СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков на тему «КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологические карты 2 уроков

Просмотр содержимого документа
«Система уроков на тему «КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа город Волгореченск Костромской области»






Система уроков на тему

«Категория числа имени существительного»


Предмет: русский язык

Класс: 5


Количество часов: 2






Учитель: Белинина Г.С.

Категория: соответствие занимаемой должности


УМК: Русский язык. 5класс. Часть 2./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.







Волгореченск

2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа город Волгореченск Костромской области»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 5


Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Количество часов: 1





Учитель: Белинина Г.С.

Категория: соответствие занимаемой должности


УМК: Русский язык. 5класс. Часть 2./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.





Волгореченск

2019

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об именах существительных, сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только множественного числа, сформировать умение опознавать их в тексте и правильно употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией.

Задачи:

образовательные

  • продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи;

  • сформировать умение находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

  • выявить особенности употребления таких существительных в речи;

  • совершенствовать орфографические умения и навыки обучающихся;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

развивающие

  • совершенствовать умение формулировать тему урока, цели, планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

  • развивать логическое мышление;

  • сформировать умения систематизировать материал;

  • развивать умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • развивать фантазию и воображение.

воспитательные

  • совершенствовать умение слушать и вступать в диалог;

  • развивать умение работать в паре;

  • формировать умение проверять результаты деятельности;

  • воспитывать ответственность и аккуратность;

  • воспитывать положительное отношение к учению;

  • воспитывать любовь к родным и близким, стране, родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

- распознавать существительные, которые употребляются либо только во множественном числе, либо в единственном и множественном числах;

- анализировать и характеризовать существительные, которые употребляются только во множественном числе;

- Моделировать предложения с существительными, которые употребляются только во множественном числе. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение определять тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

- научиться планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять взаимопроверку и самоконтроль деятельности и оценивать результаты.

Коммуникативные:

- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

- формировать умение работать с разными существительными;

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

-выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение разных групп существительных;

- извлекать нужную информацию из текста.

Педагогические технологии: игровая технология, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология, технология межпредметных связей с уроками географии, технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Приёмы: игра, слово учителя, проблемная ситуация, фронтальный опрос, классификация, работа с книгой, географической картой, различными предметами.

Методы: метод проблемного изложения, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Виды деятельности на уроке: устные ответы учащихся, письменная работа в парах на повторение, работа с географической картой, игра, работа с упражнением из учебника, изучающее чтение, индивидуальная творческая работа, рефлексия.

Формы контроля: фронтальный опрос, творческая письменная работа, взаимопроверка и самопроверка.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, проектор, предметы (ножницы, часы, очки, книги, карандаши, варежки), географический атлас 5 класса «Физическая карта полушарий» с. 24-25.

Ход урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

( личностные – Л, коммуникативные – К, регулятивные – Р, познавательные – П).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент.

Мотивация.


Слово учителя. Включение в деловой ритм.

Фронтальная работа.

Приветствует учащихся:

- Доброе утро, ребята! Уже несколько дней на уроках мы изучаем часть речи, употребляя которую, можно описать всю окружающую нас действительность. О чём идет речь?

Готовятся к работе.

Устно отвечают на поставленный вопрос.

Л- самоопределение, смыслообразование.

К- учатся приветствовать друг друга и учителя.

Р-планируют необходимые действия.

П- понимают поставленную задачу, строят логическое умозаключение; отвечают на поставленные вопросы.


Фронтальная работа, наглядный метод

- Посмотрите на парту, где лежат разнообразные предметы. Назовите их, пожалуйста.

(На парте заранее подготовлены предметы: очки, варежки, ножницы, книги, карандаши, шорты). В процессе называния каждого предмета учитель записывает на доске слова в 2 столбика:

варежки

книги

карандаши


очки

ножницы

часы


Называют предметы.

2.Актуализация знаний.

Технология проблемного обучения.

Фронтальный опрос.

Создание проблемной ситуации.

