ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
ПРИРОДНЫЕ ОПАСНОСТИ И СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ
Решите ситуационные задачи, ответьте на поставленные вопросы.
Задача 1.
Оцените данную ЧС по трем признакам (классификациям) – причине возникновения,
временным характеристикам, масштабам и тяжести
В результате наводнения в августе 2016 года в индийском штате Бихар число жертв
стихийного бедствия составило 95 человек. Всего от природного бедствия пострадали 3,3
млн. человек в 14 районах штата. Наибольшее количество погибших зарегистрировано в
округе Пурния – 28. В результате наводнений были повреждены свыше 16 тыс. домов. Власти организовали 464 лагеря по оказанию помощи пострадавшим. Повреждено 200 тыс. га
посевов на полях.
Задача 2.
В ноябре 2016 года в Свердловской области из-за аварии на теплосетях города Кушва
жители многоквартирного жилого дома и детский сад остались без тепла, в строениях произошла разморозка внутридомовых теплосетей.
На ликвидацию всех последствий аварий ремонтникам потребовалось более 20 часов.
Часть жильцов переселилась к родственникам, часть разместилась в здании школы, часть
оставалась в своих квартирах. Причинен материальный ущерб имуществу граждан, пострадавших не было
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ТРАВМАХ, АВАРИЯХ И ЧС
Решите ситуационные задачи. Ответьте на поставленные вопросы.
Задача 1.
Вы направляетесь в университет на автотранспорте. В результате аварии произошло
разрушение металлических конструкций автобуса. Вы не пострадали, но пассажир рядом с
вами оказался травмирован, кость цела, но на руке кровоточащая рана, ярко-красная кровь
(алая) резкими толчками вытекает из предплечья. Каковы Ваши действия при оказании первой помощи?
Задача 2.
Во время строительства на даче ваш друг порезал ногу стеклом. У него течет темновишневая кровь равномерной непрерывной струей. У вас с собой большая косынка или кусок
ткани. Что вы будете делать?
Задача 3.
В детском летнем лагере во время игры ребенок поранил пальцы. Кровь вытекает
медленно, по каплям. Ваши действия?
Задача 4.
Во время игры во дворе ребенок упал с гаражей с высоты более 1,5 м. При осмотре
Вы выяснили, что ребенок сознания не терял, переломов костей и вывихов нет, но ребенок
бледен, потеет, у него дыхание частое и поверхностное, пульс частый. Что вы будете делать?
Первая помощь при термических поражениях
Тепловой удар Ожог Обморожение Переохлаждение
29
Задача 5.
Во время урока физкультуры ребенок получил поверхностную рану коленей и локтей.
Какова первая помощь при таких ранах?
Задача 6.
Автомобиль, на котором вы ехали, попал в ДТП. Рядом сидящий с вами пассажир
стукнулся головой о спинку впереди стоящего сидения, он жалуется на головокружение,
шум в ушах, головную боль. У него бледное лицо, суженые зрачки, дыхание поверхностное
и неглубокое. Что вы будете делать?
Задача 7.
Вы ушибли голень. Что будете делать?
Задача 8.
Вы катались на коньках, после падения на лед почувствовали боль в голеностопном
суставе, через пол часа нога в этом месте опухла. Что вы будете делать?
Задача 9.
Вы катались на коньках и упали на руки, сильно ударившись локтем. При этом почувствовали резкую боль не можете двигать руку в суставе, она изменила свою форму. Что Вы
будете делать?
Задача 10.
Зимой вы следуете домой. Пешеход впереди вас поскальзывается и падает. При обследовании пострадавшего выясняется, что он не может пошевелить рукой, у него возникает
резкая боль, рука деформирована в области предплечья. Ваши действия?
Задача 11.
Во время проведения занятия в университете, звучит сигнал ГО – «Внимание все!» –
произошла утечка аварийно химически опасных веществ (АХОВ) на заводе «Уралмаш». Ваш
сокурсник жалуется на кашель, першение и боль в горле, слезотечение и резь в глазах, боли в
груди, головную боль и головокружение. Ваши действия?
