СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система целеполагания

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целеполагание в обучении – это установление учителем целей обучения на определенном этапе. 

Просмотр содержимого документа
«Система целеполагания»

Система целеполагания


Под целью принято понимать идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности. (Например, цель парикмахера не работа с клиентом, а прическа, которая удовлетворит посетителя.)

Как же осуществляется целеполагание в педагогической деятельности?

Целеполагание в обучении – это установление учителем целей обучения на определенном этапе.

Как правило, цели урока педагог формулирует через свою деятельность(1) и через изучаемое содержание(2). В первом случае цели формулируются так: дать понятии…, сформировать знания о …, познакомить с …, воспитать, развить, систематизировать, сравнить и т.д. Эти определения нельзя отнести к целям, так как они не дают описания конечного результата (продукта) урока. Это указания на задачи, которые ставит перед собой учитель. Ученики в данном случае – лишь объект воздействия педагога, материал, с которым он работает. За один урок невозможно воспитать или развить то или иное качество личности учащегося.

Во втором случае для представления цели используется глагол изучить. Недостаток здесь заключается в неконкретности: какой объем знаний и на каком уровне должны усвоить учащиеся (например, при изучении какого-нибудь закона нужно ли выводить его формулу, знать историю открытия закона и т.д.).

Диагностическое целеполагание – это описание целей таким образом, что можно надежно определить степень их достижения.

По существу цель урока – это ученик, овладевший заранее предусмотренным набором учебных действий.

Критерии учебных целей


Основные категории учебных целей

Примеры типов учебных целей

(от воспроизведения до создания нового)

1.Знание

Ученик:

Воспроизводит и узнает употребляемые термины, конкретные факты, понятия, правила

2.Понимание

Ученик:

Поясняет суть правил, фактов;

Интерпретирует словесный материал, схемы, графики;

Преобразует словесный материал в другие формы его представления и наоборот;

Приводит примеры;

Предположительно оценивает будущие события, вытекающие из имеющихся данных.

3.Применение

Ученик:

Использует методы, понятия и принципы по образцу;

Применяет эти понятия в новых и измененных условиях;

Демонстрируют правильное применение метода.

4.Анализ

Ученик:

Раскрывает структуру целого;

Выделяет скрытые предположения;

Видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

Проводит различия между фактами и следствиями;

Оценивает значимость данных.

5.Синтез

Ученик:

Пишет творческое сочинение;

Предлагает план проведения эксперимента;

Использует знания из разных областей, чтобы составить решение той или иной задачи;

Строит систематизирующие таблицы.

6.Оценка

Ученик:

Предлагает критерии оценок;

Оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

Оценивает соответствие вывода имеющимся данным;

Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.




Механизм описания целей:

  1. В планируемом для изучения материале выделяются учебные элементы: понятия, формулы, закономерности и т.д. Их перечень задается образовательным стандартом и учебной программой.

  2. По каждому учебному элементу определяются действия, которыми учащиеся могут овладеть к концу учебного периода: урока, темы.

  3. К каждому из действий подбирается вопрос или задание, с помощью которого можно судить о степени овладения учащимися данным действием.










Идеальной целью урока является ученик, который по окончании учебного занятия полностью и верно выполняет предложенное тестовое задание.

Целеполагание может быть направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, норм нравственного поведения, развитие их самоопределенческих, мыслительных, исследовательских, коммуникативных, рефлексивных способностей.

Цель должна формулироваться конкретно, кроме того важно иметь инструмент для определения степени ее достижения, что сделать достаточно трудно.

Цель воспитания можно рассматривать как проектирование среды жизнедеятельности личности (среду жизнедеятельности надо понимать как урок, образовательную ситуацию в классе), в которой целенаправленно формируется потребность и способность человека к саморазвитию. Проживая на уроке ситуации развивающего типа, учащиеся овладевают соответствующими способностями.

Таким образом, при подготовке к уроку следует планировать не параметры развития и воспитанности учащихся, а ситуации, условия, в которых с некоторой степенью вероятности будут формироваться соответствующие качества школьников.

При постановке обучающих целей описывается результат, воспитывающих и развивающих целей – параметры процесса. (ситуации развивающего типа)

Примеры формулировки воспитательных и развивающих целей:


  • Создать ситуацию нравственного выбора (например, на уроке литературы);

  • Создать условия для самоопределения учащихся на результат их познавательной деятельности на уроке;

  • Создать ситуацию рефлексии по поводу самоопределения учащихся на групповую работу;

  • Создать ситуацию познавательного рассогласования между имеющимся у учащихся опытом и новой информацией;

  • Создать условия для взаимного обучения школьников;

  • Создать условия для усвоения учащимися ценности «родина»;

  • Создать ситуацию для воспитания уважения к другим культурам и обычаям и т.п.


Часто урок мы начинаем словами: «Сегодня наша цель…». Понятно, что это чисто ритуальная фраза, не обеспечивающая возникновение цели у самих учащихся. Во многих случаях они осознают смысл того, что делают, спустя некоторое время. А между тем известно, что деятельность без поставленной цели не является полноценной и эффективной. Первым шагом к «выращиванию» цели является возникновение потребности в деятельности (показателем этого является потребность в знаниях, потребность в овладении способами деятельности, демонстрация собственных учебных достижений и т.д.).

Эту потребность можно реализовать посредством различных ситуаций, специально организуемых учителем на уроке.

Например:

- учитель просит учащихся познакомиться со списком возможных целей изучения темы и отметить главные для себя:

  • Изучить материал учебника;

  • Усвоить основные понятия темы;

  • Хорошо подготовиться к зачету;

  • Выполнить самостоятельное исследование по теме;

  • Подготовить реферат по одной из проблем этой темы;

  • Получить хорошую отметку по зачете;

  • Предложить свой вариант цели;

  • Проявить и развить свои способности (перечислить их) и .т.


- учитель предлагает учащимся сформулировать свои цели на учебное занятие;

- учитель просит школьников ознакомиться с целями изучения данной темы, которые были определены учениками другого класса; оценить их реальность и на этой основе сформулировать собственные цели урока.

Цели урока являются определяющими в деятельности учителя и учащихся. Планирование целей ориентирует педагога на создание адекватных условий и ситуаций, в которых ученики реализуют свои потребности и развивают способности.


Классическая система целеполагания включает в себя несколько вполне конкретных шагов:

  1. Сформулируйте свою цель

  2. Запишите её

  3. Составьте план достижения своей цели

  4. Сделайте первый шаг

  5. Держите в дальнейшем свою цель в фокусе

своего зрения

  1. Когда цель достигнута, обязательно отметьте

этот момент



Удачи вам и достижения всего, что только задумаете!