Задаёт вопрос: «Как вы думаете, почему данные существительные записаны в 2 столбика?»

Устно отвечают на вопрос учителя.



Л – самоопределение, умение слушать товарища.

К – формулируют собственные мысли, строят монологическое высказывание, аргументируют свою точку зрения.

Р –высказывают предположения на основе наблюдений.

П- выполняют учебно- познавательные действия; выявляют черты сходства и различия, осуществляют сравнение.

3. Подготовка к основному этапу.


Фронтальный опрос





Задание на повторение:

1.Чем похожи все эти существительные?

Устно отвечают, что все эти существительные множественного числа.

Л-самоопределение, самоанализ.

К- формулируют собственные мысли, строят монологическое высказывание, владение диалогической формой коммуникации, аргументируют свою точку зрения.

Р-вносят коррективы в планирование и способы действия в соответствии с поставленной задачей.

П- умение оценивать достаточность информации для решения задач, строить логическое умозаключение, делать выводы.

2.Что вы знаете о категории числа имени существительного?

Имена существительные изменяются по числам (ед.ч. и мн.ч.)

Объяснительно-иллюстративный метод; слово учителя.







Учитель дает историческую справку, расширяя кругозор учащихся:

- Вы уже знаете, что прародителем русского языка был древнерусский. Если говорить о счете, без которого жизнь в принципе была бы невозможна, то кроме единственного и множественного было еще и двойственное число. Оно использовалось для обозначения парных предметов (две перчатки).



Письменная работа в парах (технология обучения в сотрудничестве)

Учитель раздает листочки со словами.

Работа в парах:

1.Поставьте данные существительные в форму единственного числа?

2.Что вы можете сказать про существительные из второго столбика.

Работают в парах и приходят к выводу, что существительные во 2 столбике нельзя поставить в форму единственного числа.

Л- личностное самоопределение при работе в парах

К- умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, умение строить монологическое высказывание, координировать позиции в сотрудничестве, умение аргументировать свою точку зрения, владение письменной и устной речью.

Р- умение работать в паре, умение согласовывать свои действия.

П-умение обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Определение темы, цели.

Метод проблемного изложения, фронтальный опрос.

Учитель ставит задачу определить тему урока после выполнения задания:

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение категории числа имени существительно, и, следовательно, какая тема нашего урока?(Слайд №1)

Определяют тему урока. Открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Л – самоопределение, самоанализ.

К - отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Р- планирование, целеполагание.

П- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, подведение под понятие, постановка и решение проблем.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на слайде №2.

1)ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;

2)УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .


Формулируют цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальный опрос






Задаёт вопрос:

- Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Каких морфологических признаков  нет у этих  существительных?


Устно отвечают, что у таких существительных не определяются род и склонение

Л – самоопределение в группе, смыслообразование.

К- работа в группе, умение согласовывать свои действия, владение устной и письменной речью, умение строить монологическое высказывание, умение аргументировать свою точку зрения, умение разрешать конфликты в группе.

Р- умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль деятельности и правильность выполнения действия, оценивать результаты деятельности.

П- умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, смысловое чтение слов со слайда.


Игровая технология; игра «Магазин», приём «классификация»



















Самопроверка

Предлагает учащимся поиграть в игру «Магазин»:

- Ребята, а вы любите делать покупки? Я предлагаю пойти в магазин, но покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа.

- Мальчики идут в отдел «Инструменты», а девочки, наверное, в отдел «Косметика»?

Слайде №3:

Слова для отдела «Инструменты»: тиски, плоскогубцы, клещи, зубило, грабли, ножницы, топоры, ножовка, чернила, инструменты, ключи, сверла.

Слайд №4.Слова для отдела «Косметика»: духи, тени, помада, кремы, лосьоны, румяна, маски, лаки, скрабы, гели, тушь.

- Покушать любят все, поэтому всем классом «идем» покупать продукты

На слайде №5 выведены картинки и названия предметов для отдела «Продукты»: помидоры, конфеты, консервы, пряники, макароны, сливки, спагетти, леденцы, фисташки, окорочка, огурцы.

