МБУ ДО «Ялтинская детская художественная школа им. Ф.Васильева»
Презентация на тему:
«Сюжетная двухфигурная композиция»
Составитель: преподаватель Яровая Е.В.
2020
В двухфигурных композициях на первый план выдвигается проблема взаимодействия фигур или проблема общения . Фигуры должны общаться между собой, определяя связывающее их действие.
Эль греко. «Св Иоанн Евангелист и св Франциск».
Н . Н . Г е «Ч т о е с ть истин а ?»
Во всех вариантах двухфигурных композиций задача- выразить общение
( или разобщение ), общность (или внутренний контраст) остается главной.
В двухфигурных композициях обе фигуры важны, обе приковывают внимание, даже если одна из фигур по смыслу второстепенная.
Поэтому смысловым композиционным узлом в двухфигурных решениях сюжета часто становится цезура («пауза», расстояние) между фигурами – своеобразный выразитель характера общения – цезура то меньшая, то большая, то наполненная предметными деталями, то пустая в зависимости от характера общения.
Эль Греко. «Благовещение».
Большее удаление между фигурами может выражать не разрыв, а устремленность персонажей друг к другу.
Николай Ге. «Милосердие».
Ч е м б о л ь ше диста н ция, т е м сильнее динамика ее
преодоления.
Н апра в ленно с т ь фиг у р
в
противоположные стороны друг от друга может выражать их разобщенность, так и их внутреннее молчаливое обращение.
Николай Ге. «Петр 1 допрашивает царевича
Алексея в Петергофе»
При решении двухфигурной композиции в зависимости от размера фигур
возможны два варианта компоновки: одноплановые и разноплановые.
В обоих случаях взаимодействие между фигурами может быть двух типов:
1 – пассивное взаимодействие : при фронтальном изображении прямой связи между их движениями нет, есть только пластическое взаимодействие,
«внутренний диалог»;
А. Дейнека «Крымские пионеры»
2 – активное взаимодействие : степень его выражения различна – от простого поворота головы до прямого взаимодействия.
При выполнении одноплановой двухфигурной композиции необходимо установить пластическую связь двух фигур между собой. Элементы фона должны помочь связать и объединить их. В такой работе необходимо учитывать характер и пластику поз.
Эль Греко «Святой Андрей и святой Франциск»
А. Дейнека «Отдыхающие дети»
В разноплановой двухфигурной композиции степень условного пространства возрастает,
т.к фигуры находятся
в с л о ж н ом о бу с ло в лива е т фигурами и
взаимодействии и
это
м е ж д у
пла с ти ч е с кую с в я з ь фоном.
А. Дейнека «Юность»
П. Пикассо «Девочка на шаре»
В работе необходимо правильно передать пропорции увеличенной фигуры и характер движений, определить то, для чего фигура была выведена на первый план.
Располагая фигуры в пространстве помимо центральной применяются развернутые и замкнутые композиции.
В развернутой композиции изображения моделей подаются одна за другой, и группа разворачивается в одной плоскости по ширине. Пластическое движение фигур может идти справа налево или слева направо.
А. Дейнека
Замкнутые композиции строятся в форме круга (кольца или полукольца). Одна, две или три фигуры могут быть главными, но можно сделать и так, чтобы все фигуры находились в равном положении.
Разомкнутые кинетические композиции организуют движение фигур справа налево, слева направо и по диагонали.
Работы А. Дейнеки