Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа город Волгореченск Костромской области»
Система уроков на тему
«Категория числа имени существительного»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Количество часов: 2
Учитель: Белинина Г.С.
Категория: соответствие занимаемой должности
УМК: Русский язык. 5класс. Часть 2./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
Волгореченск
2019
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа город Волгореченск Костромской области»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Количество часов: 1
Учитель: Белинина Г.С.
Категория: соответствие занимаемой должности
УМК: Русский язык. 5класс. Часть 2./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
Волгореченск
2019
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об именах существительных, сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только множественного числа, сформировать умение опознавать их в тексте и правильно употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией.
Задачи:
образовательные
сформировать умение находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа;
выявить особенности употребления таких существительных в речи;
совершенствовать орфографические умения и навыки обучающихся;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
развивающие
совершенствовать умение формулировать тему урока, цели, планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
развивать логическое мышление;
сформировать умения систематизировать материал;
развивать умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
воспитательные
совершенствовать умение слушать и вступать в диалог;
развивать умение работать в паре;
формировать умение проверять результаты деятельности;
воспитывать ответственность и аккуратность;
воспитывать положительное отношение к учению;
воспитывать любовь к родным и близким, стране, родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Предметные:
- распознавать существительные, которые употребляются либо только во множественном числе, либо в единственном и множественном числах;
- анализировать и характеризовать существительные, которые употребляются только во множественном числе;
- Моделировать предложения с существительными, которые употребляются только во множественном числе. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение определять тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- научиться планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять взаимопроверку и самоконтроль деятельности и оценивать результаты.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать с разными существительными;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
-выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение разных групп существительных;
- извлекать нужную информацию из текста.
Педагогические технологии: игровая технология, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология, технология межпредметных связей с уроками географии, технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Приёмы: игра, слово учителя, проблемная ситуация, фронтальный опрос, классификация, работа с книгой, географической картой, различными предметами.
Методы: метод проблемного изложения, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Виды деятельности на уроке: устные ответы учащихся, письменная работа в парах на повторение, работа с географической картой, игра, работа с упражнением из учебника, изучающее чтение, индивидуальная творческая работа, рефлексия.
Формы контроля: фронтальный опрос, творческая письменная работа, взаимопроверка и самопроверка.
Оборудование: доска, учебник, компьютер, проектор, предметы (ножницы, часы, очки, книги, карандаши, варежки), географический атлас 5 класса «Физическая карта полушарий» с. 24-25.
Ход урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД ( личностные – Л, коммуникативные – К, регулятивные – Р, познавательные – П). |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент. Мотивация. | Слово учителя. Включение в деловой ритм. Фронтальная работа. | Приветствует учащихся: - Доброе утро, ребята! Уже несколько дней на уроках мы изучаем часть речи, употребляя которую, можно описать всю окружающую нас действительность. О чём идет речь? | Готовятся к работе. Устно отвечают на поставленный вопрос. | Л- самоопределение, смыслообразование. К- учатся приветствовать друг друга и учителя. Р-планируют необходимые действия. П- понимают поставленную задачу, строят логическое умозаключение; отвечают на поставленные вопросы. |
Фронтальная работа, наглядный метод | - Посмотрите на парту, где лежат разнообразные предметы. Назовите их, пожалуйста. (На парте заранее подготовлены предметы: очки, варежки, ножницы, книги, карандаши, шорты). В процессе называния каждого предмета учитель записывает на доске слова в 2 столбика: варежки книги карандаши | очки ножницы часы | | Называют предметы. |