Работа в группах (мальчики и девочки). Выписывают в тетрадь существительные, которые имеют только форму множественного числа.


















- А теперь давайте проверим, как вы справились с задачей. На слайде №4 выведены ответы:

Мальчики: тиски, плоскогубцы, клещи, грабли, ножницы, чернила.

Девочки: духи, тени, румяна.

Все: консервы, макароны, сливки, спагетти.

Проверяют и оценивают свою работу.

5.Физкультминутка.

Здоровьесберегающая технология

6. Первичная проверка понимания.

Частично-поисковый метод, работа с картой (межпредметные связи с уроком географии), взаимопроверка

Организует работу с географическим атласом, который ребятам заранее было задано принести на урок:

- Ребята, у вас на партах лежит атлас, откройте, пожалуйста, «Физическую карту полушарий» на с. 24-25.»

- Как вы думаете, какое будет задание с картой?

-После выполнения задания обменяйтесь тетрадями и выполните проверку.


Открывают атлас, отвечают на поставленный вопрос:

- Задание: найти на карте географические названия, которые употребляются только во множественном числе.

Выписывают в тетрадь слова: Кордильеры, Анды, Альпы, Гималаи.

Выполняют проверку.

Л- самоопределение и смыслообразование.

К-владение устной и письменной речью, умение согласовывать свои действия.

Р-осуществление взаимоконтроля результатов деятельности.

П- умение применять карту для решения познавательных задач, смысловое чтение, ориентирование на карте.

7. Закрепление знаний.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо; репродуктивный метод; работа с учебником.

Организует работу с учебником:

- Теперь поработаем с учебником. Откройте, пожалуйста, стр. 59 упр. 509. Давайте прочитаем задание и выполним упражнение на доске. (упражнение направлено на классификацию существительных, употребляющихся только во мн.ч. на разные тематические группы)

Открывают учебник. 1 ученик читает задание и выполняет его на доске на оценку.

Л-нравственное оценивание усваиваемого материла.

К-умение согласовывать свои действия, владение устной и письменной речью, владение диалогической формой коммуникации.

Р- умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивание правильности выполнения действия.

П-умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, смысловое чтение.

8. Обобщение и систематизация знания.

Репродуктивный метод, Фронтальный опрос, изучающее чтение

Подводит итог:

- Мы с вами сделали несколько упражнений. Давайте подведем итог и скажем, на какие же группы по значению можно разделить имена существительные, которые употребляются только во мн.ч.?

Выводит на экран слайд №5: Существительные, имеющие форму только множественного числа, обозначают:

  1. 1)названия составных и парных предметов:

(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы).

  1. 2)названия материалов или их отходов; вещества, продуктов:

(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)

  1. 3)названия промежутков времени:

(сутки, будни, каникулы)

  1. 4)названия игр:

(горелки, жмурки, прятки)

  1. 5)названия действий и состояния природы:

(выборы, хлопоты, всходы, сумерки, заморозки).

  1. 6)некоторые географические названия:

(Карпаты, Сочи, Горки).

7)названия инструментов:

(тиски, плоскогубцы, клещи).


Устно отвечают на поставленный вопрос, читают материал со слайда.

Л- смыслообразование

К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Р- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение.

9. Контроль.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, индивидуальная творческая работа

Организует ребят на творческое задание:

- Сейчас я вас попрошу самостоятельно составить небольшой текст из 5-7 предложений на тему «В магазине». Употребляйте как можно больше существительных, которые имеют форму только мн.ч.

Выполняют письменную работу в тетради. Несколько человек (по желанию) зачитывают получившийся текст.

Л- самоопределение.

Р- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, контроль, оценивание качества и уровня усвоения.

К- владение устной и письменной речью, умение осознанно использовать речевые средства для задач коммуникации.

П- приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

10. Подведение итогов.

Слово учителя

Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Даёт оценку успешности урока.

