СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках предмета «Музыка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способности у учащихся общеобразовательной школы разные, поэтому учителю музыки необходимо обращать внимание как на музыкально-одарённых детей, так и на детей с низким уровнем музыкального развития, учитывать особенности каждого ребенка, применять в своей работе разнообразные методы и формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках предмета «Музыка»»

Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках предмета «Музыка»

Одарённость человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он

вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.

Актуальность данной задачи очевидна: способные, талантливые люди всегда нужны государству, именно они, одарённые, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимания и поддержки одарённых детей. Важная ступень этой системы –школьное образование.

Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития музыкально одарённых детей, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними.

Процедуры выявления музыкально одарённых детей

Музыкально одарённые дети – особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. Поэтому без специально организованных процедур педагогической диагностики нельзя обойтись.

В первом классе я выявляю уровень музыкальной восприимчивости и эмоциональной отзывчивости на музыку, наблюдаю за поведением детей на уроке в новой для них обстановке, за тем, как они обращаются с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи. Затем выявляю уровень развития динамического слуха. Определяю уровень музыкального мышления. На заключительном этапе диагностирую музыкальную память.

Музыкально одарённые дети легче усваивают материал, они непринуждённо справляются с заданиями. Поэтому стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними: чтобы, с одной стороны, позволить реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. На уроке музыкально одарённые дети реализуют свои способности в различных формах совместной деятельности:

* в танцевальной миниатюре берут на себя ведущую роль – показывают движения другим детям;

* в пении – солируют запев песни;

* в игре-драматизации – играют главного персонажа и т. д.

Музыкальная одарённость:

- ребёнок проявляет большой интерес к уроку музыки;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- в исполнении музыкальных произведения (песня или танец) вкладывает много энергии и чувств;

- любит слушать музыку;

- стремится посещать концерты и выступления;

- сочиняет собственные, оригинальные мелодии;

- стремится выразить своё настроение в исполнении.

Условия выявления и развития музыкальной одарённых детей:

• создание предметно-развивающей среды;

• накопление опыта художественно-творческой деятельности в различных её видах;

• развитие творческого воображения.

В основу системы работы легли такие принципы:

1. Единство эмоционального и сознательного.

2. Импровизационность.

3. Гуманность.

4. Систематизация знаний.

5. Целостность.

6. Интеграция искусств.

7. Учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка (личностно-ориентированный подход).

Формы работы с одарёнными детьми

На уроках музыки в школе возможны различные методы для развития музыкальных способностей. Например, методы наблюдения за музыкой; сопереживания; моделирования художественного творческого процесса; интонационно стилевого постижения музыки, метод сравнения, наглядный, словесный, наглядно-слуховой, метод эмоционального обобщения, проблемного обучения (исследовательский, частично-поисковый, проблемное изложение), проективный, художественно-практический метод, применять интерактивные методы и т.д.

Учителю для развития одарённостей необходимо использовать индивидуализацию и дифференциацию обучения. При этом предоставив возможность ученикам самостоятельно работать в группах при минимальном участии учителя.

Применяя технологию компетентностно-ориентированного обучения, для раскрытия музыкальной одарённости учеников, можно широко использовать как в учебном процессе, так и во внеурочное время метод проектов. Использование данного метода даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.

Метод проектов на уроках музыки можно применять непосредственно в урочной деятельности. Так, например, ребята, слушая музыку, превращаются в художников (рисуют музыку), поэтов (сочиняют стихотворения) и анализаторов музыки (по эмоциональному словарю Ражникова подбирают слова, характеризующие музыку).

Каждый учащийся делает то задание, которое ему больше нравится. После окончания прослушивания музыки, ребята собираются в группы художников, поэтов, анализаторов и перед всем классом предоставляют свой проект. Получается интересная дискуссия с анализом музыки, различными иллюстрациями и чтением собственных стихотворений. Естественно, одарённые ребята могут наиболее ярко применить здесь свой природный талант, так как, слушая музыку, делают различные мозговые операции: сочиняют, рисуют, думают, размышляют.

Одарённые дети часто проявляют стремление к открытиям, активному умственному труду, творческим поискам, что можно с успехом применять в исследовательской деятельности.

Одарённые ребята, могут участвовать в написании исследовательской работы (Н-р, готовить вопросы для своих одноклассников, а затем задавать их на уроках музыки, прослушивать фрагменты музыкальных произведений, проводить обработку анкет, делать выводы в своём исследовании, выступить на научно-практической конференции в школе и т.п.).

Особое место в работе с одарёнными детьми занимают исследовательские работы по краеведению музыкального, художественного искусства своего родного края. Новое в содержании краеведения в области музыки, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, в подходах ребят к исследованиям, к оценке изучаемых событий можно представить в виде докладов, выступлений на семинарах, конференциях различного уровня.

Таким образом, исследовательская работа способствует развитию у учащихся уверенности в себе, целеустремлённости, активности, трудолюбию, коммуникабельности, креативности, здравомыслию и других качеств личности ребёнка, способствующих достижению успеха в жизни.

Развитию учащихся способствуют и применяемые учителем формы организации музыкального обучения. Основной формой является урок. Важным является его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, необходимо применять и нетрадиционные формы:

  • урок формирования новых знаний;

  • урок-исследование;

  • урок-путешествие;

  • урок-концерт;

  • урок-семинар;

  • урок – ролевая игра;

  • уроки проверки знаний (тесты, викторины);

  • театрализованные представления и игры.