2.Актуализация знаний. | Технология проблемного обучения. Фронтальный опрос. Создание проблемной ситуации. | Задаёт вопрос: «Как вы думаете, почему данные существительные записаны в 2 столбика?» | Устно отвечают на вопрос учителя. | Л – самоопределение, умение слушать товарища. К – формулируют собственные мысли, строят монологическое высказывание, аргументируют свою точку зрения. Р –высказывают предположения на основе наблюдений. П- выполняют учебно- познавательные действия; выявляют черты сходства и различия, осуществляют сравнение. |
3. Подготовка к основному этапу. | Фронтальный опрос | Задание на повторение: 1.Чем похожи все эти существительные? | Устно отвечают, что все эти существительные множественного числа. | Л-самоопределение, самоанализ. К- формулируют собственные мысли, строят монологическое высказывание, владение диалогической формой коммуникации, аргументируют свою точку зрения. Р-вносят коррективы в планирование и способы действия в соответствии с поставленной задачей. П- умение оценивать достаточность информации для решения задач, строить логическое умозаключение, делать выводы. |
2.Что вы знаете о категории числа имени существительного? | Имена существительные изменяются по числам (ед.ч. и мн.ч.) |
Объяснительно-иллюстративный метод; слово учителя. | Учитель дает историческую справку, расширяя кругозор учащихся: - Вы уже знаете, что прародителем русского языка был древнерусский. Если говорить о счете, без которого жизнь в принципе была бы невозможна, то кроме единственного и множественного было еще и двойственное число. Оно использовалось для обозначения парных предметов (две перчатки). | |
| Письменная работа в парах (технология обучения в сотрудничестве) | Учитель раздает листочки со словами. Работа в парах: 1.Поставьте данные существительные в форму единственного числа? 2.Что вы можете сказать про существительные из второго столбика. | Работают в парах и приходят к выводу, что существительные во 2 столбике нельзя поставить в форму единственного числа. | Л- личностное самоопределение при работе в парах К- умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, умение строить монологическое высказывание, координировать позиции в сотрудничестве, умение аргументировать свою точку зрения, владение письменной и устной речью. Р- умение работать в паре, умение согласовывать свои действия. П-умение обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. |
Определение темы, цели. | Метод проблемного изложения, фронтальный опрос. | Учитель ставит задачу определить тему урока после выполнения задания: - Сегодня на уроке мы продолжаем изучение категории числа имени существительно, и, следовательно, какая тема нашего урока?(Слайд №1) | Определяют тему урока. Открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» | Л – самоопределение, самоанализ. К - отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Р- планирование, целеполагание. П- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, подведение под понятие, постановка и решение проблем. |
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на слайде №2. 1)ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…; 2)УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… . | Формулируют цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальный опрос | Задаёт вопрос: - Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Каких морфологических признаков нет у этих существительных? | Устно отвечают, что у таких существительных не определяются род и склонение | Л – самоопределение в группе, смыслообразование. К- работа в группе, умение согласовывать свои действия, владение устной и письменной речью, умение строить монологическое высказывание, умение аргументировать свою точку зрения, умение разрешать конфликты в группе. Р- умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль деятельности и правильность выполнения действия, оценивать результаты деятельности. П- умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, смысловое чтение слов со слайда. |
Игровая технология; игра «Магазин», приём «классификация» Самопроверка | Предлагает учащимся поиграть в игру «Магазин»: - Ребята, а вы любите делать покупки? Я предлагаю пойти в магазин, но покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. - Мальчики идут в отдел «Инструменты», а девочки, наверное, в отдел «Косметика»? Слайде №3: Слова для отдела «Инструменты»: тиски, плоскогубцы, клещи, зубило, грабли, ножницы, топоры, ножовка, чернила, инструменты, ключи, сверла. Слайд №4.Слова для отдела «Косметика»: духи, тени, помада, кремы, лосьоны, румяна, маски, лаки, скрабы, гели, тушь. - Покушать любят все, поэтому всем классом «идем» покупать продукты На слайде №5 выведены картинки и названия предметов для отдела «Продукты»: помидоры, конфеты, консервы, пряники, макароны, сливки, спагетти, леденцы, фисташки, окорочка, огурцы. | Работа в группах (мальчики и девочки). Выписывают в тетрадь существительные, которые имеют только форму множественного числа. |
- А теперь давайте проверим, как вы справились с задачей. На слайде №4 выведены ответы: Мальчики: тиски, плоскогубцы, клещи, грабли, ножницы, чернила. Девочки: духи, тени, румяна. Все: консервы, макароны, сливки, спагетти. | Проверяют и оценивают свою работу. |
5.Физкультминутка. Здоровьесберегающая технология |