Задача 12.
На даче вы затопили печь. Внезапно Вы почувствовали головокружение, тошноту,
мышечную слабость. Что делать?
Задача 13.
Во время аварии на химическом производстве рабочий получил ожог:
А) Соляной кислотой.
Б) Фосфором.
В) Едким натрием.
Опишите действия медицинского персонала по оказанию первой помощи пострадавшему.
Задача 14.
Во время аварии на Белоярской АЭС произошла утечка радиоактивных веществ.
Опишите неотложные действия населения при радиационном поражении и лучевом ожоге.
Задача 15.
Вы проходили мимо электрической вышки. Заметили обрыв электросетей и рабочего
на земле. Вероятно, во время ремонта на электросетях рабочий получил электротравму. Ваши действия?
Задача 16.
Пожилой человек ехавший с вами в трамвае внезапно начинает жаловаться на головокружение и падает на пол. Ваши действия?
Задача 17.
При укусе пчелы у ребенка возникла угроза анафилактического шока. Каковы Ваши
действия по оказанию первой медицинской помощи?
Задача 18.
Во время перемены школьник почувствовал сильную резкую боль в животе, тошноту,
рвоту. Опишите действия учителя по оказанию первой помощи
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (РСЧС). ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (ГО
Решение тестовых задач.
Выберите один наиболее правильный ответ.
1. Создание в стране условий для предотвращения или максимального снижения
потерь и ущерба, сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время является …
А) целью государственной политики в области ГО
Б) функцией министерства по чрезвычайным ситуациям
В) задачей министерства обороны в военное время
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС) предназначена:
А) для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера
Б) обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства
В) для обучения населения мерам защиты от воздействия вредных факторов
3. Основная цель функционирования РСЧС:
А) обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности
человека, общества, государства при любых угрозах и воздействиях техногенного и природного характера
Б) обеспечить безопасные условия труда
В) гарантировать безопасность человека на отдыхе
4. Создание ГО России и ее структурных подразделений:
А) 1951 г.
Б) 1961 г.
В) 1971 г.
5. Год формирования Международной организации гражданской обороны-МОГО:
А) 1958 г.
Б) 1971 г.
В) 1972 г.
35
6. Решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях
федерального уровня принимают:
А) органы государственной власти
Б) органы местного самоуправления
В) правительство Российской Федерации
7. Принятие решения о привлечении вооруженных сил для ликвидации чрезвычайной ситуации принимают:
А) Президент России
Б) министерство по чрезвычайным ситуациям
В) министерство вооруженных сил
8. Общественные объединения участвуют при ликвидации чрезвычайной ситуации:
А) под руководством службы по чрезвычайным ситуациям
Б) самостоятельно
В) под руководством местного самоуправления
9. Время создания Местной противовоздушной обороны (МПВО) СССР, положивший начало ГО России:
А) 24 февраля 1929 г.
Б) 4 октября 1932 г.
В) 30 мая 1945 г.
10. Обучение работников организаций по действию в чрезвычайных ситуациях обязаны проводить:
А) органы местного самоуправления
Б) организации
В) служба по чрезвычайным ситуациям
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
вых отходов)
Работа 4. Решение ситуационных задач.
Решите ситуационные задачи. Ответьте на поставленные вопросы.
Задача 1.
При сгорании 1 л этилированного бензина в атмосферу выбрасывается 1 г свинца (q).
Каков объем воздуха будет загрязнен, если автомобиль проехал 200 км? Расход бензина составляет 0,1 л на 1 км, ПДК свинца – 0,0007 мг/ м ³.
Задача 2.
Водоем, в котором разводили товарную рыбу, был загрязнен сточными водами, содержащими 10 кг фтора (М F). Можно ли употреблять эту рыбу в пищу, если на каждой ступени пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере (если
принять что рыба питается водорослями)?