Слушают учителя.

Л- адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

Р- оценка результатов своей деятельности.

К-умение слушать учителя и понимать поставленную задачу.

П-умение создавать обобщение, делать выводы.

11.Рефлексия.

Частично-поисковый метод. Фронтальная работа.

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию.

Слайд №6:

Сегодня я узнал… ;

Я научился…;

Своей работой на уроке я (доволен/не доволен);

Материал урока мне был (понятен/не понятен).

Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу.

Л-самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

П-рефлексия способов и условий действий, оценка результатов деятельности.

К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

12.Домашнее задание

Технология разноуровневого обучения, слово учителя.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Уровень А: §93 стр. 59 упр. 510

Уровень Б: §93 стр. 59 упр. 512


Записывают задание в дневник. Подают дневники учителю для оценки за урок. Сдают тетради на проверку

Л-самоопределение.

П- смысловое чтение.

К-умение слушать учителя.

Р- принятие решений и осуществление осознанного выбора, самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей.



















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа город Волгореченск Костромской области»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 5


Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Количество часов: 1





Учитель: Белинина Г.С.

Категория: соответствие занимаемой должности


УМК: Русский язык. 5класс. Часть 2./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.









Волгореченск

2019

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об именах существительных, сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа, сформировать умение находить их и правильно употреблять в речи.

Задачи:

образовательные

  • продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи;

  • сформировать умение находить в тексте имена существительные, имеющие форму только единственного числа;

  • выявить особенности употребления таких существительных в речи;

  • совершенствовать орфографические умения и навыки обучающихся;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

развивающие

  • совершенствовать умение формулировать тему урока, цели, планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • развивать логическое мышление;

  • сформировать умения систематизировать материал;

  • развивать умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности.

воспитательные

  • совершенствовать умение слушать и вступать в диалог;

  • развивать умение работать в паре;

  • формировать умение проверять результаты деятельности;

  • воспитывать ответственность и аккуратность;

  • воспитывать положительное отношение к учению;

  • воспитывать любовь к родным и близким, стране, родному языку, природе.


Планируемые результаты:

Личностные:

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

Предметные:

- распознавать существительные, которые употребляются либо только в единственном числе, либо в единственном и множественном числах;

- анализировать и характеризовать существительные, которые употребляются только в единственном числе;

- моделировать предложения с существительными, которые употребляются только в единственном числе. Употреблять их в речевой практике.


Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение определять тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

- научиться планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять взаимопроверку и самоконтроль деятельности и оценивать результаты.

Коммуникативные:

- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

- формировать умение работать с разными существительными;

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

- извлекать нужную информацию.


Педагогические технологии: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология групповой деятельности, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология разноуровневого обучения.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Приёмы: игра, слово учителя, проблемная ситуация, фронтальный опрос, классификация, «Исправь ошибку», работа с текстом, тестирование.

Методы: метод проблемного изложения, частично-поисковый, репродуктивный.

Виды деятельности на уроке: игра, устные ответы учащихся, письменная работа в парах (классификация, исправление ошибок), индивидуальная (работа с текстом, тестирование, словарная работа, творческая работа), рефлексия.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, проектор.

Ход урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

( личностные – Л, коммуникативные – К, регулятивные – Р, познавательные – П).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент.

Мотивация.


Слово учителя. Включение в деловой ритм.

Фронтальная работа. Игра.

Приветствует учащихся. Слайд 1.

Мотивирует к учебной деятельности.

-Давайте поиграем в «Слова». Я называю слово, а вы на последнюю букву этого слова придумываете свое.

- Посмотрите, какое многообразие слов различных частей речи в нашем языке.

Готовятся к работе.

Называют слова.

Л- самоопределение, смыслообразование.

К- владение устной речью.

Р-планируют необходимые действия.

П- понимают поставленную задачу.

2.Актуализация знаний.

Метод проблемного изложения.

Фронтальный опрос.

Создание проблемной ситуации.

Даёт задания на повторение.