6. Первичная проверка понимания. | Частично-поисковый метод, работа с картой (межпредметные связи с уроком географии), взаимопроверка | Организует работу с географическим атласом, который ребятам заранее было задано принести на урок: - Ребята, у вас на партах лежит атлас, откройте, пожалуйста, «Физическую карту полушарий» на с. 24-25.» - Как вы думаете, какое будет задание с картой? -После выполнения задания обменяйтесь тетрадями и выполните проверку. | Открывают атлас, отвечают на поставленный вопрос: - Задание: найти на карте географические названия, которые употребляются только во множественном числе. Выписывают в тетрадь слова: Кордильеры, Анды, Альпы, Гималаи. Выполняют проверку. | Л- самоопределение и смыслообразование. К-владение устной и письменной речью, умение согласовывать свои действия. Р-осуществление взаимоконтроля результатов деятельности. П- умение применять карту для решения познавательных задач, смысловое чтение, ориентирование на карте. |
7. Закрепление знаний. | Технология развития критического мышления через чтение и письмо; репродуктивный метод; работа с учебником. | Организует работу с учебником: - Теперь поработаем с учебником. Откройте, пожалуйста, стр. 59 упр. 509. Давайте прочитаем задание и выполним упражнение на доске. (упражнение направлено на классификацию существительных, употребляющихся только во мн.ч. на разные тематические группы) | Открывают учебник. 1 ученик читает задание и выполняет его на доске на оценку. | Л-нравственное оценивание усваиваемого материла. К-умение согласовывать свои действия, владение устной и письменной речью, владение диалогической формой коммуникации. Р- умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивание правильности выполнения действия. П-умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, смысловое чтение. |
8. Обобщение и систематизация знания. | Репродуктивный метод, Фронтальный опрос, изучающее чтение | Подводит итог: - Мы с вами сделали несколько упражнений. Давайте подведем итог и скажем, на какие же группы по значению можно разделить имена существительные, которые употребляются только во мн.ч.? Выводит на экран слайд №5: Существительные, имеющие форму только множественного числа, обозначают: 1)названия составных и парных предметов: (брюки, весы, счеты, очки, перила, часы). 2)названия материалов или их отходов; вещества, продуктов: (консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи) 3)названия промежутков времени: (сутки, будни, каникулы) 4)названия игр: (горелки, жмурки, прятки) 5)названия действий и состояния природы: (выборы, хлопоты, всходы, сумерки, заморозки). 6)некоторые географические названия: (Карпаты, Сочи, Горки). 7)названия инструментов: (тиски, плоскогубцы, клещи). | Устно отвечают на поставленный вопрос, читают материал со слайда. | Л- смыслообразование К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение. |
9. Контроль. | Технология развития критического мышления через чтение и письмо, индивидуальная творческая работа | Организует ребят на творческое задание: - Сейчас я вас попрошу самостоятельно составить небольшой текст из 5-7 предложений на тему «В магазине». Употребляйте как можно больше существительных, которые имеют форму только мн.ч. | Выполняют письменную работу в тетради. Несколько человек (по желанию) зачитывают получившийся текст. | Л- самоопределение. Р- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, контроль, оценивание качества и уровня усвоения. К- владение устной и письменной речью, умение осознанно использовать речевые средства для задач коммуникации. П- приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
10. Подведение итогов. | Слово учителя | Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Даёт оценку успешности урока. | Слушают учителя. | Л- адекватное понимание причин успеха/неуспеха. Р- оценка результатов своей деятельности. К-умение слушать учителя и понимать поставленную задачу. П-умение создавать обобщение, делать выводы. |
11.Рефлексия. | Частично-поисковый метод. Фронтальная работа. | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Слайд №6: Сегодня я узнал… ; Я научился…; Своей работой на уроке я (доволен/не доволен); Материал урока мне был (понятен/не понятен). | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Л-самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха. П-рефлексия способов и условий действий, оценка результатов деятельности. К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
12.Домашнее задание | Технология разноуровневого обучения, слово учителя. | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Уровень А: §93 стр. 59 упр. 510 Уровень Б: §93 стр. 59 упр. 512 | Записывают задание в дневник. Подают дневники учителю для оценки за урок. Сдают тетради на проверку | Л-самоопределение. П- смысловое чтение. К-умение слушать учителя. Р- принятие решений и осуществление осознанного выбора, самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа город Волгореченск Костромской области»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Количество часов: 1
Учитель: Белинина Г.С.