Площадь водоема 100 м² (S), глубина его 10 м (h), ПДК фтора в рыбе 10 мг/кг, плотность воды 1000 кг/ м ³ (p).
Задача 3.
В результате аварийного сброса сточных вод, в которых содержалось 60 г сурьмы (М
сурьмы), было загрязнено пастбище площадью 1000 м² (S), глубина проникновения вод составляет 0,5 м (h). Можно ли пить молоко коров, которые паслись на этом пастбище, если на
каждом звене пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере (почва – трава – корова)? ПДК сурьмы в молоке 0,05мг/кг.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ОБЩЕСТВА, ЛИЧНОСТИ
8. Решение тестовых заданий.
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Экономическая безопасность как политико-экономическая категория – это:
Страны 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. Декабрь
2016г.
Россия 5,5 5,2 5,6 5,5 5,3
Германия 5,2 5,0 4,6 4,1 3,9
Италия 12,1 12,7 11,9 11,7 12,0
Канада 7,1 6,9 6,9 7,0 6,9
Соединенное Королевство (Великобритания) 7,6 6,1 5,3 ... 4,8
США 7,4 6,2 5,3 4,9 4,7
Франция 10,3 10,3 10,4 9,9 9,6
Япония 4,0 3,6 3,4 3,1 3,1
Угрозы экономической безопасности России
Внешние угрозы: Внутренние угрозы:
57
А) система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу производства благ и услуг
Б) система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу реализации и зашиты их интересов в условиях неопределенности и рискогенности среды
В) система экономических отношений между людьми по поводу удовлетворения потребностей
Г) система экономических отношений по поводу присвоения факторов и результатов производств
2. Функцией экономической безопасности является:
А) административная
Б) стимулирующая
В) инновационная
Г) экономическая
3. Экономическая безопасность государства это:
А) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз
Б) теоретические и практические принципы защиты общества от внешних и внутренних угроз
В) обеспечение выполнения функций создания механизмов защиты и управления этими механизмами
Г) системный подход к учету различных угроз и обеспечение безопасности
4. Уровни безопасности по территориальным масштабам:
А) международная, национальная и частная
Б) безопасность страны, города, деревни
В) безопасность отдельного хозяйства, производства, дома
Г) лесных насаждений, городских структур
5. Содержание понятия «Безопасность» в зависимости от сфер общественной жизни:
А) военная, политическая, научно-техническая, энергетическая безопасность
Б) экологическая, информационная и демографическая безопасность
В) правовая, криминологическая, культурная, интеллектуальная и другие виды безопасности
6. Угрозы теневой экономики национальной безопасности России:
А) рост преступности, в том числе организованной и детской, воровства, мошенничества, нелегальное трудоустройство, сращивание государственной бюрократии с теневой экономикой
Б) снижение доходной и контроль над расходной частью бюджета, уклонение от налогов, обход таможенных правил, ухудшение управляемости экономикой
В) снижение уровня и качества жизни, разрушение системы социального обеспечения, формирование агрессивной информационной среды, разрушение правосознания и морали
Г) все вышеперечисленное вместе
7. Конкуренция:
А) добросовестная и недобросовестная
Б) законная и незаконная
В) макро и микроэкономическая
Г) значимая и незначительная
9. В ближайшие годы предполагается снижение влияния такой угрозы экономической
безопасности Российской Федерации, как:
А) нестабильная инвестиционная активность
Б) износ основных фондов и нарастание техногенных катастроф
В) нарастание корпоративного долга
Г) увеличение внутреннего долга из-за выпуска новых видов ГЦБ
10. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации
была утверждена Указом Президента РФ в:
А) 1992 г.
Б) 1996 г.
В) 1997 г.
Г) 2000 г.
