Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
Охрана и укрепление здоровья детей, их полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью образовательной работы с дошкольниками. Одна из важнейших задач в этой работе - удовлетворить естественную потребность детей в движении. Таким образом педагогам необходимо создать соответствующую здоровьесберегающую среду и организовать оптимальный двигательный режим.
Формирование у детей интереса к физической культуре в современных условиях имеет особое значение в связи с решением одной из основных задач физического воспитания-внедрение системы занятий физическими упражнениями в повседневную жизнь взрослых и детей. Таким образом, в практической деятельности в этом направлении необходимо создать условия для формирования у детей устойчивого интереса к физическим упражнениям, а именно :
создать развивающую среду для двигательной деятельности;
систематически проводить ООД по двигательной деятельности в интересной для детей форме – сюжетные игровые занятия, занятия соревновательного типа;
стимулировать двигательную активность игровыми методами и приемами;
широко использовать подвижные игры на протяжении дня;
обеспечивать оптимальный двигательный режим во время прогулок благодаря интересным формам двигательной деятельности – преодоление естественных преград, решение поисковых заданий и т.д.;
рационально использовать физкультурное оборудование, в частности, нетрадиционное.
Важным фактором в сохранении и укреплении здоровья детей есть формирование у них сознательного ценностного отношения к собственному здоровью.
Создание здоровьесберегающей среды на территории ДОУ
Общеизвестно, что образовательная деятельность с детьми в закрытых помещениях дошкольного учреждения не вызывает у детей таких положительных эмоций, как развлекательные и физкультурно - оздоровительные мероприятия на свежем воздухе. Традиционной составляющей в режиме дня в ДОУ является прогулка- самый доступный способ закаливания детского организма, ООД по двигательной деятельности на свежем воздухе,которые способствуют как физическому так и умственному развитию. Чтобы время пребывания и занятий на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, важно рационально использовать территорию дошкольного учреждения как с познавательной, так и оздоровительной целью. Что можно сделать,чтобы обустроить территорию ДОУ.
1.На асфальтированной дорожке сделать разметку для разных видов двигательной активности и развития физических качеств у детей в виде условных обозначений.
Например:
бег – полоски разного цвета с отметками «старт», «финиш»;
ходьба и прыжки – разные детские следы;
метание – круги и стрелки;
прыжки – например «классики».
2.Составить карточки маршрутов на «тренировочных дорожках» (в соответствии с возрастными особенностями.) (см. Приложение),где комбинируются разные движения в зависимости от возраста ребенка.
Использование карточек является удобным во время планирования двигательной деятельности детей, так как в календарном плане воспитательно – образовательной работы достаточно отметить только номер карточки.
3.Создание «тропы здоровья». Для этого используется свободный участок на игровой площадке, его можно оборудовать:
малыми архитектурными формами –мостиком, мельницей, забором и т.д.;
озеленить разноцветными клумбами и рабатками;
оформить дорожки с помощью натурального покрытия – песка, гравия, травы, пеньков и т. д.
Оборудование «тропы здоровья» дает возможность проводить многочисленные физкультурно – оздоровительные мероприятия:
вступительная ходьба к утренней зарядке;
хождение босиком по дорожке с разным покрытием;
точечный массаж;
дыхательная гимнастика;
дозированная ходьба в индивидуальном темпе по специально разработанным маршрутам на различные расстояния –«терренкур»;
игры с песком и водой;
дозированные солнечные и воздушные ванны в движении;
закаливание водой в комплексе с массажем стоп;
игровая гимнастика;
Таким образом, созданная на территории ДОУ здоровьесберегающая среда должна являться целостной системой. Оздоровительный маршрут начинается с
« тренировочной дорожки», на которой дети проводят 7-15 минут в зависимости от возраста. дальше они переходят на «тропу здоровья»,где на протяжении 5-10 минут воспитатель проводит с ними разные виды оздоровительной работы: дыхательную гимнастику, профилактику плоскостопия, закаливающие процедуры. Потом дети преодолевают линию препятствий. Виды препятствий и количество повторов зависит от возраста детей и цели. Заканчивается веселая прогулка подвижными играми и релаксацией в комплексе с солнечными и воздушными ваннами.
Маршрут может изменяться в зависимости от поставленных задач и времени года.
Особенности проведения ООД по двигательной деятельности
Систематическая ООД по двигательной деятельности является одной из основных форм физического воспитания дошкольников.
Использование игровых приемов обучения способствует формированию у детей стойкого интереса к двигательной активности. Именно игровой характер движений вызывает позитивные эмоции, которые являются самым деятельным мотивом для стимуляции двигательной активности. На фоне позитивных эмоций условно рефлекторные связи, которые лежат в основе овладения детьми двигательными действиями, создаются значительно быстрее и легче. Одним из основных игровых приемов движения является имитация. Дети имитируют движения животных, птиц, наследуют движения взрослых.
Чтобы заинтересовать детей, занятия по двигательной деятельности часто проводятся в сюжетной форме. Структуру таких занятий составляют физические упражнения игрового характера, объединенные одним сюжетом. Как правило, это сюжет известной детям сказки или игровой сюжет на определенную тему, например, «Зоопарк»,»Поход в лес», и т. д. Игровые образы дают детям возможность концентрировать внимание на содержательных сторонах движения. Наследуя игровой образ, дети осознаннее воспринимают движение и выразительнее и четче его выполняют.
Практика свидетельствует, что большое значение для обеспечения высокой моторной плотности занятий имеет рациональная организация ООД. Например, закрепляя основы движения , используем фронтальный или поточный метод организации детей. В процессе ознакомления с новыми – поточный, а для более сложных, например, метание – групповой. Можно использовать метод круговой тренировки , который допустим во всех возрастных группах , как в зале , так и на свежем воздухе.
«Круговая тренировка» обеспечивает максимально высокую моторную плотность – в старших группах до 85-90 %.
Требования к проведению «круговой тренировки»:
подбирать для выполнения несложные упражнения с движениями , которыми дети уже овладели;
рационально использовать площадь зала или игрового участка, двигательных станций;
предусмотреть удобство переходов от «станции» к «станции»;
определить место педагога – рядом с теми детьми ,которые выполняют упражнения ,которые требуют страховки;
продумать последовательность выполнения упражнений ,которая бы обеспечивала последовательную нагрузку на все основные группы мышц;
регулировать физическую нагрузку с учетом индивидуальных особенностей детей.
«Круговая тренировка» обеспечивает системное влияние на организм ребенка , в частности:
активизирует работу всех систем организма;
способствует развитию физических качеств – быстроты, ловкости , гибкости ,силы и выносливости;
позитивно влияет на воспитание у детей таких базовых качеств личности , как самостоятельность , настойчивость ,дисциплинированность.
Обязательным элементом каждой ООД является подвижная игра , во время которой дети закрепляют двигательные навыки. Детей более всего интересует сам процесс игровых действий ,постоянная сменяемость игровых действий , постоянная сменяемость игровых ситуаций. Таким образом подвижные и спортивные игры подбираем так , чтобы они отличались по содержанию и принципам организации детей.
Практика свидетельствует , что творческий подход , здоровьесберегающая среда и оптимальный двигательный режим обеспечивают высокие показатели в укреплении здоровья и физическом развитии детей. Благодаря ежедневному проведению утренней гимнастики и ООД по двигательной деятельности на свежем воздухе , комплексному использованию естественных факторов воздуха , солнца и воды – для закаливания детей , широкому использованию физических упражнений и подвижных игр с элементами спорта , разнообразия прогулок , активному привлечению родителей к оздоровительной работе ,дети растут сильными , физически развитыми , бодрыми и активными.