«Система работы по формированию БУД у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сл.1. Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности.
Согласно Стандартам на протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Сл.2. Что такое базовые учебные действия?
Под базовыми учебными действиями ( БУД) понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью .
Сл.3. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании обучающегося (воспитанника) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Сл. 4. Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом БУД, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся (воспитанников);
определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
Сл.5. Настоящая программа формирования БУД реализуется, опираясь на основные принципы ( они представлены на слайде)
принцип деятельности, заключающийся в том, что обучающийся (воспитанник), получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам (в соответствии со своими индивидуальными возможностями и особенностями), принимает систему норм учебной деятельности;
принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;
принцип целостного представления о мире, предполагающий формирование у обучающихся (воспитанников) обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом);
принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся (воспитанников), приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося (воспитанника), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Сл. 6. В основу Программы формирования БУД положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Системно-деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения базовых учебных действий (БУД), что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Функции базовых учебных действий:
-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
-формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
-обеспечение целостности развития личности обучающегося (воспитанника).
С учетом возрастных особенностей обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Базовые учебные действия, формируемые в 1 - 4 классах.
Сл.7. БУД обеспечивает становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: личностной, коммуникативной, регулятивной, познавательной.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Личностные БУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Они позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Дети учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий.
Сл.8. 1. Личностные учебные действия, формируемые в 1 - 4 классах.
Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Задания для формирования личностных базовых учебных действий:
– участие в проектах, исследованиях;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия.
Сл.9. 2. Коммуникативные учебные действия формируемые в 1 - 4 классах.
Включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.).
Например, игра в слова. Дети работают в паре.
Задание 1.Используя буквы с, а, м, ш, у, а составь разные слова из 3 букв; 4 букв.
Задание 2. Обучающие пишут словарные слова, потом обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга.
Сл.10. 3. Регулятивные учебные действия, формируемые в 1 - 4 классах.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Задания, которые формируют регулятивные БУД:
Задание 1. На доске заглавные буквы: С Н А М Х
- Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы. (Обучающиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?
(Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя. (Осуществление учебных действий, коррекция, самоконтроль)
Задание 2. Подчеркни гласные буквы красным карандашом, согласные - синим. Проверь свою работу с образцом на доске.
Ма-ма, са-ма, ма-шу, Са-ша, о-са. (Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)
Сл. 11. 4. Познавательные учебные действия, формируемые в 1 - 4 классах.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Задания, которые формируют познавательные БУД, включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания:
Для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий:
– сравни; – найди отличия (можно задать их количество);
– на что похоже?;
– поиск лишнего;
– лабиринты;
– работа с разными вида таблицами;
– работа со словарями; - различный дидактический материал.
Личностные учебные действия, формируемые в 5 - 9 классах.
Сл.12. 1. Личностные учебные действия включают следующие умения:
- испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Сл.13. 2. Коммуникативные учебные действия, формируемые в 5 - 9 классах.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды - делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Сл.14. 3. Регулятивные учебные действия, формируемые в 5 - 9 классах.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Сл.15. 4. Познавательные учебные действия, формируемые в 1 - 4 классах.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Сл.16. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД по окончании каждого полугодия, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.