58
11. К национальным интересам России в сфере экономики относятся:
А) повышение благосостояния и качества жизни населения
Б) устойчивость финансово-банковской системы
В) потери производственного потенциала
Г) утечка капитала
12. Россия занимает ведущее место по следующим индикаторам:
А) объемы экспорта топливно-энергетических ресурсов и металлов
Б) развитый внутренний рынок товаров и услуг
В) объемы добываемых и запасы полезных ископаемых (газа, нефти)
Г) размеры территории и численность населения
13. В состав пороговых значений индикаторов экономической безопасности страны в
социальной сфере не входит:
А) продолжительность жизни населения
Б) уровень безработицы по методологии МОТ
В) доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума
Г) соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения
ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
Решение ситуационных задач.
Задача 1.
Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия по сохранению личной
безопасности в подобной ситуации?
Задача 2.
Вы находитесь в лесу с друзьями. Неожиданно вы видите дым и языки пламени, которые касаются стволов и крон деревьев. Ваши действия по сохранению личной безопасности
и безопасности окружающих в подобной ситуации?
Задача 3.
Отдыхая летом в деревне, вы увидели, что горит хлебное поле. Ваши действия по сохранению личной безопасности и безопасности окружающих в подобной ситуации?
Работа 3. Решите задачу на соответствие.
Найдите соответствие между видом лесного пожара и его характеристиками
Природные пожары
Название | Характеристики |
I. Низовой пожар | А) Горит лесная подстилка, опавшие листья, ветки, лесной подрост, мох Б) Охватывает древостой, тровяномоховой слой почвы и подрост |
II. Верховой пожар | В) Горит верхний слой почвы с растительностью, после его сгорания огонь заглубляется в торфяной слой и горят корни деревьев. Г) Скорость распространения пламени 0,25 – 0,5 км/ч. |
III. Почвенный пожар | Д) Скорость распространения пламени 5 – 25 км/ч. Е) Несколько мет |
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. КРИМИНОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Решение ситуационных задач.
Задача 1.
Вы уезжаете на некоторое время в отпуск. Перечислите меры уменьшающие риск
квартирных краж.
Задача 2.
Вы возвращаетесь домой поздно вечером после занятий в университете. Опишите ваши действия для обеспечения личной безопасности и снижения риска нападения.
Задача 3.
Во время крупного спортивного мероприятия на стадионе «Локомотив» вы оказались
в толпе фанатов. Опишите ваши действия для обеспечения личной безопасности и снижения
риска получения травм.
Задача 4.
Вы возвращаетесь на общественном транспорте домой в темное время суток, в вагоне
не осталось пассажиров. Опишите ваши действия для обеспечения личной безопасности.
Задача 5.
Вас захватили в заложники в здании кинотеатра. Ваши действия по сохранению личной безопасности и безопасности окружающих в подобной ситуации?
Задача 6.
Вас похитили злоумышленники. Ваши действия по сохранению личной безопасности
и безопасности окружающих в подобной ситуации?
Задача 7.
Назовите виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним правонарушителям.
Задача 8.
В каком случае при правонарушении родители ребенка несут административную ответственность?
Работа 3. Решение тестового задания.
Выберите один наиболее правильный ответ.
