СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

 

Просмотр содержимого документа
«Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся»

Аналитическая справка

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся


1.Ранняя профориентация детей.

Цель: Помощь учащимся 1-11 кл. с ранней профессиональной ориентацией.

Проект по профессиональной ориентации учеников 6-10 классов «Билет в будущее» предложил запустить президент России Владимир Владимирович Путин. Российский лидер отмечал, что это поможет молодежи определиться с выбором профессии, а профессионалам передать накопленный опыт подрастающему поколению. Оператором нового единого проекта по профориентации стал союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».

класс

Кл. руководитель

Кол-во

учащихся

Доля от численности класса

6класс

Кормишкина В.В.

8

53 %

7а класс

Зацепилина Т.Ю

9

75 %

7а класс

Милешко Т.А.

9

75 %

8 класс

Сибирякова Т.А.

7

58%

9 класс

Ганчицкая Н.А.

11

78%

10 класс

Тарасевич В.В.

4

57%

11 класс

Палкина Т.В.

8

100%

Класс коррекции

Горпинченко Т.Н.

2

100%



60



Профориентационный проект «Билет в будущее» состоит из трех основных блоков, с первым из которых ученики нашей школы достойно справились.

Информация по участию в программе была доведена педагогом-психологом до сведения родителей, классных руководителей и учащихся посредством проведения бесед в классах, ссылки на платформу в группе ВК, работа классных руководителей с учащимися и родителей в группах мессенджеров.

Еженедельно проводился мониторинг участия ребят в программе классными руководителями.

60 учеников школы приняли участие в первом этапе



Каждому школьнику предлагалось пройти трех этапное онлайн- тестирование на специальной цифровой платформе. Методика тестирования основана на научных трудах отечественных ученых и практике экспертов Worldskills. Онлайн-тесты содержат развивающий опросник, определяющий готовность к выбору профессии, а также тесты, направленные на диагностику важных для выбора профессии способностей и навыков, осведомленности в различных перспективных направлениях. После каждого этапа тестирования участники получают обратную связь и персональные рекомендации.

    1. Второй блок — профессиональные пробы. Родители были менее активны. Было зарегистрировано 5 родителей. Эти учащиея смогли пройти интересующие их профпробы. Это практико-ориентированные мероприятия. Опытные наставники провели для школьников серию очных занятий и мастер-классов. Профессиональные пробы подразумевают индивидуальную и групповую практическую работу. Результат такой практической работы — выполнение конкретного задания.

    2. После окончания профпробы наставники дали каждому участнику персональные рекомендации. Это третий этап проекта. Учащийся получил

«траекторию профессионального развития» — рекомендации по изучению программ дополнительного образования в регионе.

    1. Также учащиеся могли обратиться к группе ВК Билет в будущее, где могли получить интересующую их информацию и ознакомиться с новостями.

Социально–просветительская работа

Классными руководителями 6 и 11 классов ежемесячно проводились классные часы, мастер-классы, игры по ознакомлению с различными профессиями:

  • «Моя будущая профессия»,

  • «Профессия учитель - сложная, трудоемкая, но самая нужная на земле»,

  • «Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии»,

  • «Выбор профессии»,

  • «Мое будущее – в моих руках»,

  • «Самоопределение – основа успеха»,

  • «Портрет успешного человека»,

  • «Мы выбираем».

  • Профориентационная игра «Профессия на букву» и др.

Старшеклассники с большим удовольствием посетили сельскую библиотеку, детский сад, магазины, пилораму, ПЧ, с целью ознакомления с особенностями разных профессий.

Очень нравятся старшеклассникам массовые мероприятия такие, как «Будущий воин», «Бал старшеклассников», «Зарница», спортивные мероприятия и школьные праздники (День Учителя, День дублера, День космонавтики и др.), где ребята могут побывать в разных образах. Доля участия в данных мероприятиях составляет 100%.

Научные конференции и предметные олимпиады являются первым шагом в выборе и получении профессии.



Выводы:

По итогам участия в проекте проведена рефлексия педагогом-психологом 1.Работа на платформе Билет в будущее велась на протяжение всего времени с сентября по ноябрь.

      1. Для учащихся 6-8 классов больший интерес предоставили тесты на выявление их способностей, склонностей.