Категория: соответствие занимаемой должности
УМК: Русский язык. 5класс. Часть 2./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
Волгореченск
2019
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об именах существительных, сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа, сформировать умение находить их и правильно употреблять в речи.
Задачи:
образовательные
продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи;
сформировать умение находить в тексте имена существительные, имеющие форму только единственного числа;
выявить особенности употребления таких существительных в речи;
совершенствовать орфографические умения и навыки обучающихся;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
развивающие
совершенствовать умение формулировать тему урока, цели, планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
развивать логическое мышление;
сформировать умения систематизировать материал;
развивать умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности.
воспитательные
совершенствовать умение слушать и вступать в диалог;
развивать умение работать в паре;
формировать умение проверять результаты деятельности;
воспитывать ответственность и аккуратность;
воспитывать положительное отношение к учению;
воспитывать любовь к родным и близким, стране, родному языку, природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
Предметные:
- распознавать существительные, которые употребляются либо только в единственном числе, либо в единственном и множественном числах;
- анализировать и характеризовать существительные, которые употребляются только в единственном числе;
- моделировать предложения с существительными, которые употребляются только в единственном числе. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение определять тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- научиться планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять взаимопроверку и самоконтроль деятельности и оценивать результаты.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать с разными существительными;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
- извлекать нужную информацию.
Педагогические технологии: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология групповой деятельности, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология разноуровневого обучения.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Приёмы: игра, слово учителя, проблемная ситуация, фронтальный опрос, классификация, «Исправь ошибку», работа с текстом, тестирование.
Методы: метод проблемного изложения, частично-поисковый, репродуктивный.
Виды деятельности на уроке: игра, устные ответы учащихся, письменная работа в парах (классификация, исправление ошибок), индивидуальная (работа с текстом, тестирование, словарная работа, творческая работа), рефлексия.
Оборудование: доска, учебник, компьютер, проектор.