1. По классификации к социальным ЧС относится:
А) Стихийное бедствие
Б) Загрязнение природы
В) Война
Г) Буря
Д) Угроза взрыва
2. По классификации к ЧС социального характера с физическим насилием над человека относится:
А) Ситуация массовых беспорядков
Б) Половодье
В) Грабеж
Г) Авария на очистном сооружении
Д) Подлог
3. По классификации к ЧС социального характера с психическим воздействием на человека относится:
А) Мошенничество
Б) Разбой
В) Терроризм
Г) Война
Д) Угроза взрыва
4. По классификации социальных ЧС к общественным относится:
А) Землетрясение
Б) Терроризм
В) Наркомания
Г) Торнадо
69
Д) Погром
5. Скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий называется…
А) Социальной опасностью
Б) Социальной ЧС
В) Социальной катастрофой
Г) Социальной революцией
Д) Социальным переворотом
6. Процесс создания, подгонки или имитации объектов, статистики или документов с
намерением ввести в заблуждение называется…
А) Мошенничеством
Б) Плагиатом
В) Подлогом
Г) Хищением
Д) Подкупом
7. Частичная уголовная ответственность за преступления в Российской Федерации
наступает в:
А) В 14 лет
Б) В 16 лет
В) В 18 лет
Г) В 20 лет
Д) В 21 год
8. К видам уголовного наказания несовершеннолетнего за преступления относится:
А) Штраф
Б) Исправительные работы
В) Ограничение свободы
Г) Телесные наказания
Д) Порицание
9. К особенностям ЧС социального характера относится:
А) Всегда связаны с социумом
Б) Всегда предсказуемы
В) Всегда предотвратимы
Г) Всегда связаны с большими человеческими жертвами
Д) Всегда связаны с трагическими событиями
10. К разрешенным средствам самообороны не требующим специальной лицензии относится:
А) Газовое оружие
Б) Огнестрельное оружие
В) Шумовая сирена
Г) Обрез
Д) Кастет
Решение ситуационных задач.
Задача 1.
Во время занятий со школьниками поступил телефонный звонок об угрозе террористического акта. Опишите ваши действия по обеспечению безопасности детей и личной безопасности.
Задача 2.
26 февраля 2001, Хасавюрт: вооруженный мужчина ворвался в школу и взял в заложники шесть учеников. В результате штурма преступник был схвачен, никто из школьников
не пострадал.
Опишите действия учителя и детей в данной ситуации по обеспечению безопасности.
Как вы думаете, какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем?
Задача 3.
Июнь 2013 г. Тысячи человек принимают участие в антиправительственной акции
протеста в Стамбуле. Демонстранты собираются на площади Таксим. Волнения в стране не
прекращаются вот уже девятый день подряд. Опишите Ваши действие по обеспечению личной безопасности, если Вы оказались в толпе вооруженных демонстрантов.
Работа 7. Выберите один наиболее правильный вариант ответа.
1. Избыточное давление во фронте ударной волны ядерного взрыва, при котором происходят крайне тяжелые поражения людей, составляет (кг в с/см2
):
А) Более 0,5
Б) более 1
В) Более 1,5
Г) Более 2
Д) Более 2,5
2. Легкие поражения, наносимые людям ударной волной ядерного взрыва:
А) Контузия головного мозга, кровотечение из носа и ушей
Б) Сотрясение мозга, смертельные исходы
В) Потеря сознания, повреждения внутренних органов
Г) Звон в ушах, головокружение, физические травмы
ОТРАВЛЯЮЩИЕ
ВЕЩЕСТВА
75
Д) Потеря сознания, внутренние кровотечения
4. Световое излучение ядерного взрыва в 80-160 кДж/м2
вызывает у человека ожоги
следующей степени:
А) Первой
Б) Второй
В) Третей
Г) Четвертой
Д) Пятой
5. При получении человеком дозы радиации в 150-200 рад. у него развивается лучевая
болезнь следующей степени:
А) Первой
Б) Второй
В) Третей
Г) Четвертой
Д) Пятой
6. Зона заражения местности при ядерном взрыве с уровнем радиации 1200 рад:
А) А
Б) Б
В) В
Г) Г
Д) М
7. Зона заражения местности при ядерном взрыве с уровнем радиации 40 рад:
А) А
Б) Б
В) В
Г) Г
Д) М
8. К отравляющим веществам нервно-паралитического действия относится:
А) Иприт
Б) Зарин
В) Фосген
Г) BZ
Д) Хлорциан
9. К отравляющим веществам кожно-нарывного действия относится:
А) Адамсит
Б) CS
В) Зоман
Г) VX
Д) Хлорциан
10. К отравляющим веществам общеядовитого действия относится:
А) Синильная кислота
Б) CS
В) Иприт
Г) VX
Д) Фосген
11. К отравляющим веществам удушающего действия относится:
А) CR
Б) Фосген
В) Адамсит
Г) Хлорацетофенон
Д) Иприт
12. К отравляющим веществам психохимического действия относится:
А) Зарин
Б) Фосген
В) Иприт
Г) BZ
Д) Хлорацетофенон
Решите ситуационные задачи.
