СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Cистема работы по формированию умений писать сочинения у учащихся начальных классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

Просмотр содержимого документа
««Cистема работы по формированию умений писать сочинения у учащихся начальных классов»»

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»


Сочинение – творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок». К сожалению, речь ребенка часто бывает бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочетами.

ФГОС начального общего образования требует, чтобы учащиеся умели писать сочинения разных типов. Поэтому развитие речи школьников одна из главных задач деятельности учителя начальных классов.

В связи с этим представляется важным эту работу организовывать в системе с 1-го по 4 - ый классы. Эпизодическое обучение от случая к случаю никогда не приносит ожидаемых результатов.

Система работы традиционно складывается из следующих компонентов:


  1. урок русского языка, на котором в ходе выполнения заданий и упражнений по изучаемой теме имеет место работа с текстами разных типов (знакомство с новым типом текста; работа органично сочетается, к примеру, с изучением фонетики, грамматики, орфографии и т.д.);

  2. уроки развития речи, полностью посвященные сочинению(продолжительность - один урок плюс один урок работы над ошибками);

  3. уроки риторики, факультативы по развитию речи, которые имеют свою программу.

К моменту поступления в школу ребенок уже владеет речью преимущественно устной (говорение, слушание). И тот, и другой вид устной речи должен быть достаточно развит, чтобы школьник мог успешно учиться. Особенность школьного периода заключается в том, что теперь ребенку необходимо овладеть письменной речью (письмом и чтением).

С самых первых уроков обучения грамоте, литературного чтения математики, письма, русского языка, окружающего мира и др. начинается работа по развитию речи.Сочинение должно стать составной частью каждого урока. Обучение написанию сочинений мы проводим, начиная с 1 класса. Поэтому на начальном этапе вводится система упражнений, которые выполняются под руководством учителя



Сегодня мы хотели бы поделиться с Вами своими наработками.

На начальном этапе мы используем подбор сюжетных картинок по которым можно проводить разные виды заданий (демонстрация картинок).

Данную работу можно проводить и с помощью раздаточного материала, где дети будут иметь возможность работать в парах и группах. (показ карточек)

Каждая тематическая иллюстрация сопровождается рядом вопросов, отвечая на которые школьники учатся четко, ясно и правильно отвечать на поставленные вопросы. Тексты, создаваемые детьми различны по тематике и назначению: описание природы в разные времена года; описание животных; цветов; игрушек; наблюдение за деятельностью людей; повадками зверей; повествование о летних и зимних каникулах и т. д.

Подобные работы учат видеть смысловую связь предложений в тексте, признаки текста: его целостность и законченность. Дети готовятся к пониманию основной мысли, темы. Выполняя задания типа «Какая картина пропущена», школьники учатся устанавливать смысловые связи между частями, видеть структуру текста.

Со второго полугодия на отработку упражнений по написанию сочинений уже отводятся целые уроки, с обсуждением и редактированием текстов. Это самый благоприятный период в подготовке и написании первых сочинений.

За первый год обучения учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, а это и есть опыт работы над сочинением.


Фрагмент урока.

Составь рассказ.

Игра «Лиса».

1. Учителем объявляется главный герой игры (предмет разговора) - лиса. Обязательно показывается картинка. Задаются вопросы:

- Кто это? (Лиса)

- Как можно лису назвать ласково? (Лисонька)

Слова лиса и лисонька записываются как заглавие таблицы.

2. Учащимся предлагается вспоминать все, что они знают о лисе, постараться подобрать слова, которые помогут рассказать что-то важное и интересное о жизни этого животного, их особенностях, повадках.

3. Задаются вопросы: Кто такая лиса?

- Это животное, растение или какой-то неживой предмет? (Животное) Понадобится нам слово животное, чтобы объяснить, кто такая лиса? (Да, понадобится). Запишем это слово в таблицу.

- Животных на свете много. Какое именно животное лиса? Это насекомое, рыба. Птица или зверек? (Зверек) Запишем это слово в таблицу.

- Где живет это животное. Слово живет так же понадобится, чтобы что-то рассказать о лисе? Запишем слово в таблицу.

- А где живут лисицы? (В лесах, зоопарках). Запишем эти слова лес, зоопарк.

- Как называется лисий дом?(Нора). Запишем также слово нора.

- А вам нравится этот зверек? (Нравится)

- За что он вам нравится? (Он красивый) Запишем слова: нравится, красивый.

- Вспомните, как выглядит лиса? Что покрывает ее тело? После дополнения и уточнения ответов детей в таблице фиксируются словашерсть, шерстка, мех, а также слово покрывать

- А теперь вопрос звучит иначе: что носит лиса зимой и летом? Во что она одета? (В шубку) Запишем слово шубка.

