Детей, совершивших правонарушения и состоящих на внутришкольном учёте, в классе на протяжении всех лет нет. Это результат профилактической работы: индивидуальные беседы, лекции, классные часы-информации, дискуссии, кинолектории, встречи с врачами, работниками правоохранительных органов, которые направлены на предупреждение раннего табакокурения, алкоголизма, наркомании. Сложилась система работы с трудными и «проблемными» детьми. Цель: Совместно с родителями создать оптимальный климат для обучения и воспитания детей с учетом индивидуальных особенностей младших школьников. Задачи: 1. Помочь детям как можно быстрее адаптироваться к учебной деятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательным и усидчивым. 2. Прививать детям самостоятельность и чувство ответственности. 3. Воспитывать в детях послушание и самообладание. 4. Установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и ограничений. 5. Укреплять здоровье, развивать физические задатки. План работы с детьми «группы риска» Направления | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Диагностическая работа | Наблюдение и выявление детей «группы риска» среди учащихся | В течение года | Класс.рук. Соц.педагог | Оформление актов обследования материально-бытовых условий жизни детей | По мере постановки на учет | Клас.рук Соц.педагог РК | Коррекционная работа | Ведение индивидуальных дневников наблюдения | В течение года | Клас.рук Соц.педагог | Выявление интересов детей «группы риска», их вовлечение в кружки, секции | В начале года | Соц.педагог Клас.рук. | Посещение на дому детей «группы риска» | В течение года | Клас.рук. Соц.педагог | Повышение внутренней самооценки детей через создание «ситуации успеха» | В течение года | Клас.рук. | Работа психолога с детьми «группы риска» | Беседы, коррекционные занятия | В течение года | психолог Клас.рук | Профилактика таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм, наркомания | Классные часы Беседы со школьной медсестрой, встречи с родителями-медиками, социальным педагогом | В течение года | Клас.рук. | Работа с родителями | Беседы, консультации для родителей | В течение года | Клас.рук. | В процессе деятельности , в первую очередь, важно взаимодействовать с учителями-предметниками для совместной разработки общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения, привлекать учителей к работе с родителями. Большое значение придаётся работе с родителями. Совместно с педагогом-психологом необходимо изучать индивидуальные особенности обучающихся, процесс их адаптации, координировать связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога староюсь анализировать развитие каждого ребенка класса, определяя его познавательные, творческие способности и возможности, помогая ребенку повысить внутреннюю самооценку через создание «ситуации успеха», координирую выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса. Одним из основных направлений работы педагога с учащимися, имеющими трудности в поведении, является метод переубеждения. Его основным назначением является изменение мотивов оправдания неправильного поведения, формирование у учащихся социально ценностных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, руководствуюсь следующими приемами: - создание положительного общественного мнения; - переубеждение ребенка словом и конкретной деятельностью; - создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта. При этом важно вовлекать ребенка в активную социально ценную деятельность, в которой он ранее не участвовал. Дается оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося. Эффективным, по моему мнению, является метод реконструирования, цель которого - внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемами реконструирования являются следующие: - создание положительных перспектив, - использование ведущих положительных качеств ребенка в вос-питательной деятельности; - ведение дневников самонаблюдения и саморазвития; - составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка. Большое внимание уделяется сотрудничеству с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения. Необходимо поощрять и поддерживать участие школьников в различные творческие объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих как в прогимназии, так и в других учреждениях дополнительного образования детей. Сотрудничество с библиотекарем также приносит свои результаты в работе с детьми, так как сотрудничая с ним, учитель расширяет круг чтения детей, что способствует формированию у них культуры чтения, правильного отношения к нравственным и безнравственным поступкам сначала героев произведений, а затем окружающих и своих собственных, содействует лучшему усвоению норм поведения, осознанию собственной индивидуальности и самоценности. Классные часы, встречи и беседы с родителями-врачами, социальным педагогом способствуют профилактике таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм, наркомания: «Умей сказать «Нет!», «Как принять правильное решение», «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни», «Влияние алкоголя на развитие организма» и др. Такая система работы с трудными и «проблемными» детьми позволяет добиваться хороших результатов. На протяжении многих лет нет ни одного ребенка, стоящего на учете в школе, Инспекции по делам несовершен-нолетних. |