Система заданий с использованием учебника английского языка, ориентированных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Пояснительная записка
В целях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования обращается особое внимание тому, что современная школа должна формировать целостную, неразрывную систему универсальных знаний, навыков и умений, развивать самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся.
Учить учиться нужно в процессе преподавания всех школьных предметов, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета:
1) Те универсальные умения (УУ), которыми ученики овладели при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка без соответствующей коррекции. Многие УУ должны быть сформированы заново. А при обучении английского языка формировать универсальные учебные умения приходится с нуля.
2) Овладение английским языком в школе происходит вне языковой среды, к тому же когда на одного ученика приходится в среднем одна-две минуты говорения за урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовывать свои занятия дома.
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: "Зачем я учу иностранный язык?”, "Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?”, "Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?”, "Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?”. Язык должен осваиваться осознанно, а сами уроки быть интересными и увлекательными.
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает своё мнение (темы «Me and my world”, "My family”, "My hobby’, "Environment” и т.д..).
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В процессе обучения английскому языку важная роль отводится организации работы с учебником. Данная система заданий составлена на основании программы курса английского языка EnjoyEnglish/ Английский с удовольствием. 2-11 классы. Авторы: М.З. Биболетова, ,Н.Н. Трубанева. Издательство «Титул», Обнинск, 2013 г.
Учебно-методический комплект включает:
1.Биболетова М. 3. Английский язык. Английский с удовольствием (Enjoy English): Учебник – англ. яз. для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд.- Обнинск: Титул, 2008 год.
2.Биболетова М. 3. Английский язык: книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием/ Enjoy English для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд.- Обнинск: Титул, 2008 год.
3.Биболетова М. 3 Английский язык: рабочая тетрадь к учебнику Английский с удовольствием/ Enjoy English для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд.- Обнинск: Титул, 2009 год.
4.Биболетова М. 3. Английский язык: аудиозаписи / М. 3, Биболетова. - Обнинск: Титул, 2010.
Основная часть
Работа с текстами учебников требует новых подходов.
Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером. Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика.
Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.
Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»
Оценка текста Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.
Задай вопрос С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
— Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Составь задание Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи.
Кубик Блума О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Аналитик Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Драмогерменевтика Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвал бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.
Пометки на полях Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Задания на актуализацию навыков аудирования и чтения.
Задание | Коммуникативные УУД |
Задание №1 Учитель предлагает детям прослушать и прочитать за диктором текст из упр. 2, с. 25. Сначала дети читают данный текст хором, а затем в парах друг другу. После работы в парах учитель и класс заслушивают чтение 3—5 учеников. - Now it's time to listen to this letter. Let's repeat the sentences all together. Read the letter in pairs now. Listen to your partner and correct his mistakes. Who wants to read the text aloud? | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопроса – инициация сотрудничества в поиске и сборе информации Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Задание №1 Учитель предлагает детям прослушать и прочитать за диктором текст из упр. 2, с. 25. Сначала дети читают данный текст хором, а затем в парах друг другу. После работы в парах учитель и класс заслушивают чтение 3—5 учеников. - Now it's time to listen to this letter. Let's repeat the sentences all together. Read the letter in pairs now. Listen to your partner and correct his mistakes. Who wants to read the text aloud? | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопроса – инициация сотрудничества в поиске и сборе информации Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Задание№2. — Now, children, you are going to read the text about Mary Poppins's Day Out and answer the question of the exercise 20. You have 7 minutes and haven't got the dictionaries. Детям предлагается рассказ из упр. 20, с. 32. Учащиеся читают его вслух, а затем отвечают на вопрос из задания перед текстом. Затем учитель задает детям вопросы по теме «Традиции и обычаи англичан». Примерные вопросы: — What do you know about five o'clock tea? - Do you know English humor? (английский юмор) — Do you like it? — What other British traditions do you know? Etc. Учитель может сам рассказать о британских традициях, используя картинки по данной теме. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопроса – инициация сотрудничества в поиске и сборе информации Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Активизация изученной лексики |
Задание №1. - Now it's time to check up your home task. I want you to write the words from exercise 2, page 13 from your Workbook on the blackboard. - Vova, you are welcome. Учитель просит одного ученика написать слова из упр. 2, с. 13 из рабочей таради в алфавитном порядке на доске. В это время остальные учащиеся читают и переводят слова из упр. I, с. 13 рабочей тетради. - And now you will read and translate the words from exercise 1, page 13. Will you start, Masha? | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопроса – инициация сотрудничества в поиске и сборе информации Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Тренировка навыков монологической речи |
Задание. - It is interesting to find out what your partner and members of his family like to do on weekends. Учащиеся составляют рассказы о семье своего друга, используя информацию из таблицы упр. 22, с. 33. На данном уроке предлагается заслушать 3-5 рассказов учеников. План рассказа дается учителем, но предлагается рассказать так, чтобы было "прикольно". Примерный план: Name Has got a big family They like to spend their weekends They usually Sometimes they Mary likes Her brother likes Mary's sister likes They often | умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Совершенствование навыков диалогической речи |
Задание: Стр. 33, №22 - Let's work in pairs. I want you to open your textbooks, page 33, exercise 22. Read the task, please. You will ask your partner what he and the members of his family usually do in the evening or at the weekend. You will put«+» if he does it. You will put«-» if he doesn't do it. Учитель организует выполнение упр. 22, с. 33. Учащиеся делятся на пары и задают вопросы из данного упражнения. Положительные ответы отмечаются плюсом, отрицательные ответы - минусом. | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
Для формирования познавательных универсальных учебных действий использую следующие задания с использованием учебника и внешкольными источниками информации:
1) Задание на информационный поиск. Для этого ученики могут:
найти изображения в справочнике;
поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете;
найти информацию в словаре;
найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
подобрать к описаниям картинки;
найти отрывок текста, который изучается на уроке, в художественном произведении.