- Представьте себе шубку лисы. Какая она? В таблицу включаются слова пушистый, пышный, рыженький.

- А чем еще интересна лиса? Какай у нее хвост? Какие глазки? В таблицу вносятся слова хвостик, глазки, ушки.

- Змеи ползают, птицы летают, рыбы плавают. А как передвигаются лисы? (Бегают, ходят)

- Если лиса животное, значит, она что-то ест, чем-то кормится, чем-то питается. Нужны нам слова: есть, питаться, кормиться, чтобы рассказать о лисах? (Данные слова вносятся в таблицу)

- Какой корм добывает лиса, чем она питается? (Фиксируются словамыши, зайцы, птицы)

- Выводят ли лисы детенышей? Как называются их детеныши? (В таблицу вносятся слова: выводят, детеныши, лисята)

- А какие лисята? Как они выглядят? (Они слепые, маленькие, хорошенькие, забавные и т. д.) Слова вносятся в таблицу.

Данную таблицу учащиеся используют в выполнении речевых заданий, таких как: составление словосочетаний, предложений, текстов в устной и письменной форме.


Сочинения во 2 классе носят обучающий характер и выполняются при значительной помощи учителя, но упражнения усложняются.

Сочинения пишутся либо по готовому плану, либо по плану, составленному коллективно. Исходя из наших наблюдений, коллективная работа над планом помогает учащимся лучше осознать и запомнить текст и поэтому является более эффективной.

При знакомстве с типами текстов методисты не едины в своем мнении не только в вопросе, в каком порядке изучать типы текста: сначала описание, а потом повествование или наоборот, но и в вопросе, каким образом знакомить с текстом – повествованием. Одни считают, что нужно сразу на одном уроке познакомить с тремя типами текстов, другие – знакомить поочередно с каждым в отдельности. Наша точка зрения – познакомить сразу с тремя типами текста на одном уроке.


Текст. Родился медвежонок. Медвежонок родился очень маленьким. Шел день за днем. Медвежонок уже заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.


- Как вы думаете, какой это тип текста?

- Вспомните, какой тип текста относится к повествованию? (в тексте – повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? и В КОНЦЕ?)

- Попробуем вместе доказать, что это повествовательный текст.

- Разделите текст на смысловые законченные части. Таких частей три. - Прочитайте первую часть. Как бы вы озаглавили ее? (Рождение медвежонка).

-Прочитайте вторую часть. Как бы вы озаглавили эту часть. (Медвежонок растет).

- Прочитайте третью часть. Как бы вы озаглавили эту часть? (Медведи на воле).

Для различия повествовательного текста от текста-описания и рассуждения мы используем прием «фотоснимков»:


- Как выдумаете, достаточно ли будет ОДНОГО снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в рассказе? (Чтобы сфотографировать события, о которых говорится в рассказе, нам нужно сделать несколько снимков, одного не достаточно, т.к. действия сменяют друг друга. Нам надо увидеть, как родился медвежонок, и как он постепенно рос, как выбрался на волю вместе с мамой.)


При тексте – описании достаточно сделать один снимок, а вот при тексте – рассуждении снимок сделать не можем, потому что мысль не сфотографируешь (при построении рассуждения высказывается какая-либо мысль, потом идут доказательства этой мысли, а затем дается итог, т.е. вывод).


К 3-4 классам от сочинения к сочинению трудности в работе должны нарастать, а активность и самостоятельность со стороны учащихся должна проявляться в большей степени.


Разнообразие упражнений очень велико, вот некоторые из них.

Допиши предложения.

Снег лежит, как __________________. Лед прозрачный, как____________. Снежинки сверкают, как ______________. Ели и сосны стоят в снегу, как будто надели _____________ и _______________. Деревья разукрашены инеем, точно ________________.


Попробуй составить свою загадку о цветке.

Тебе может помочь план.

1. Где растет?

2. Основные признаки цветка.

3. На что он похож? С чем можно сравнить?


К данным словам подбери антонимы. Обрати внимание на значение слова:

Худой (человек)

Худой (карман)

Веселый (праздник)

Веселый (смех)

Высокий (голос)

Высокий (человек)


Оживи предметы

Мороз……. узоры на окнах.Ветерок……. по золотым колосьям.Зимний лес……. под снежным покрывалом.

Игра «Составим предложение»

Я произношу два первых слова, а учащиеся по очереди добавляют по одному слову, чтобы получилось логически завершённое предложение или рассказ. Если кто-то из игроков решил, что предложение закончилось, он говорит: «Стоп!»

Игра «Автобиография»

Я говорю, что буду каким-то предметом (явлением), и рассказываю о нём. Ученики слушают и с помощью вопросов выясняют, о ком или о чём идёт речь. Тот, кто правильно угадает объект, становится ведущим, перевоплощаясь в определённый предмет (явление).

