Система школьного физического эксперимента
Одним из условий успешного формирования физических понятий и теорий является система рационально подобранного и тщательно поставленного учебного эксперимента.
Школьный физический эксперимент рассматривается как система методов и технических средств, обеспечивающих изучение физики через реализацию опытов.
Школьный физический эксперимент - это, во-первых, и, прежде всего, объект усвоения. Содержательные составляющие здесь такие: экспериментальные методы изучения физических систем и явлений; эксперимент как источник знаний и критерий истинности (применимости) теорий; эксперимент как великий посредник между теорией и природой. Во-вторых, школьный физический эксперимент - это средство организации усвоения знаний и, с этой точки зрения, он составляющая (форма) того или иного метода (приема) обучения. Как средство усвоения школьный физический эксперимент обеспечивает образную (чувственную) и логическую наглядность при передаче научных знаний.
Целью использования школьного физического эксперимента является: формирование методологических знаний, обобщенных экспериментальных умений учащихся; формирование собственно физических знаний; социокультурное и интеллектуальное развитие учащихся.
В систему школьного физического эксперимента входят:
-
фундаментальные опыты, составляющие экспериментальную основу современной физики (часть в виде демонстрации, выполняемых учителем, а часть в виде лабораторных опытов, проводимых учащимися);
-
демонстрационные опыты, постановка которых вытекает из педагогических соображений.
-
фронтальные лабораторные работы.
-
физический практикум.
Наиболее признанная классификация ШФЭ - классификация учебного эксперимента по исполнителю (учитель - ученик). На основе этого признака эксперимент делится на два основных вида:
-
Демонстрационный эксперимент (выполняемый учителем).
-
Самостоятельный эксперимент учащегося (лабораторные работы, физические практикумы, домашний физический эксперимент, экспериментальные задачи).
Второе по значению место в системе физического эксперимента заняла классификация по дидактическим функциям эксперимента. Эта классификация очень обширна и разнообразна из-за сложности учебного процесса. В разных источниках эта классификация дается по-разному, выделяют разное число групп эксперимента. В обобщенном виде классификация выглядит следующим образом:
-
основополагающие опыты, представляющие фундамент современной физики. Эти опыты могут быть поставлены как демонстрации, лабораторные работы, работы физического практикума;
-
опыты по наблюдению физических явлений и процессов. Опыты по воспроизведению некоторых природных явлений;
-
опыты по изучению свойств и тел материалов;
-
эффектные опыты, предназначенные для вызывания интереса учеников к физике;
-
опыты, посредством которых создается проблемная ситуация;
-
опыты, опровергающие и выявляющие ошибочные рассуждения учеников, вытекающих из жизненного опыта;
-
опыты, посредством которых разрешается проблема, возникшая на уроке.
Демонстрационный эксперимент следует рассматривать как одно из средств обучения физике, сущность которого заключается в воспроизведении и показе учителем физических явлений, свойств и закономерностей, наблюдая которые ученики путем логических выводов и обобщений получают знания по физике.
Сущность демонстрационного эксперимента как метода обучения, может отобразить следующее определение: Методом демонстрационного эксперимента можно назвать метод обучения посредством постановки опытов в системе и последовательности, обеспечивающих усвоение новых основных понятий и законов физики и дающих представление об экспериментальном методе исследования законов природы.
Можно выделить следующие методические требования к демонстрационному эксперименту:
-
содержательность (выразительность) – наиболее просто и отчетливо показывать ту сущность явления, которое является предметом изучения;
-
наглядность – сущность изучаемого явления должна раскрываться в наиболее яркой, совершенной форме;
-
видимость – создание условий, при котором каждый ученик класса видит не только установку, но и её существенные детали.
-
убедительность – опыт не должен вызывать сомнений в справедливости результатов и не давать повод к двойственному ли неправильному толкованию;
-
соответствие темпу устного изложения и скорости восприятия учащихся,
Так же к демонстрационному эксперименту предъявляются требования кратковременности, неоднократной воспроизводимости, эмоциональности, эстетичности, надежности, соблюдения требований техники безопасности
Перед демонстрацией опыта в некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить её с помощью эксперимента.
Фронтальные лабораторные работы выполняется на однотипном оборудовании и одновременно всеми учащимися. Обычно на выполнение лабораторной работы отводится 45 минут (урок). Иногда проводятся кратковременные лабораторные работы. Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического явления), количественные (измерение какой-то величины).
Классификация лабораторных работ по дидактическим целям:
-
Наблюдение и изучение физических явлений;
-
Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним;
-
Знакомство с устройством и принципом действия приборов и установок;
-
Проверка физических закономерностей;
-
Определение физических констант.
Примерная схема проведения лабораторной работы:
-
Вступительная беседа
-
Проведение эксперимента
-
Обработка результатов
-
Выводы
Работы физического практикума отличаются от фронтальных лабораторных работ большей самостоятельностью учащихся при выполнении эксперимента, длительностью (на некоторые работы практикума отводится 2 урока). В работах практикума используется более сложное оборудование, при этом обработка результатов более объемная (систематическая ошибка приборов, оценка полученного результата).