Активные формы работы учителя начальных классов
по развитию творческих способностей детей.
Концепция модернизации образования предусматривает ориентацию оьразования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний , но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Одним из приоритетов нового этапа развития системы образования является реализация творческого потенциала учащегося.
Творческие, способные, одаренные дети - это будущее государства. Имеено поэтому государство уделяет большое внимание развитию творчества и одаренности, работе с такими детьми.
Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Основными задачами своей работы в этом направлении считаю:
1. Осуществление постепенного перехода на внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий.
2. Активизация работы по развитию у учащихся логического мышления и познавательных способностей.
3. Совершенствование форм и методов выявления одаренных детей и организации индивидуальной работы с ними.
4. Создание условий работы для углубленного изучения отдельных дисциплин, для развития способностей каждого ребенка.
Работу по выявлениюи развитию творческих способностей детей в классе провожу совместно с психологом школы, изучая психологические особенности речь, память и логическое мышление. Уже в течении нескольких лет в школе проводится работа по мониторингу одаренных детей , в ходе которого взяты на школьный учет все выявленные одаренные и способные дети, в том числе мои ученики. На каждого из них заведена карточка, где отмечаются успехи , какая ведется индивидуальная работа, результаты псохологических тестов.
Учебно- воспитательный процесс строю на основе общеобразовательных учебных программ. На уроках русского языка предусматриваем множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Секрет успеха в том, что на уроке используем форму общения «ученик- ученик», которая помогает детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.
На уроках математики ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Современные учебно-методические комплексы предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях нет. Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.
На различных уроках используем дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаем учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание условными обозначениями разного цвета, формы.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования.
Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия оказываются относительно безразличными для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать.
Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не только широкий круг интересов, знаний и умений, творческое, нетрадиционное, личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость.
Литература.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе
Панютина Н.И. система работы образовательного учреждения с одаренными детьми
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.