      2. У ребята 9-11 классов больший интерес вызвали профориентационные тесты.

      3. Классные руководители 6-11 классов провели большую разъяснительную работу с учащимися и родителями.

      4. Педагогу-психологу регулярно проводился мониторинг участия учащимися в проекте по классам.



  1. Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации

Диагностическая работа

С целью выявления профессиональных предпочтений, предпочитаемой области знаний, предполагаемого профиля с обучающимися 9 и 11 классов было проведено анкетирование.

Статистический анализ позволяет нам определить, что старшеклассников привлекают следующие специальности: на первое место они ставят профессию сотрудника МЧС, на второе – врача, программиста и экономиста. Ученики 9-11-х классов адекватно оценивают свои возможности, учитывая востребованные профессии на рынке труда в крае.

С целью определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» с обучающимися 9 и 11 классов использовалась методика ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) автора Е.А. Климова.

Результаты определение степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности учащихся 9-11 классов показывает, что ученики предпочитают профессиональную область человек-человек, человек – знаковая система и человек-техника.

Консультативная работа

Классными руководителями 9, 11 проведены индивидуальное беседы с учащимися по профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.

Работа с родителями

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей. На родительских собраниях и классных часах, во время индивидуальных консультаций классные руководители (Кормишкина В.В. и Зацепилина Т.Ю.) поднимали вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда. Были проведены индивидуальные беседы с родителями «Будущее вашего ребенка», «Стратегия выбора профессии» и др.





  1. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся ОО, в том числе обучающиеся с ОВЗ


В учебном плане Новониколаевской СОШ в 11 классе реализуется учебный спец.курс «Путь к успеху». Данный спец курс направлен на профориентационную работу, так же для усиления профориентационной работы, которая является неотъемлемым компонентом предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе ведется работа с ИОМ обучающихся по профориентации с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей школьников, уровня психологической готовности, мотивированности к совершению сознательного профессионального выбора. ИОМ был разработан у двух обучающихся 11 класса, что составляет 25% от числа детей 11 класса. Педагогические коллективы постоянно ищут и находят такие пути развития, которых нормой становится творческое самоопределение школьников, реализация исследовательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся, родители, представители общественности.

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся выделяются 4 основных этапа, ставятся профориентационные задачи с учетом их условного деления на три критерия: когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях); мотивационно-ценностный (формирование у школьников смыслообразующих и профессиональных мотивов и ценностных ориентаций); деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).


Психолого - педагогическая поддержка

Доля обучающихся 8-9 классов, охваченных психолого-педагогической поддержкой, консультационной помощью по вопросам профессиональной ориентации, в общем количестве обучающихся 8–9-х классов составила 87%.

Образователь-

но- возрастные группы

Специфика помощи

Типичные ожидания клиентов

Помощь профконсультанта

(основные акценты)

1. Учащиеся младших клас­сов и средней школы (1-й— 7-й классы)

  • Интерес к модным (ярким) профессиям

  • Стремление увязать с профессиями учебные предметы

  • Выбор кружков, сек­ций...

  • Увлекательные рассказы об интересующих про­фессиях

  • Но: постепенное расши­рение представлений о мире профессионального труда вообще (по прин­ципу сходства отдельных элементов труда в раз­ных профессиях, напри­мер, элементы самодемонстрации в профессиях артиста и продавца...)

  • Помощь в выборе увлечения, хобби…

2. Учащиеся 8-х—9-х клас­сов (для неко­торых 9-класc - выпускной класс)

  • Проблема: куда пойти после 9-го класса?

  • Более конкретный ин­терес к профессиям

  • Появляется интерес к профессиональным учебным заведениям

  • Выбор подготовительных курсов

  • Интерес к своей профпригодности («проведите на мне тестик - к какой профессии подхожу»…)

  • Профконсультационная помощь в выборе подго­товительных курсов и профиля учебного заве­дения

  • Помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профессиональной непригодности… )

  • Больший акцент - на ценностно-смысловые стороны профессионального труда

  • работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

3. Учащиеся 10-х-11-х классов

  • Выбор профессии

  • Выбор учебного заведения

  • Выбор подготовительных курсов

  • Интерес к и нравственным аспектам будущей трудовой жизни

  • Главное для старшеклассника - стремление к более конкретному выбору…

  • Основной акцент - на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дискуссии, обсуждение разных позиций…)

