Система внутреннего мониторинга образовательной организации как базовая основа оценки качества образования в начальной школе.
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения». (Н.Рерих)
Современное образование невозможно без комплексной системы оценки качества образования как характеристики образовательной деятельности, включающей подготовку обучающихся, то есть степень ее соответствия государственному образовательному стандарту, а система оценки этого качества рассматривается как совокупность норм и правил, обеспечивающих эффективность деятельности школы.
Структура, функции контроля качества образования и требования к нему, определяются нормативно-правовой базой в сфере образования:
Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании»,
Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Положения о мониторинге качества образования и образовательных организациях общего образования Донецкой Народной Республики» и Положения от 05.11.2015 №765,
Решением коллегии Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.09.2016 №ПК-4/3, п.5.1 «О внедрении мониторингового подхода к изучению состояния обучения и воспитания по новым образовательным стандартам».
Уставом МОУ «Школа №3 города Докучаевска».
Программой внутреннего мониторинга качества образования МОУ «Школа №3 города Докучаевска» утвержденной решением педсовета протокол № 3 от 30.12.2016 г.
В общей системе образования начальная школа играет исключительно важную роль. Эта ступень образовательной системы обеспечивает целостное развитие личности ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Особенность государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики – это требования к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностные, предметные и метапредметные.
Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены при изучении каждого предмета образовательной программы, в любой сфере деятельности, в том числе в новых жизненных ситуациях, в которых может оказаться ребёнок.
Формирование метапредметных результатов позволяет говорить о том, что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но и на развитие ребёнка. Освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций (социальной, коммуникативной, общекультурной, информационной) и способность учиться всю жизнь.
Исходя из этого, учитель начальных классов должен не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг результатов внедрения ГОО НОО, основным объектом которого будет реализация предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников.
Цели внутришкольного мониторинга:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования в муниципальном общеобразовательном учреждении, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в МОУ;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в образовательном учреждении, тенденциях её изменения и причинах, влияющих на её уровень;
предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы МОУ.
При проведении мониторинга начального образования учитываются:
учебные возможности младших школьников;
индивидуально-дифференцированный подход;
коррекционная работа на перспективу.
Мониторинг представляет собой систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды обучающихся с целью управления качеством образования. По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента: контроль и экспертизу различных сторон деятельности, систему информационного обеспечения управления. Без существования в образовательной организации всех этих систем организация мониторинга невозможна. Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежит система контроля, информация обеспечения управления и экспертизы.
В МОУ «Школа № 3 города Докучаевска» внутришкольный мониторинг осуществляется в несколько этапов:
I.Теоретический:
1) разработка контрольно-измерительных материалов для оценки качества подготовки обучающихся;
II. Практический. Это основной этап в организации мониторинга. Он требует подготовки и предполагает разнообразие видов деятельности:
1) первичная диагностика обучающихся;
2) повторная диагностика обучающихся.
ІІІ. Аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц и диаграмм:
1) сравнительный анализ результатов диагностики.
Сопоставление полученных данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько правильными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же удостовериться в их правильности.
При осуществлении мониторинга учитель владеет достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнаёт каждого обучающегося, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь обучающимся, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Анализируя результаты работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные способы помощи обучающимся, учитель совершенствует своё профессиональное мастерство. К тому же, мониторинг формирует партнерские отношения учителя и обучающегося, что в результате помогает ребенку быть успешным.
Внедрение системного внутришкольного мониторинга обеспечивает создание личностно-ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому обучающемуся.
Внутришкольный мониторинг инициируется и контролируется руководством МОУ «Школа № 3 города Докучаевска». Для реализации системы внутреннего мониторинга качества образования администрацией школы создана экспертная группа, в которую входят:
заместитель директора по учебной работе;
заместитель директора по воспитательной работе;
руководитель школьного методического объединения начальных классов;
социальный педагог;
учителя начальных классов.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательным процессом. Решить проблему повышения качества образовательного процесса необходимо на основе диагностического достоверного подхода в оценке качества образования с учётом конечных результатов.
С целью организации мониторинга качества образования в МОУ «Школа №3 города Докучаевска» были изучены нормативные документы и практический опыт отечественных и зарубежных коллег по данному вопросу.
Мониторинг предполагает:
постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции наблюдения;
изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Мониторинг в нашем общеобразовательном учреждении направлен на отслеживание качества начального образования и проводится по таким направлениям:
мониторинговые исследования качества знаний обучающихся по русскому языку;
мониторинговые исследования качества знаний обучающихся по математике;
мониторинговые исследования качества знаний обучающихся по чтению;
диагностика учащихся первых классов.
Система внутреннего мониторинга качества образования на учебный год определяется в начале каждого учебного года на основе анализа результатов предыдущего учебного года в соответствии с конкретными задачами, стоящими перед образовательной организацией в связи с выявленными проблемами.
Если наблюдается положительная динамика, то образовательный процесс можно считать результативным. Если прослеживаются негативные результаты, то проводится доскональное изучение факторов, влияющих на эти показатели.
По итогам диагностики определяется оптимальная тактика и стратегия работы учителя, намечаются коррекционные занятия с учащимися.
Мониторинг – сложный и серьёзный управленческий инструмент. Для его осуществления необходимо некое сообщество заинтересованных людей, объединённых общей целью и готовность коллектива к реализации данной идеи, понимание её значимости.
Внутренний мониторинг обученности обучающихся 1–4 классов по русскому языку и математике включает диагностический, промежуточный и итоговый контроль, который проходит в соответствии с графиком внутреннего контроля.