Задача 1.
Ребенок катался на горке зимой, придя домой, жалуется на боль в области голени.
Выяснилось что он сильно ушиб ногу во время катания. Нога сохранила свою подвижность,
но ребенок испытывает боль.
Опишите ваши действия для облегчения симптомов ушиба у ребенка?
Задача 2.
Во время дорожно-транспортного происшествия у человека произошел вывих плечевого сустава. Пострадавший испытывает резкую боль, рука в суставе деформирована, возможно повреждены окружающие сустав связки и мышцы. Опишите ваши действия по первой помощи пострадавшим.
Задача 3.
Во время каникул группа подростков играла в недостроенном доме. Один из детей
оступился и упал с высоты 2 метров на спину. Дети позвали взрослого и вызвали скорую помощь. Ребенок жалуется на боль в спине, усиливающуюся при движениях корпуса. Возникла
угроза компрессионного перелома позвоночника. Опишите, какие действия нельзя предпринимать в данной ситуации. Как необходимо транспортировать пострадавшего ребенка?
Задача 4.
Во время игры на улице ребенок нашел стеклянные пузырьки с неизвестной жидкостью.
Часть жидкости попала на руки ребенка, он жалуется на боль, кожа в месте попадания покраснела и немного отекла. Опишите ваши действия по первой помощи пострадавшему ребенку.
Задача 5.
Во время сдачи экзамена Ваш однокурсник жалуется на тошноту, затуманивание зрения или мелькание «мушек» перед глазами, звон в ушах. Он жалуется на слабость, кожные
покровы бледные, пульс слабый. Опишите ваши действия по первой помощи при обмороке.
Задача 6.
Каковы симптомы «острого живота»? Какие действия по первой помощи необходимо
предпринять, а какие категорически противопоказаны?
Работа 3. Расставьте в правильном порядке действия по оказанию первой помощи при различных чрезвычайных ситуациях.
А) Утоплении
1. Решение тестовых заданий.
Выберите один или более правильных ответов.
1. Государственная безопасность это…
А) Уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз
Б) Состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних
угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан
Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социальноэкономическое развитие Российской Федерации
В) Способность нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых
ценностей её нынешнего состояния
Г) Стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из
реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы
и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации
2. Национальная безопасность включает в себя…
А) Государственную и общественную безопасность
Б) Государственную, общественную, экономическую, информационную, личную безопасность
В) Государственную, общественную, техногенную, экономическую, информационную, экологическую и личную безопасность
Г) Общественную, техногенную, экономическую, информационную, экологическую и личную безопасность
3. Комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз называется:
А) Защитой государственного строя
Б) Обеспечением национальной безопасности
В) Обеспечением общественного порядка
Г) Обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета
4. Базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации, разработанный и принятый в 2009 году как основа для взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных
89
объединений Российской Федерации в области защиты национальных интересов и
обеспечения безопасности личности, общества и государства называется:
А) «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»
Б) Закон «О безопасности»
В) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года»
Г) «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
5. Конституционный совещательный орган при Президенте Российской Федерации,
осуществляющий подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и
внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности это…
А) Совет Безопасности Российской федерации
Б) Совет по делам Федерации и территорий
В) Совет при Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Г) Совет национальной безопасности Российской Федерации
6. Федеральный закон «О безопасности» был впервые принят:
А) 5 марта 1992 года
Б) 26 ноября 1998 года
В) 21 ноября 2011 года
Г) 29 июля 2017 года
7. Режим чрезвычайного положения утверждается:
А) Советом Федерации
Б) Президентом РФ
В) Советом Безопасности РФ
Г) Правительством РФ
8. Надзор за законностью обеспечения безопасности осуществляет:
А) Федеральный суд РФ
Б) Министерство внутренних дел
В) Совет Безопасности РФ
Г) Генеральный прокурор РФ
9. Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации называется:
А) Федеральный закон о противопожарной защите
Б) Федеральный закон о пожарной безопасности
В) Федеральный закон о профилактике пожаров
Г) Федеральный закон о противопожарном режиме