  • Профинформационная помощь (конкретная - больший акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения)

  • Индивидуальный подход

  • По возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка)…

5. Выпускники школ - различные варианты:

  • дальнейшее обучение;

  • временная работа (в том числе и как резервный вариант)

  • для юношей - служба в армии (выбор рода войск как почти фантастичное положение…)

  • Конкретный (окончательный) выбор;

  • Иногда - стремление к «философствованию» (как вариант «ухода» от решения конкретных задач)

  • Главный акцент - на помощь в конкретном выборе

  • Возможны и «философствования», но только как прием для налаживания доверительного контакта


Участие в открытых уроках «ПроеКТОрия»

Цель: профориентация школьников.

Задачи:

 знакомство с различными профессиями современного мира;

 участие в решении технологических задач от крупных компаний и инженерных ВУЗов страны;

 формирование интереса школьников к освоению новых профессий.

Проект «Проектория» стартовал в ноябре 2016 года. Проводится по распоряжению Президента РФ с 2013 года. Сайт https://proektoria.online/ предлагает школьникам познакомиться с актуальными профессиями, услышать о них от людей, сделавших себе имя в изучаемой сфере.

Представители вузов, крупнейших российских компаний и лучшие педагоги страны делятся со школьниками опытом и помогают им выбрать профессию мечты.

Всего в течение 2021 – 2022 учебного года открытые уроки «ПроеКТОрия» посетили 62 ученика 7 –

11 классов. Доля составляет 94% от числа обучающихся 7-11 классов

Даты проведения Всероссийских открытых уроков в 2021 – 2022 учебном году:

 20.09.2021 г. – «Я помню»;

 14.10.2021 г. – «Быстрее! Выше! Умнее!»;

 11.11.2021 г. – «Зарядись!»;

 16.12.2021 г. – «Здравствуй, дерево!»;

 20.01.2022 г. – «Инженеры 2.0»;

 17.02.2022 г. – «Примерочная профессий»;

 14.03.2022 г. – «Авторы перемен»;

 17.03.2022 г. – «Наперегонки с будущим»;

 14.04.2022 г. – «Сделай громче!»;

 25.04.2022 г. - «Моя профессия – история».

Большое внимание уделяется обучающимся с ОВЗ. Обучающиеся класса коррекции активно участвовали во всех школьных профориентационных мероприятиях, доля участия составляет 100%.

Для обучающихся с ОВЗ в течении года был реализован проект «В мире профессий». Педагогами (Кормишкина В.В., Горпинченко Т.Н., Николаев Н.Н.) были организованны профессиональные пробы по следующим направлениям:

1 четверть- направление «Обслуживание»

Специальности: технический персонал Ш-И., дворник, парикмахер, швея.

2 четверть- направление «Сельское хозяйство»

Специальности: мастер растениеводства (агроном, садовник), ветеринар, зоотехник, и др.

3 четверть- направление «Общественное питание и торговля»

4 четверть- направление «Транспорт»

Специальности: автомеханик, водитель, помощник машиниста и др.

Ежегодно обучающиеся с ОВЗ участвуют в национальном конкурсе по профмастерству «Абилимпикс», в этом году доля участников составила 50% от общего числа обучающихся 8-9 классов.

В 2022 году был реализован наставнический проект по профориентации «Ученик-ученик» для 4-9 классов. В течении года ребята 11 класса знакомили обучающихся с разными профессиями в разных направлениях (проф.пробы, экскурсии, использование виртуальной реальности)

4. Выбор профессии обучающимися ОО

На конец 2022 учебного года выпускников 9-х классов составило 16 чел.

В государственной итоговой аттестации 2022 года по образовательным программам основного общего образования принимали участие 16 выпускника, 1 - не получил аттестат.


Всего из 16 выпускников 9-х классов в 10 класс пришли 6 чел.


Из 8 одиннадцатиклассников, сдававших ЕГЭ, поступили в колледжи и техникумы 7 человек.


Выпускники с ОВЗ так же поступили в учебные заведения.


Старший методист по ВР Шкареденок И.Н.