Аналитическая справка
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
1.Ранняя профориентация детей.
Цель: Помощь учащимся 1-11 кл. с ранней профессиональной ориентацией.
Проект по профессиональной ориентации учеников 6-10 классов «Билет в будущее» предложил запустить президент России Владимир Владимирович Путин. Российский лидер отмечал, что это поможет молодежи определиться с выбором профессии, а профессионалам передать накопленный опыт подрастающему поколению. Оператором нового единого проекта по профориентации стал союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».
класс | Кл. руководитель | Кол-во учащихся | Доля от численности класса |
6класс | Кормишкина В.В. | 8 | 53 % |
7а класс | Зацепилина Т.Ю | 9 | 75 % |
7а класс | Милешко Т.А. | 9 | 75 % |
8 класс | Сибирякова Т.А. | 7 | 58% |
9 класс | Ганчицкая Н.А. | 11 | 78% |
10 класс | Тарасевич В.В. | 4 | 57% |
11 класс | Палкина Т.В. | 8 | 100% |
Класс коррекции | Горпинченко Т.Н. | 2 | 100% |
| | 60 | |
Профориентационный проект «Билет в будущее» состоит из трех основных блоков, с первым из которых ученики нашей школы достойно справились.
Информация по участию в программе была доведена педагогом-психологом до сведения родителей, классных руководителей и учащихся посредством проведения бесед в классах, ссылки на платформу в группе ВК, работа классных руководителей с учащимися и родителей в группах мессенджеров.
Еженедельно проводился мониторинг участия ребят в программе классными руководителями.
60 учеников школы приняли участие в первом этапе
Каждому школьнику предлагалось пройти трех этапное онлайн- тестирование на специальной цифровой платформе. Методика тестирования основана на научных трудах отечественных ученых и практике экспертов Worldskills. Онлайн-тесты содержат развивающий опросник, определяющий готовность к выбору профессии, а также тесты, направленные на диагностику важных для выбора профессии способностей и навыков, осведомленности в различных перспективных направлениях. После каждого этапа тестирования участники получают обратную связь и персональные рекомендации.
Второй блок — профессиональные пробы. Родители были менее активны. Было зарегистрировано 5 родителей. Эти учащиея смогли пройти интересующие их профпробы. Это практико-ориентированные мероприятия. Опытные наставники провели для школьников серию очных занятий и мастер-классов. Профессиональные пробы подразумевают индивидуальную и групповую практическую работу. Результат такой практической работы — выполнение конкретного задания.
После окончания профпробы наставники дали каждому участнику персональные рекомендации. Это третий этап проекта. Учащийся получил
«траекторию профессионального развития» — рекомендации по изучению программ дополнительного образования в регионе.
Также учащиеся могли обратиться к группе ВК Билет в будущее, где могли получить интересующую их информацию и ознакомиться с новостями.
Социально–просветительская работа
Классными руководителями 6 и 11 классов ежемесячно проводились классные часы, мастер-классы, игры по ознакомлению с различными профессиями:
«Моя будущая профессия»,
«Профессия учитель - сложная, трудоемкая, но самая нужная на земле»,
«Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии»,
«Выбор профессии»,
«Мое будущее – в моих руках»,
«Самоопределение – основа успеха»,
«Портрет успешного человека»,
«Мы выбираем».
Профориентационная игра «Профессия на букву» и др.
Старшеклассники с большим удовольствием посетили сельскую библиотеку, детский сад, магазины, пилораму, ПЧ, с целью ознакомления с особенностями разных профессий.
Очень нравятся старшеклассникам массовые мероприятия такие, как «Будущий воин», «Бал старшеклассников», «Зарница», спортивные мероприятия и школьные праздники (День Учителя, День дублера, День космонавтики и др.), где ребята могут побывать в разных образах. Доля участия в данных мероприятиях составляет 100%.
Научные конференции и предметные олимпиады являются первым шагом в выборе и получении профессии.
Выводы:
По итогам участия в проекте проведена рефлексия педагогом-психологом 1.Работа на платформе Билет в будущее велась на протяжение всего времени с сентября по ноябрь.