Слайд2.

Разминка: Слова какой части речи вы видите на экране?


Устно отвечают на вопросы учителя.

- Данные слова являются именами существительными.

Л – самоопределение, умение слушать товарища.

К – отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Р – планирование действий в соответствии с поставленной задачей.

П- умение самостоятельно выбирать основания для классификации и делать выводы, смысловое чтение.

Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?

Слайд 3.

Устно отвечают на вопросы:

-это самостоятельная часть речи

- обозначает предмет

- отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

- Относится к одному из 3х родов( м.р., ж.р., ср.р.); изменяется по числам и падежам.

- в предложении является подлежащим, дополнением, обстоятельством, реже сказуемым.

Дополнят: существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Работа в группе. Частично-поисковый метод.

Даёт задание:

-Распределите данные существительные на 2-3 группы. Слайд 4.

По какому признаку вы это сделали?

Слайд 5.

Работают в группах по 3-4 человека. Устно доказывают свою точку зрения.

3. Подготовка к основному этапу.


Метод проблемного изложения.

Создание проблемной ситуации.

Фронтальная работа.

Что вы можете сказать про слова 3 группы? Могут они употребляться во множественном числе?


Отвечают:

- Эти существительные не употребляются во мн.ч.

Л – самоопределение, самоанализ.

К - отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Р- планирование действий в соответствии с поставленной задачей, определение цели и формулирование задач.

П- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, подведение под понятие, постановка и решение проблем.

Определение темы, цели.


Фронтальная работа. Метод проблемного изложения.


Учитель ставит задачу определить тему урока после выполнения задания.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение категории числа имени существительно, и, следовательно, какая тема нашего урока?

Слайд 6.

Определяют тему урока. Открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока.

Учитель ставит задачу определить цель урока, опираясь на слова. Слайд 7.

Учащиеся формулируют цель, опираясь на слова:

- Познакомиться с именами сущ., которые имеют форму только ед.ч., учиться находить их в тексте и правильно использовать в речи.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Метод проблемного изложения.

Работа в паре.

Прием «Классификация»

Просит прочитать слова на слайде и самим сформулировать задание.

Слайд.8.

Учащиеся читают слова на слайде, с помощью учителя формулируют задание:

-Нужно распределить слова близкие по смыслу на группы.

Выполняют работу в парах.

Л- смыслообразование, самоанализ.

К – общение и взаимодействие с партнёром, формулирование полного связного высказывания.

Р- выстраивание логической цепочки последовательности действий, высказываний, коррекция и контроль.

П – смысловое чтение, принимают и сохраняют учебную ситуацию, выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение находить имена существительные, которые имеют форму только ед.ч.

Самопроверка.

Проверка.Слайд.9.


Производят проверку.

Частично-поисковый метод .

Фронтальная работа.

Создание проблемной ситуации.

Учитель задает классу вопрос:

- Какие существительные не выписали? Почему?

Учащиеся отвечают:

- Брюки – имя существительное, которое имеет форму только мн.ч.

Книги – имя существительное мн.ч. Форма ед. ч. – книга.


Проверка. Самоанализ.

Слайд. 9.


Просит подвести итог:

- На какие группы по значению делятся имена существительные, которые имеют форму только ед.ч.?

Слайд 10.

Формулируют вывод.

5.Физкультминутка (Слайд 11-22) Здоровьесберегающая технология.


6. Первичная проверка понимания.

Частично-поисковый метод. Работа в парах. Прием «Лови ошибку»

Организует игру «Петя Ошибкин».

- Ребята, пока вы делали зарядку, к нам в гости на урок пришёл мальчик Петя Ошибкин. Он у вас просит помощи.

Слайд 23.


В парах помогают Пете исправить ошибки. Записывают правильный вариант предложения в тетрадь.

Л-самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

К- общение и взаимодействие с партнёром, владение устной и письменной речью.

Р- выстраивание логической цепочки последовательности действий, коррекция и контроль.