Ход урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД ( личностные – Л, коммуникативные – К, регулятивные – Р, познавательные – П). |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент. Мотивация. | Слово учителя. Включение в деловой ритм. Фронтальная работа. Игра. | Приветствует учащихся. Слайд 1. Мотивирует к учебной деятельности. -Давайте поиграем в «Слова». Я называю слово, а вы на последнюю букву этого слова придумываете свое. - Посмотрите, какое многообразие слов различных частей речи в нашем языке. | Готовятся к работе. Называют слова. | Л- самоопределение, смыслообразование. К- владение устной речью. Р-планируют необходимые действия. П- понимают поставленную задачу. |
2.Актуализация знаний. | Метод проблемного изложения. Фронтальный опрос. Создание проблемной ситуации. | Даёт задания на повторение. Слайд2. Разминка: Слова какой части речи вы видите на экране? | Устно отвечают на вопросы учителя. - Данные слова являются именами существительными. | Л – самоопределение, умение слушать товарища. К – отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Р – планирование действий в соответствии с поставленной задачей. П- умение самостоятельно выбирать основания для классификации и делать выводы, смысловое чтение. |
Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном? Слайд 3. | Устно отвечают на вопросы: -это самостоятельная часть речи - обозначает предмет - отвечает на вопросы КТО? ЧТО? - Относится к одному из 3х родов( м.р., ж.р., ср.р.); изменяется по числам и падежам. - в предложении является подлежащим, дополнением, обстоятельством, реже сказуемым. Дополнят: существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. |
Работа в группе. Частично-поисковый метод. | Даёт задание: -Распределите данные существительные на 2-3 группы. Слайд 4. По какому признаку вы это сделали? Слайд 5. | Работают в группах по 3-4 человека. Устно доказывают свою точку зрения. |
3. Подготовка к основному этапу. | Метод проблемного изложения. Создание проблемной ситуации. Фронтальная работа. | Что вы можете сказать про слова 3 группы? Могут они употребляться во множественном числе? | Отвечают: - Эти существительные не употребляются во мн.ч. | Л – самоопределение, самоанализ. К - отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Р- планирование действий в соответствии с поставленной задачей, определение цели и формулирование задач. П- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, подведение под понятие, постановка и решение проблем. |
Определение темы, цели. | Фронтальная работа. Метод проблемного изложения. | Учитель ставит задачу определить тему урока после выполнения задания. - Сегодня на уроке мы продолжаем изучение категории числа имени существительно, и, следовательно, какая тема нашего урока? Слайд 6. | Определяют тему урока. Открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока. |
Учитель ставит задачу определить цель урока, опираясь на слова. Слайд 7. | Учащиеся формулируют цель, опираясь на слова: - Познакомиться с именами сущ., которые имеют форму только ед.ч., учиться находить их в тексте и правильно использовать в речи. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. | Метод проблемного изложения. Работа в паре. Прием «Классификация» | Просит прочитать слова на слайде и самим сформулировать задание. Слайд.8. | Учащиеся читают слова на слайде, с помощью учителя формулируют задание: -Нужно распределить слова близкие по смыслу на группы. Выполняют работу в парах. | Л- смыслообразование, самоанализ. К – общение и взаимодействие с партнёром, формулирование полного связного высказывания. Р- выстраивание логической цепочки последовательности действий, высказываний, коррекция и контроль. П – смысловое чтение, принимают и сохраняют учебную ситуацию, выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение находить имена существительные, которые имеют форму только ед.ч. |
Самопроверка. | Проверка.Слайд.9. | Производят проверку. |
Частично-поисковый метод . Фронтальная работа. Создание проблемной ситуации. | Учитель задает классу вопрос: - Какие существительные не выписали? Почему? | Учащиеся отвечают: - Брюки – имя существительное, которое имеет форму только мн.ч. Книги – имя существительное мн.ч. Форма ед. ч. – книга. |
Проверка. Самоанализ. | Слайд. 9. | |
Просит подвести итог: - На какие группы по значению делятся имена существительные, которые имеют форму только ед.ч.? Слайд 10. | Формулируют вывод. |
5.Физкультминутка (Слайд 11-22) Здоровьесберегающая технология. | |
