов по выбору, иных форм занятий по географии для построения индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в 9 классе в рамках подготовки к ОГЭ
№ | ФИО | Консультации С 27.09.19 по 20.05.20 | Дополнительные занятия (каникулы) | ИЗ (индзан) | Участ в олим | Исслед, проектная деят |
Слабоуспевающие учащиеся |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
Учащиеся, имеющие пробелы по причине пропуска уроков |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
Учащиеся, имеющие средний и высокий уровень обученности | | Среда (1 и 3) |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
Коррекционная работа со слабоуспевающими учениками в рамках подготовки к ОГЭ по географии
| Мероприятия | Сроки |
1 | Составление списков слабоуспевающих учащихся. Разработка индивидуальных планов по ликвидации пробелов в знаниях учащихся | Сентябрь октябрь |
2. | Индивидуальные консультации для слабоуспевающих учащихся | По отдельному графику |
3. | Определение планируемого результата для слабоуспевающих учащихся | Ноябрь |
4. | Составление расписания домашних самостоятельных занятий по подготовке ОГЭ (под контролем родителей) | октябрь |
5. | Ознакомление учащихся и их родителей с правилами проведения ОГЭ. | Февраль |
6. | Выработать навыки работы с тестовыми заданиями: - научить избегать «слабые» места при выполнении тестов. - учить учащихся технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. - обучать приему «спирального движения» по тесту. - учить обратить внимание на ключевые слова «верно», или «неверно», и т.д. | В течение года |
7. | Научить учащихся правильно заполнять бланки | Ноябрь –март |
8. | Решение диагностических работ, тренировочных работ. Анализ результатов. | В течение года |
9. | Использование интернет ресурсов: открытый банк заданий сайта ФИПИ, сайт «Сдам ОГЭ», | В течение года |
10 | Еженедельное выполнение домашней контрольной работы (тренировочных работ ОГЭ прошлых лет) | Декабрь – май |
11 | Выступление в родительских собраниях по вопросам подготовки к ОГЭ | По плану школы |
12 | Индивидуальные консультации | В течение года |
13. | Организация повторения основных тем для подготовки к ОГЭ | Октябрь- май |
14. | Участие учащихся в пробных экзаменах на муниципальном уровне | По графику |
15. | Психологическая поддержка учащихся и родителей при подготовке к ОГЭ | В течение года |
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
План
проведений консультаций по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по географии
Цели: повторить изученный материал за курсы географии 6-9 классы, закрепить умения работать с географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков, подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.
№ | Название темы | Количество часов |
| Физическая география | |
1 | Географические открытия путешественников | 2 |
2 | Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах | 2 |
3 | Географическая ширина и долгота. Изображение высот и глубин | 2 |
4 | Природные зоны земли | 2 |
| География материков и океанов | 2 |
5 | Карты материков и океанов | 2 |
6 | Мировой океан-главная часть гидросферы | 2 |
7 | Географическая оболочка | 2 |
8 | Страны мира | 2 |
9 | Южные материки | 2 |
10 | Северные материки | 2 |
11 | Климат и климатические ресурсы России | 2 |
12 | Внутренние воды и водные ресурсы | 2 |
| География России. Хозяйство и население | 2 |
13 | Особенности расселения населения России | 2 |
14 | Главные отрасли и межотраслевые комплексы России | 2 |
15 | Европейская часть России | 2 |
16 | Азиатская часть России | 2 |
17 | Россия в современном мире | 2 |
Итого 34 часа
График консультаций
День недели | Время | Место проведения | Класс |
среда | 16.30 ч | кабинет № 9 | 9 |
пятница(закрепление) | 8.15 ч | кабинет № 9 | 9 |
Календарное планирование
№ | Дата по плану | По факту | Тема | Вид работы |
1 | сентябрь | | Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9 классов по географии. | |
2 | сентябрь | | Источники географической информации: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с топографической картой. |
3 | сентябрь | | Работа по построению профилей рельефа местности | Выполнение заданий из сборника КИМов |
4 | сентябрь | | Географические координаты. | Определение географической широты и долготы. |
5 | октябрь | | Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земнаяповерхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с физическими картой мира и России. |
6 | октябрь | | Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. | Работа с тектонической картой.Выполнение заданий из сборника КИМов. |
7 | октябрь | | Пробное ОГЭ | Тренировочное заполнение бланков |
8 | октябрь | | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,взаимодействие с атмосферой и сушей. | Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов. |
9 | ноябрь | | Поверхностные иподземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. | Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов. |
10 | ноябрь | | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла ивлаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.Климаты Земли. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Работа с климатограммами. |
11 | ноябрь | | Распределение солнечного света и тепла на Земле | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. |
12 | ноябрь | | Движение литосферных плит. Стихийные природные явления. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. |
13 | декабрь | | Природные зоны Земли | Характеристика природных зон Земли. Работа с картой природных зон. |
14 | декабрь | | Имена на карте мира. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами |
15 | декабрь | | Пробное ОГЭ | Тренировочное заполнение бланков |
16 17 18 | декабрь | | Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.Население материков. Природные ресурсы и их использование.Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами материков. |
январь январь | |
19 | февраль | | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. |
20 | февраль | | Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. |
21 | февраль | | Часовые пояса | Решение задач. Работа с картой часовых поясов. |
22 | февраль | | Природа России. Особенности геологического строения и распространениякрупных форм рельефа | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. |
23 | март | | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняямерзлота. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Климатограмма. |
24 | март | | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещенияна территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. |
25 | март | | Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородияпочв. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с почвенной картой. |
26 | март | | Пробное ОГЭ | Тренировочное заполнение бланков |
27 | апрель | | Население России. Численность, естественное движение населения | Работа с картой населения России. |
28 | апрель | | Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. | Работа с картой плотности населения России. |
29 | апрель | | Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картой народов России. |
30 | апрель | | Городское и сельское население. Крупнейшие города. | Выполнение заданий из сборника КИМов. |
31 | май | | Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами |
32 | май | | Природно-хозяйственное районирование России.Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, ЮгЕвропейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный,человеческий и хозяйственный потенциал. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картами регионов России. |
33 | май | | Пробное ОГЭ | Тренировочное заполнение бланков |
34 | май | | Работа над ошибками. Индивидуальные консультации. | Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа»
п.Арчаглы-Аят
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ-2020
ПО ГЕОГРАФИИ
Учитель географии
МОУ СОШ п.Арчаглы-Аят
Маркина Татьяна Владимировна
2019-20 уч.год