Для того, чтобы научить учащихся выделять учебную цель, определять действия, оценивать их эффективность и результативность предлагаю следующие задания:
Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском информации посредством Интернет-ресурсов.
Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов.
Составление таблиц, схем-моделей.
Замещение буквы звуком.
Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах.
Самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).
Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.
Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).
Развитие иноязычной коммуникативной УД является одной из самых важных целей обучения английскому языку. Поэтому большое внимание я уделяю коммуникативным универсальным учебным действиям. Для их формирования использую:
1) Проектную деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока, например: учащимся предлагается составить презентацию по теме «Как я помогаю маме» («Мое любимое животное», «Моя семья» и т.д.).
2) Инсценировку ситуаций приближенных к реальным , например «В аэропорту» «В гостинице» «В магазине» «На улице», сказок.
3) Активное привлечение детей к общению с иностранными гостями, приезжающими в «Лицей» Держава» по культурному международному обмену.
И, наконец, регулятивные универсальные учебные действия.
1)Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».
2) Написание сочинения и его корректировка.
3) Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).
4) Действия по предложенному плану (правилу).
5) Контрольные задания, в том числе тестового характера.
Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность. Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, поездки в зарубежные страны), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы даны в учебнике Биболетовой М.З. «Enjoy English 5-6» в конце каждого раздела в виде лексико-грамматического теста в рубрике «Progress Check».
Хотя контроль сформированности лексической стороны речи фактически происходит на каждом уроке при выполнении подготовительных и речевых упражнений, однако в рубрике «Progress Check» обязательно представлены специальные тесты для проверки владения некоторыми лексическими единицами, входящими в обязательный словарный запас данного урока.
Контроль за формированием грамматических навыков также осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке (то есть с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера), так и с помощью специальных тестовых заданий, предусмотренных в разделе «Progress Check».
Контроль навыков аудирования текстов на английском языке также предусмотрен в учебнике. Тексты для аудирования построены в основном на известном детям лексико-грамматическом материале, но допускается содержание в них небольшого процента незнакомых слов. Чем раньше учащиеся столкнуться с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать английскую речь на слух. Длительность звучания текста для аудирования не превышает 3-5 минут в нормальном темпе в исполнении носителей английского языка.
Контроль сформированности навыков чтения предусматривает различные послетекстовые задания:
ответы на вопросы;
выбор правильного варианта окончания данного предложения из предложенных;
поиск верной \ неверной информации и т.д.
Оценочные средства в процессе обучения:
Результативность учебно-познавательной деятельности определяется различными способами контроля, при помощи которых осуществляется обратная связь между учеником и учителем. Результаты, полученные при различных способах оценивания, должны быть объективными и надёжными, а именно: процедура оценивания должна быть прозрачна и доступна школьникам. Выбор способа контроля зависит от цели, содержания оценивания и наличия ресурсов, обеспечивающих использование данного способа. Исходя из этапов учебной деятельности, выделяют предварительный контроль (входное отборочное тестирование); текущий (выполнение заданий на занятиях), промежуточный (тематический), итоговый (заключительный, аттестационный, контроль остаточных знаний). Контроль можно проводить в группах фронтально или индивидуально на практических занятиях, на зачётах. Наиболее широко используемыми являются репродуктивные оценочные средства: контрольная работа, тестирование. Часто использую самопроверку и взаимопроверку.
Ф.И. учащегося | Модуль 1 | Модуль 2 | Модуль 3 | Модуль 4 | Модуль 5 | Модуль 6 | Модуль 7 | Модуль 8 | Модуль 9 | Модуль 10 | Итого |
| | | | | | | | | | | 3,9 |
| | | | | | | | | | | 4 |
| | | | | | | | | | | 4,9 |
| | | | | | | | | | | 4,9 |
| | | | | | | | | | | 3,7 |
Итого | | | | | | | | | | | 3,8 |
Продуктивные оценочные средства (средства поисково-аналитического и практического характера) направлены на преобразование исходной информации и представлении её в виде: реферата, электронной презентации, рецензии, аннотации, эссе, проекта, портфолио, кластера или синквейна. Активные оценочные средства побуждают к размышлениям, помещая обучающихся в ситуацию действия. К активным оценочным средствам относятся: тренинги, дискуссии, развивающие игры, мозговой штурм (брейнсторминг), тесты действий, игровые имитационные ситуации.
Мониторинг уровня обученности учащихся 5 классов по английскому языку:
Мониторинг уровня сформированности речевой компетенция (чтение) |
| С пониманием основной идеи прочитан. | С полным пониманием прочитанного | С извлечением нужной информации |
Класс 5а/ 6а/7а /8а /9а | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ф.И. учащегося |
| 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
| 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| 1 | 0 | 3 | 3 | 3 | 0 | 1 | 2 | 3 | 3 | 0 | 1 | 1 | 3 | 3 |
Итого | 1,2 | 1,6 | 2,1 | 2,2 | 2,5 | 1,2 | 1,7 | 1,8 | 2,1 | 2,2 | 1,2 | 1,6 | 1,7 | 2,1 | 2,3 |
Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время:
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
7