Закончи предложения.

Машинист – это человек, который ……….

Плотник – это человек, который………….

Металлург – это человек, который……….

Геолог – это человек, который……………

Замени выделенные слова одним словом.

- После сильных морозов наступила тёплая погода.

- На лугу с места на место перелетали бабочки.

- От июльской жары ручеек перестал течь.

- От сильного порыва ветра гладкая поверхность реки покрылась мелкими волнами.

Легковой автомобиль для перевозки пассажиров.

Судно для перевозки нефти.

Автомобиль для перевозки грузов.

Назови одним словом.

Талон из кассы

Пчелиная семья

Подводная скала

Речной родственник краба

Предмет и его создатель

Картина

Ботинки

Металл



Предмет и материал

Тетрадь

Каша

Бензин

Составь новый рассказ

Оля и Лена шли по улице и громко болтали. Оля не заметила, как толкнула женщину с тяжелой сумкой. Из сумки посыпались пакеты, но девочки прошли мимо.

На автобусной остановке Оля и Лена, расталкивая людей, первыми влезли в автобус и заняли свободные места. Около них стояли пожилые люди, но девочки продолжали весело болтать, не обращая на них внимания.

(Уступили место, входили спокойно, тихо разговаривали друг с другом, увидели, собрали.)

Исправь ошибки.

Ус хорошо, а два лучше.

Не владей бобром, а владей умом.

У грача лечись, у умного учись.

Лось добра не даёт.

П ридумай словосочетание так, чтобы оно в одном словосочетании слово являлось именем существительным, а в другом глаголом.

Белила

Пила

Дали

Стекло

Стих

Соедини части пословиц. Выучи 3 пословицы наизусть.

Без труда

один раз отрежь.

Дерево ценят по плодам,

не знают скуки.

Семь раз отмерь-

гуляй смело.

Умелые руки

не выловишь и рыбку из пруда.

Что посеешь,

а человека по делам.

Кончил дело-

то и пожнёшь.





Соедини части пословиц. Выучи 3 пословицы наизусть.

Без труда

один раз отрежь.

Дерево ценят по плодам,

не знают скуки.

Семь раз отмерь-

гуляй смело.

Умелые руки

не выловишь и рыбку из пруда.

Что посеешь,

а человека по делам.

Кончил дело-

то и пожнёшь.



Соедини части пословиц. Выучи 3 пословицы наизусть.

Без труда

один раз отрежь.

Дерево ценят по плодам,

не знают скуки.

Семь раз отмерь-

гуляй смело.

Умелые руки

не выловишь и рыбку из пруда.

Что посеешь,

а человека по делам.

Кончил дело-

то и пожнёшь.



Соедини части пословиц. Выучи 3 пословицы наизусть.

Нет друга-ищи,

а товарища выручай.

Друг познаётся

и все за одного.

Сам погибай,

а нашёл- береги.

Не имей сто рублей,

в беде.

Старый друг

а имей сто друзей.

Один за всех,

лучше новых двух.



Соедини части пословиц. Выучи 3 пословицы наизусть.

Нет друга-ищи,

а товарища выручай.

Друг познаётся

и все за одного.

Сам погибай,

а нашёл- береги.

Не имей сто рублей,

в беде.

Старый друг

а имей сто друзей.

Один за всех,

лучше новых двух.



Соедини части пословиц. Выучи 3 пословицы наизусть.

Нет друга-ищи,

а товарища выручай.

Друг познаётся

и все за одного.

Сам погибай,

а нашёл- береги.

Не имей сто рублей,

в беде.

Старый друг

а имей сто друзей.

Один за всех,

лучше новых двух.



Соедини части пословиц. Выучи 3 пословицы наизусть.

Нет друга-ищи,

а товарища выручай.

Друг познаётся

и все за одного.

Сам погибай,

а нашёл- береги.

Не имей сто рублей,

в беде.

Старый друг

а имей сто друзей.

Один за всех,

лучше новых двух.



Огромную помощь в нашей работе нам оказывают словари.

Словари - сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания.

Организация работы со словарями на уроках русского языка и литературного чтения способствует, на наш взгляд, формированию познавательных универсальных действий.

В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарики учебников, но этого недостаточно. Поэтому мы ведем работу с различными видами словарей.

Этимологический словарь.



Слово

Исторические сведения о его происхождении

Проверочное слово

голубой

от голубь, обозначало «цвет оперения шейки голубя»

голубь

бездна

от без + дна

дно

скорлупа

от кора

корка

близнецы

от близный

«близкий»

близкий

преодолеть

от дол – «низкое место», обозначало «перейти долину»

подол



Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.