Для учащихся 6-8 классов больший интерес предоставили тесты на выявление их способностей, склонностей.
У ребята 9-11 классов больший интерес вызвали профориентационные тесты.
Классные руководители 6-11 классов провели большую разъяснительную работу с учащимися и родителями.
Педагогу-психологу регулярно проводился мониторинг участия учащимися в проекте по классам.
Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации
Диагностическая работа
С целью выявления профессиональных предпочтений, предпочитаемой области знаний, предполагаемого профиля с обучающимися 9 и 11 классов было проведено анкетирование.
Статистический анализ позволяет нам определить, что старшеклассников привлекают следующие специальности: на первое место они ставят профессию сотрудника МЧС, на второе – врача, программиста и экономиста. Ученики 9-11-х классов адекватно оценивают свои возможности, учитывая востребованные профессии на рынке труда в крае.
С целью определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» с обучающимися 9 и 11 классов использовалась методика ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) автора Е.А. Климова.
Результаты определение степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности учащихся 9-11 классов показывает, что ученики предпочитают профессиональную область человек-человек, человек – знаковая система и человек-техника.
Консультативная работа
Классными руководителями 9, 11 проведены индивидуальное беседы с учащимися по профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.
Работа с родителями
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей. На родительских собраниях и классных часах, во время индивидуальных консультаций классные руководители (Кормишкина В.В. и Зацепилина Т.Ю.) поднимали вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда. Были проведены индивидуальные беседы с родителями «Будущее вашего ребенка», «Стратегия выбора профессии» и др.
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся ОО, в том числе обучающиеся с ОВЗ
В учебном плане Новониколаевской СОШ в 11 классе реализуется учебный спец.курс «Путь к успеху». Данный спец курс направлен на профориентационную работу, так же для усиления профориентационной работы, которая является неотъемлемым компонентом предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе ведется работа с ИОМ обучающихся по профориентации с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей школьников, уровня психологической готовности, мотивированности к совершению сознательного профессионального выбора. ИОМ был разработан у двух обучающихся 11 класса, что составляет 25% от числа детей 11 класса. Педагогические коллективы постоянно ищут и находят такие пути развития, которых нормой становится творческое самоопределение школьников, реализация исследовательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся, родители, представители общественности.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся выделяются 4 основных этапа, ставятся профориентационные задачи с учетом их условного деления на три критерия: когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях); мотивационно-ценностный (формирование у школьников смыслообразующих и профессиональных мотивов и ценностных ориентаций); деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Психолого - педагогическая поддержка
Доля обучающихся 8-9 классов, охваченных психолого-педагогической поддержкой, консультационной помощью по вопросам профессиональной ориентации, в общем количестве обучающихся 8–9-х классов составила 87%.
Образователь- но- возрастные группы | Специфика помощи |
Типичные ожидания клиентов | Помощь профконсультанта (основные акценты) |
1. Учащиеся младших классов и средней школы (1-й— 7-й классы) | Интерес к модным (ярким) профессиям Стремление увязать с профессиями учебные предметы Выбор кружков, секций... | Увлекательные рассказы об интересующих профессиях Но: постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях, например, элементы самодемонстрации в профессиях артиста и продавца...) Помощь в выборе увлечения, хобби… |
2. Учащиеся 8-х—9-х классов (для некоторых 9-класc - выпускной класс) | Проблема: куда пойти после 9-го класса? Более конкретный интерес к профессиям Появляется интерес к профессиональным учебным заведениям Выбор подготовительных курсов Интерес к своей профпригодности («проведите на мне тестик - к какой профессии подхожу»…) | Профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения Помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профессиональной непригодности… ) Больший акцент - на ценностно-смысловые стороны профессионального труда работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений |
3. Учащиеся 10-х-11-х классов | Выбор профессии Выбор учебного заведения Выбор подготовительных курсов Интерес к и нравственным аспектам будущей трудовой жизни Главное для старшеклассника - стремление к более конкретному выбору… | Основной акцент - на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дискуссии, обсуждение разных позиций…) Профинформационная помощь (конкретная - больший акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения) Индивидуальный подход По возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка)… |
5. Выпускники школ - различные варианты: дальнейшее обучение; временная работа (в том числе и как резервный вариант) для юношей - служба в армии (выбор рода войск как почти фантастичное положение…) | Конкретный (окончательный) выбор; Иногда - стремление к «философствованию» (как вариант «ухода» от решения конкретных задач) | Главный акцент - на помощь в конкретном выборе Возможны и «философствования», но только как прием для налаживания доверительного контакта |
Участие в открытых уроках «ПроеКТОрия»
Цель: профориентация школьников.