В уроки необходимо включать различные виды музыкальной деятельности.

Также можно использовать следующие формы работы с музыкально-одаренными детьми:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

  • разноуровневые задания (работа на уроке с более сложными заданиями);

  • творческие задания;

  • консультирование по возникшей проблеме;

  • дискуссии, игры;

  • написание докладов, рефератов, творческих работ, эссе;

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • факультативы и кружки по интересам;

  • работа над проектами по различной тематике и их защита;

  • исторические исследования в области искусства;

  • участие обучающихся в школьных научных сообществах, научно-практических конфепенциях;

  • участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней;

  • сотрудничество с другими школами.

Все методы и формы, применяемые на уроке музыки и во внеурочное время, помогут учителю активизировать позитивную мотивацию учеников к учению, музыкально-одаренным учащимся – формировать активное восприятие музыки, творческую активность, обогащать их знания и опыт.

Методы и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми

При проведении музыкальных игровых сеансов педагогический процесс выстраиваю на вариативной основе, использую методы и приёмы конструктивной основе взаимодействия с детьми, создаю атмосферу эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности.

Музыкальный материал, предлагаемый мной музыкально одарённым детям, не обязательно сложнее, но разнообразней и вариативней, и подбираю я репертуар с учётом возможностей и предпочтений детей. Содержание работы музыкальной студии не сводится к простому заучиванию и репетициям. Работая с музыкально одарёнными детьми, всегда оставляю место импровизации, творчеству.

Критериями оценки музыкальных способностей и начал музыкальной культуры в моей работе с одарёнными детьми служат показатели диагностики, разработанные О. П. Радыновой.

Диагностику провожу как индивидуально, так и в музыкальной непосредственной образовательной деятельности 2 раза в год. Диагностические исследования музыкально одарённых детей показали, что дети стали более активны и раскрепощены в своих суждениях о музыке (и в других видах искусства). Они всегда рады встрече с музыкой, любят придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях стараются передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. Наблюдая за детьми, педагоги и родители заметили, что ребята с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах, у них накопился исполнительский опыт.

Таким образом, анализируя эффективность проведённой мною работы с дошкольниками, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что необходимо развивать и совершенствовать систему занятий в музыкальной студии. Это позволит значительно поднять уровень музыкального развития детей, сформирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих возможностях.

Реализацию поставленных целей добивалась через решение ряда задач:

- сформировать у детей навыки творческой деятельности;

- развивать вокально-певческие навыки (чистоту интонирования, правильное звукообразование, певческое дыхание, дикцию, умение петь в ансамбле);

- развивать музыкальную восприимчивость и эмоциональную отзывчивость;

- развивать навыки исполнительского мастерства;

- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

- развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства;

- развивать навыки концертной деятельности.

Театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции развития ребёнка.

Владею и применяю в практике профессиональной деятельности следующие образовательные технологии и методики:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В. В. , так как для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В. В. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, так как провожу их в игровой форме.

В артикуляционную гимнастику входит: работа с языком и с губами, зарядка для челюсти и мышц шеи.

После проведения артикуляционной гимнастики использую интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки.

2. Игры со звуком (Звук обладает определёнными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный и т. д. Материалом для звука может служить всё, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри и т. д.)

3. Работа с руками. Руки помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. Создаю ситуации, когда ребёнок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот приём помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

4. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, речь, дикцию, дыхание, интонацию, творческие способности, вырабатывают выразительность исполнения.

5. Дыхательная гимнастика укрепляет физиологическое дыхание детей (без речи, формирует правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох, тренируется сила вдоха и выдоха, согласованность работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

6. Логоритмика способствует активизации высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, увеличивает объём памяти, развивает общую моторику, музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух, развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, развитие чувства ритма, пространственной организации движений, мимики.

7. Здоровьеформирующие технологии:

- валеологические песни-распевки с самомассажем:

- активное слушание музыки;

- ритмопластика;

- психогимнастика;

- песенное и тацевальное творчество;

- музыкотерапия.

Полноценная работа по организации образовательной работы с одарёнными детьми невозможна без взаимодействия, как с самими воспитанниками, так и с педагогами и родителями. В связи с этим мною были подобраны разнообразные формы работы в этом направлении:

1. Проведение консультаций для родителей по темам: «Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка»; «Развитие детей в театрализованной деятельности»; «Художественно- эстетическое развитие детей посредством театрального искусства».

2. Организация условий для музыкально-театрализованной деятельности:

специальное помещение со сценой и зрительным залом, костюмы и декорации, различные атрибуты для занятий, набор детских музыкальных инструментов, куклы для театра и ширма, наглядный материал, аппаратура (синтезатор, магнитофон, фортепиано).

3. Создание учебно-методического обеспечения:

- методические материалы по музыкально- театрализованной деятельности;

- картотека стихов, потешек, загадок, сказок;

- сценарии досугов и праздников;

- картотеки дидактических музыкальных игр;

- фонотека, медиатека по данному направлению;

- библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром театра и изоискусства.

4. Участие в общегородских мероприятиях, праздниках, концертах.

Родители одарённого ребёнка должны быть достаточно инфомированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей обучающихся. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивирую их на помощь детям, на поощрение их стараний и достижений, а также на содействие дальнейшему обучению детей. Дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, они нуждаются в этом, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

  2. https://music-9-sch9.edusev.ru/articles/

  3. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/

  4. http://www.rumvi.com/products/ebook/