П- извлечение необходимой информации из текста, смысловое чтение; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, умение находить имена существительные, которые имеют форму только ед.ч.



Проверка. Самоанализ.

-Ребята, Петя вас благодарит. Он очень, рад, что получил пятёрку благодаря вашей помощи.

Слайд 24.


Производят самопроверку.

7. Закрепление знаний.

Репродуктивный метод. Частично поисковый метод. Фронтальная работа. Работа с текстом.


Организует работу с текстом. Слайд 25.

Погода начинала портиться. Ч…рная туча ползла вверх а над в…дой прон…сились лё..кие облач…ка тумана. Они все чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.

- Кто автор текста? Что вы о нём уже знаете?

Слайд 26.


Читают текст.

Отвечают на вопросы учителя.

- Виталий Бианки. Писал рассказы о природе.

Л- самоопределение, нравственно-этическая ориентация(любовь к литературе, родному языку, природе).

К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Р- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения, выстраивание логической цепочки последовательности действий.

П- извлечение необходимой информации из текста, смысловое чтение; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, умение определять стиль текста по его характерным признакам, умение находить имена существительные, которые имеют форму только ед.ч., умение находить сложное предложение и правильно расставлять знаки препинания.

Словарная работа.

- Посмотрите ещё раз на текст. Все ли слова вам понятны?

Слайд 27.

Казарка – водоплавающая птица семейства утиных.

Отвечают:

- Значение слова КАЗАРКА непонятно.

Слайд 28.

-Определите стиль текста? По каким признакам вы это сделали?

Работают с заданиями к тексту(устно).

Отвечают:

- Художественный стиль.(использование художественно-изобразительных средств: эпитет(черная туча, легкие облачка), олицетворения (туча ползла, облака проносились, окутывали)

-Найдите в тексте имена существительные, которые имеют форму только ед.ч.

- погода, сыростью

Письменная работа.

- Найдите сложное предложение. Спишите его, объясняя пропущенные орфограммы, расставляя пропущенные знаки препинания.

-Молодцы! Справились с заданием.

Работают с заданиями к тексту (письменно, 1 человек у доски).


8. Обобщение и систематизация знания.

Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос.

Итак, ребята, все ли имена существительные в русском языке изменяются по числам?

Вспоминают пройденный материал. Отвечают:

- Нет. Мы узнали, что в русском языке существуют имена сущ., которые имеют форму только ед.ч. или только мн.ч.

Л- смыслообразование

К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Р- оценивание правильности выполнения действий.

П – умение строить логическое рассуждение и делать выводы.


На какие группы по значению делятся имена существительные, которые имеют форму только ед.ч.?

Отвечают.

9. Контроль и взаимопроверка.

Индивидуальная работа. Тестирование.

Слайд 29, 30.


Выполняют самостоятельную

работу в тетради.

Р- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, контроль, оценивание качества и уровня усвоения.

К- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.

П- приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями.

Проверка. Слайд. 31.

Выполняют взаимопроверку. Выставляют друг другу оценки.

10. Итог.

Слово учителя.

Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Даёт оценку успешности урока.

Слушают учителя.

Л- адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

Р-саморегуляция.

К-умение слушать учителя и понимать поставленную задачу.

П-оценка результатов деятельности.

11. Рефлексия.

Частично-поисковый метод. Фронтальная работа.

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию.

Слайд. 32.

Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу.

Л-самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

П-рефлексия способов и условий действий, оценка результатов деятельности.

К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


12. Домашнее задание.

Технология разноуровневого обучения, слово учителя.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Уровень А.

§96 упр. 514(выполнить по образцу), упр.516 (составить предложения).

Уровень Б.

Творческое задание. Составить рассказ на тему «Мой режим дня» с использованием существительных, которые имеют форму только единственного числа.

Записывают задание в дневник. Подают дневники учителю для оценки за урок.

Л-самоопределение.

П- дифференцированный подход, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К-умение слушать учителя, владение письменной речью в соответствии с нормами языка.