МБУ ДО «Ялтинская художественная школа им. Васильева»
Презентация на тему:
«Сюжетная мно г о ф игурн а я композиция»
Составитель: преподаватель Яровая Е.В .
В многофигурных необходимо решать задачи общения , (во всяком случае, между главными действующими лицами.
Д. Жилинский. «Гимнасты». 1964 г
Диего Веласкес. Сдача Бреды.1635 г
Иногда общение между главными фигурами можно нарочито выделить в узел композиции , что позволяет сблизить многофигурную композицию с двухфигурной. Действие в окружающей толпе тогда звучит приглушенно, только как следствие или предлагаемое обстоятельство.
Сюжет излагается в многофигурной композиции таким образом, чтобы все фигуры были связаны единым действием.
Если же по характеру
сюжета в изобразительном
д о лж н о быть
и з л о ж е н ии несколько несколько
д е й с т в и й ,
с ц е н, о д н о
действие должно быть главным и занимать главную часть картины.
Организация поля картины в интересах образа решает следующие
конструктивные задачи :
- вы де л е н и е к о м п о зи ц ио н но г о у з л а так , ч т о бы обе с печ и валось привлечение внимания и постоянное возвращение к нему;
- ра с чл е нение п о л я та к ое , ч т об ы о сновн ы е части о т де л я лис ь д р у г от
друга, заставляя видеть сложность целого;
- с о хране н ие ц е лос тности п о л я (и о браза), о беспече н ие п ос т оя н но г о связывания частей с главной частью (композиционным центром).
Основные принципы построения многофигурной композиции:
1 – в ы б о р х ар а ктерных э лемен т о в к о м по з ици и : о б ъ е д и н е н и е по
и
однородным признакам, стилю, форме, цвету, фактуре; выявление
подчеркивание наиболее важной однородности; включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение;
Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт».
Александр Дейнека. «Футбол». 1924 г
2 – соблюдение закона ограничения (не больше трех) в материале, деталях, цвете, форме;
Основные принципы построения многофигурной композиции:
3 – построение композиционной схемы в соответствии с сюжетным замыслом (динамичная или статичная композиция).
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». 1495- 1498 гг
Анри Матисс «Танец». 1910 г
Василий Суриков «Боярыня Морозова». 1887 г
Никола Пуссен «Аркадские пастухи». 1628 г
Основные принципы построения многофигурной композиции:
4 – группировка большого числа изображений объединением по два-три элемента;
5 – обеспечение
свободного
м е ж д у п л о тном
пространства
г р у п пи р ов к а м и ( при
сжатии теряется красота отдельных частей композиции);
6 – взаимосвязь между группировками и внутри их за счет линии, пластики, а также обращения одних элементов вполоборота к другим и к зрителю – закон сцены ;
Основные принципы построения многофигурной композиции:
7 – достижение объемности, перспективы с помощью цвета, размеров динамики и формы;
Илья Репин. «Не ждали». 1928 г
8 – соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых,
темных форм относительно Александр Иванов «Явление Христа народу».
1837-1857 гг
малых, легких, светлых.
Композицию могут разрушать следующие факторы:
-разобщенность фигур на листе;
-одинаковое расположение фигур в одних и тех же позах и на одинаковых расстояниях друг от друга;
-когда фигуры разномасштабные, а ноги у них находятся
на одном уровне;
-когда фигуры одномасштабные, но находятся на разном
уровне.