График проведения внутреннего контроля
| Диагностический контроль (сентябрь) | Промежуточный контроль (декабрь) | Итоговый контроль (май) |
1-е классы | диагностика учащихся | | техника чтения |
2-е классы | | математика русский язык | техника чтения математика русский язык |
3-е классы | математика русский язык | математика русский язык | техника чтения математика русский язык |
4-е классы | математика русский язык | математика русский язык | техника чтения математика русский язык |
Итоги мониторинга оформляются в виде таблиц и диаграмм, отражаются в аналитических материалах, содержат рекомендации для дальнейшей работы с обучающимися.
Результаты мониторинговых исследований заслушиваются на заседаниях педагогического совета, административных совещаниях при директоре и заседаниях методического объединения начальных классов.
Уровень учебных достижений обучающихся начальной школы по русскому языку
Мониторинговые исследования качества знаний обучающихся по русскому языку были проведены в форме диктанта.
В 2015-2016 учебном году количество обучающихся написавших работу – 104, из них высокий уровень учебных достижений показали 20 учащихся (19%), достаточный – 55 учащихся (53%), средний – 29 учащихся (28%). Качество знаний по русскому языку составило 72%.
В 2016-2017 учебном году количество обучающихся написавших работу – 101, из них высокий уровень учебных достижений показали 31 учащийся (31%), достаточный – 49 учащихся (48%), средний – 21 учащийся (21%). Качество знаний по русскому языку составило 79%.
В 2017-2018 учебном году количество обучающихся написавших работу – 86, из них высокий уровень учебных достижений показали 23 учащихся (27%), достаточный – 47 учащихся (55%), средний – 16 учащихся (18%). Качество знаний по русскому языку составило 81%.
Русский язык
Уровень учебных достижений обучающихся начальной школы по математике
Мониторинговые исследования качества знаний обучающихся по математике были проведены в форме комплексной контрольной работы, которая состояла из базовых заданий и задач.
В 2015-2016 учебном году количество обучающихся написавших работу – 104, из них высокий уровень учебных достижений показали 27 учащихся (26%), достаточный – 44 учащихся (42%), средний – 33 учащихся (32%). Качество знаний по математике составило 68%.
В 2016-2017 учебном году количество обучающихся написавших работу – 101, из них высокий уровень учебных достижений показали 33 учащихся (33%), достаточный – 42 учащихся (41%), средний – 26 учащихся (26%). Качество знаний по математике составило 74%.
В 2017-2018 учебном году количество обучающихся написавших работу – 86, из них высокий уровень учебных достижений показали 29 учащихся (34%), достаточный – 37 учащихся (43%), средний – 20 учащихся (23%). Качество знаний по математике составило 77%.
Математика
Уровень учебных достижений обучающихся начальной школы по чтению
Мониторинговые исследования качества знаний обучающихся по чтению были проведены в форме проверки техники чтения (в % к норме).
В 2015-2016 учебном году из 128 обучающихся выше нормы читали 48 учащихся (38%), норму – 42 учащихся (33%), ниже нормы – 38 учащихся (29%). Качество знаний составило 70%.
В 2016-2017 учебном году из 134 обучающихся выше нормы читали 55 учащихся (41%), норму – 40 учащихся (30%), ниже нормы – 25 учащихся (19%). Качество знаний составило 71%.
В 2017-2018 учебном году учебном году из 141 обучающегося выше нормы читают 43 учащихся (30%), норму – 59 учащихся (42%), ниже нормы – 39 учащихся (28%). Качество знаний составляет 72%.
Техника чтения
Качество образования за период
с 2015-2016 учебного года по 2017-2018 учебный год
Диагностика учащихся первых классов
В 2017-2018 учебном году были проведены мониторинговые исследования (в форме тестов) уровня воспитанности, оценка контактности первоклассников и самооценка факторов риска ухудшения здоровья. Работу выполняли 19 обучающихся 1-А класса и 16 обучающихся 1-Б класса. Экспертная оценка уровня воспитанности показала следующие результаты:
1-А класс | 1-Б класс |
8 уч. – высокий уровень (42%) | 9 уч. – высокий уровень (56%) |
5 уч. – хороший уровень (26%) | 4 уч. – хороший уровень (25%) |
4 уч. – средний уровень (21%) | 3 уч. – средний уровень (19%) |
2 уч. – низкий уровень (11%) | 0 уч. – низкий уровень (0%) |
Экспертная оценка уровня воспитанности (Методика Н.П.Капустиной)
Оценка контактности первоклассников
Самооценка факторов риска ухудшения здоровья
Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы.
Проведённые тесты с первоклассниками, помогают педагогам определить уровень воспитанности учащихся. Учителям, которые работают в первых классах необходимо содействовать развитию личности, способной устанавливать дружеские связи, учить взаимопониманию, доброму отношению друг к другу. Содействовать воспитанию более ответственного отношения к своему здоровью.
Сопоставление данных мониторинга во вторых, третьих и четвёртых классах даёт возможность увидеть, насколько верными выбраны методы и приёмы работы.
С 2015-2016 учебного года по 2017-2018 учебный год наблюдается повышение уровня учебных достижений обучающихся начальной школы, что свидетельствует об усвоении школьниками программных знаний по основным предметам. Систематическая целенаправленная работа педагогов по формированию основных умений и навыков обучаемых, обмен эффективными приёмами и методами работы, использование личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода способствовали достижению хороших результатов в обучении обучающихся начальной школы.