Задачи:
знакомство с различными профессиями современного мира;
участие в решении технологических задач от крупных компаний и инженерных ВУЗов страны;
формирование интереса школьников к освоению новых профессий.
Проект «Проектория» стартовал в ноябре 2016 года. Проводится по распоряжению Президента РФ с 2013 года. Сайт https://proektoria.online/ предлагает школьникам познакомиться с актуальными профессиями, услышать о них от людей, сделавших себе имя в изучаемой сфере.
Представители вузов, крупнейших российских компаний и лучшие педагоги страны делятся со школьниками опытом и помогают им выбрать профессию мечты.
Всего в течение 2021 – 2022 учебного года открытые уроки «ПроеКТОрия» посетили 62 ученика 7 –
11 классов. Доля составляет 94% от числа обучающихся 7-11 классов
Даты проведения Всероссийских открытых уроков в 2021 – 2022 учебном году:
20.09.2021 г. – «Я помню»;
14.10.2021 г. – «Быстрее! Выше! Умнее!»;
11.11.2021 г. – «Зарядись!»;
16.12.2021 г. – «Здравствуй, дерево!»;
20.01.2022 г. – «Инженеры 2.0»;
17.02.2022 г. – «Примерочная профессий»;
14.03.2022 г. – «Авторы перемен»;
17.03.2022 г. – «Наперегонки с будущим»;
14.04.2022 г. – «Сделай громче!»;
25.04.2022 г. - «Моя профессия – история».
Большое внимание уделяется обучающимся с ОВЗ. Обучающиеся класса коррекции активно участвовали во всех школьных профориентационных мероприятиях, доля участия составляет 100%.
Для обучающихся с ОВЗ в течении года был реализован проект «В мире профессий». Педагогами (Кормишкина В.В., Горпинченко Т.Н., Николаев Н.Н.) были организованны профессиональные пробы по следующим направлениям:
1 четверть- направление «Обслуживание»
Специальности: технический персонал Ш-И., дворник, парикмахер, швея.
2 четверть- направление «Сельское хозяйство»
Специальности: мастер растениеводства (агроном, садовник), ветеринар, зоотехник, и др.
3 четверть- направление «Общественное питание и торговля»
4 четверть- направление «Транспорт»
Специальности: автомеханик, водитель, помощник машиниста и др.
Ежегодно обучающиеся с ОВЗ участвуют в национальном конкурсе по профмастерству «Абилимпикс», в этом году доля участников составила 50% от общего числа обучающихся 8-9 классов.
В 2022 году был реализован наставнический проект по профориентации «Ученик-ученик» для 4-9 классов. В течении года ребята 11 класса знакомили обучающихся с разными профессиями в разных направлениях (проф.пробы, экскурсии, использование виртуальной реальности)
4. Выбор профессии обучающимися ОО
На конец 2022 учебного года выпускников 9-х классов составило 16 чел.
В государственной итоговой аттестации 2022 года по образовательным программам основного общего образования принимали участие 16 выпускника, 1 - не получил аттестат.
Всего из 16 выпускников 9-х классов в 10 класс пришли 6 чел.
Из 8 одиннадцатиклассников, сдававших ЕГЭ, поступили в колледжи и техникумы 7 человек.
Выпускники с ОВЗ так же поступили в учебные заведения.
Старший методист по ВР Шкареденок И.Н.