6. Первичная проверка понимания. | Частично-поисковый метод. Работа в парах. Прием «Лови ошибку» | Организует игру «Петя Ошибкин». - Ребята, пока вы делали зарядку, к нам в гости на урок пришёл мальчик Петя Ошибкин. Он у вас просит помощи. Слайд 23. | В парах помогают Пете исправить ошибки. Записывают правильный вариант предложения в тетрадь. | Л-самоопределение, нравственно-этическая ориентация. К- общение и взаимодействие с партнёром, владение устной и письменной речью. Р- выстраивание логической цепочки последовательности действий, коррекция и контроль. П- извлечение необходимой информации из текста, смысловое чтение; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, умение находить имена существительные, которые имеют форму только ед.ч. |
| Проверка. Самоанализ. | -Ребята, Петя вас благодарит. Он очень, рад, что получил пятёрку благодаря вашей помощи. Слайд 24. | Производят самопроверку. |
7. Закрепление знаний. | Репродуктивный метод. Частично поисковый метод. Фронтальная работа. Работа с текстом. | Организует работу с текстом. Слайд 25. Погода начинала портиться. Ч…рная туча ползла вверх а над в…дой прон…сились лё..кие облач…ка тумана. Они все чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью. - Кто автор текста? Что вы о нём уже знаете? Слайд 26. | Читают текст. Отвечают на вопросы учителя. - Виталий Бианки. Писал рассказы о природе. | Л- самоопределение, нравственно-этическая ориентация(любовь к литературе, родному языку, природе). К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения, выстраивание логической цепочки последовательности действий. П- извлечение необходимой информации из текста, смысловое чтение; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, умение определять стиль текста по его характерным признакам, умение находить имена существительные, которые имеют форму только ед.ч., умение находить сложное предложение и правильно расставлять знаки препинания. |
Словарная работа. | - Посмотрите ещё раз на текст. Все ли слова вам понятны? Слайд 27. Казарка – водоплавающая птица семейства утиных. | Отвечают: - Значение слова КАЗАРКА непонятно. |
Слайд 28. -Определите стиль текста? По каким признакам вы это сделали? | Работают с заданиями к тексту(устно). Отвечают: - Художественный стиль.(использование художественно-изобразительных средств: эпитет(черная туча, легкие облачка), олицетворения (туча ползла, облака проносились, окутывали) |
-Найдите в тексте имена существительные, которые имеют форму только ед.ч. | - погода, сыростью |
Письменная работа. | - Найдите сложное предложение. Спишите его, объясняя пропущенные орфограммы, расставляя пропущенные знаки препинания. -Молодцы! Справились с заданием. | Работают с заданиями к тексту (письменно, 1 человек у доски). |
8. Обобщение и систематизация знания. | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос. | Итак, ребята, все ли имена существительные в русском языке изменяются по числам? | Вспоминают пройденный материал. Отвечают: - Нет. Мы узнали, что в русском языке существуют имена сущ., которые имеют форму только ед.ч. или только мн.ч. | Л- смыслообразование К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р- оценивание правильности выполнения действий. П – умение строить логическое рассуждение и делать выводы. |
На какие группы по значению делятся имена существительные, которые имеют форму только ед.ч.? | Отвечают. |
9. Контроль и взаимопроверка. | Индивидуальная работа. Тестирование. | Слайд 29, 30. | Выполняют самостоятельную работу в тетради. | Р- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, контроль, оценивание качества и уровня усвоения. К- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация. П- приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Взаимопроверка. | Обменяйтесь тетрадями. Проверка. Слайд. 31. | Выполняют взаимопроверку. Выставляют друг другу оценки. |
10. Итог. | Слово учителя. | Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Даёт оценку успешности урока. | Слушают учителя. | Л- адекватное понимание причин успеха/неуспеха. Р-саморегуляция. К-умение слушать учителя и понимать поставленную задачу. П-оценка результатов деятельности. |
11. Рефлексия. | Частично-поисковый метод. Фронтальная работа. | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Слайд. 32. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Л-самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха. П-рефлексия способов и условий действий, оценка результатов деятельности. К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
12. Домашнее задание. | Технология разноуровневого обучения, слово учителя. | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Уровень А. §96 упр. 514(выполнить по образцу), упр.516 (составить предложения). Уровень Б. Творческое задание. Составить рассказ на тему «Мой режим дня» с использованием существительных, которые имеют форму только единственного числа. | Записывают задание в дневник. Подают дневники учителю для оценки за урок. | Л-самоопределение. П- дифференцированный подход, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К-умение слушать учителя, владение письменной речью в соответствии с нормами языка. |