10. Федеральный закон, определяющий правовые основы государственной политики в
области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей
нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности называется:
А) Федеральный закон «Об экологической безопасности»
Б) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
В) Федеральный закон «О животном мире»
Г) Федеральный закон «О природных ресурсах»
11. Федеральный закон, определяющий общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации
(далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах
90
Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального
назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера называется:
А) Федеральный закон «О безопасности»
Б) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
В) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Г) Федеральный закон «О гражданской обороне»
12. Федеральный закон, определяющий задачи, правовые основы их осуществления и
полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций в области гражданской обороны называется:
А) Федеральный закон «О безопасности»
Б) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
В) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Г) Федеральный закон «О гражданской обороне»
13. Федеральный закон, регулирующий отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий и обеспечении защиты информации
называется:
А) Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Б) Федеральный закон «Об информационной политике»
В) Федеральный закон «О федеральных органах правительственной связи и информации»
Г) Федеральный закон «О государственной тайне»
14. Государственный документ, являющийся основой для формирования и реализации
государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях и направленный на
обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научнотехнологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества
жизни населения называется:
А) Стратегией экономической безопасности Российской Федерации
Б) Концепцией экономической безопасности Российской Федерации
В) Федеральный закон «О государственной социальной помощи»
Г) Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний»
15. Система сохранения жизни и здоровья наемных работников и приравненных к ним
лиц в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социальноэкономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебнопрофилактические, реабилитационные и иные мероприятия это:
А) Гражданская оборона
Б) Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В) Охрана труда
Г) Противопожарная охрана
16. Орган надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, правил и норм
охраны труда это:
А) Министерство труда и социального развития РФ
Б) Федеральная инспекция труда
В) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
91
Г) Министерство здравоохранения Российской Федерации
17. Основным документом, который регламентирует процесс безопасной работы с оборудованием, приспособлениями и механизмами, а также выполнение какой-либо работы на предприятии или в любом учреждении является:
А) Трудовой договор
Б) Инструкция по охране труда
В) Должностная инструкция
Г) Инструкция по технике безопасности
18. Служба охраны труда на предприятии обязательно создается при численности работников свыше:
А) 50 человек
Б) 100 человек
В) 150 человек
Г) 200 человек
19. Система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих
или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов:
А) Охрана труда
Б) Производственная санитария
В) Техника безопасности
Г) Промышленная гигиена
20. Управление охраной труда на предприятии осуществляет:
А) Руководитель организации и главный инженер
Б) Главный инженер и общественная профсоюзная организация
В) Заместитель руководителя организации и служба охраны труда
Г) Служба охраны труда и руководители подразделений
Решите ситуационные задачи. Ответьте на поставленные вопросы.
Задача 1. Во время летних сборов в лесу вы остались без часов. Вам необходимо
сориентироваться во времени, чтобы встретиться с группой студентов на железнодорожной
станции в 18.00.
А) Проведите ориентирование во времени по солнцу и сторонам света, зная, что солнце
находится в:
6 утра - на востоке
9 утра - на юго-западе
12 - на юге, самая короткая тень
15 - на юго-западе
18 - на западе
В) Задача 2. Во время похода в жаркий летний день вы оказались в смешанном широколиственном лесу (береза, ольха, липа) без воды. В карманах вы нашли полиэтиленовый пакет и
веревку. Опишите, как используя данные предметы можно получить воду.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Работа 5. Правила употребления воды и способы ее обеззараживания в условиях автономного существования.
А) Запишите какие правила употребления воды необходимо соблюдать в жаркий летний
день