СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетно – ролевые игры. Методические рекомендации к организации и руководству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно-ролевые игры – основной вид игр детей дошкольного возраста. В них дети отражают свои впечатления, свое понимание и отношение к окружающему, и прежде всего к деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх развивается мышление, активизируется память. Они способствуют развитию активности и самостоятельности  детей.

         Выделяется несколько этапов развития сюжетно-ролевой игры как особого вида игровой деятельности ребенка, а также уровней взаимоотношений детей в игре.

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно – ролевые игры. Методические рекомендации к организации и руководству.»


Сюжетно – ролевые игры.

Методические рекомендации к организации и руководству.

Сюжетно-ролевые игры – основной вид игр детей дошкольного возраста. В них дети отражают свои впечатления, свое понимание и отношение к окружающему, и прежде всего к деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх развивается мышление, активизируется память. Они способствуют развитию активности и самостоятельности детей.

Выделяется несколько этапов развития сюжетно-ролевой игры как особого вида игровой деятельности ребенка, а также уровней взаимоотношений детей в игре.

  1. Уровень неорганизованного поведения.

Этот этап характерен для детей 2-го года жизни. Сам малыш обычно еще не умеет использовать игрушку по назначению, игрушка привлекает его прежде всего своей яркостью, величиной и т.п. Фактически это не игра, т.к. у ребенка нет игровых умений и навыков, действия с игровым материалом неспецифичны, нет навыков общения.

Воспитатель терпеливо показывает ребенку, как нужно применять игрушку: как бросать мячик, прокатывать шарик, строить заборчик и т.д., и как осторожно разбирать постройки, не ломая их. Игру воспитатель обычно организует сам, побуждая детей самим выбирать игрушку, действовать активно.

  1. Уровень одиночной игры.

Ребенок , не вступая в игровое взаимодействие, вместе с тем уже не мешает играм других детей. У детей имеются элементарные умения в обращении с разными игрушками (одевают, раздевают, укачивают кукол, мишек, возят машину, сооружают несложные постройки)

  1. Уровень игры рядом.

Этот уровень характеризуется возникновением интереса к играм сверстника, осознанием того, что другой ребенок тоже играет. При внимании к играм со стороны педагога у ребенка проявляется доброжелательное отношение к рядом играющему, понимание того, что ему нельзя мешать, умение в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушками или даже отдать игрушку и т.д.)

Игры детей рядом создают условия для естественного объединения играющих.

  1. Уровень кратковременного общения-взаимодействия.

Характеризуется появлением замысла и стремлением детей подбирать в соответствии с ним игрушки и материалы. Однако замысел еще неустойчив: нередко в ходе игры ребенок его заменяет или совсем о нем забывает, занявшись привлекшей внимание игрушкой и т.п.

В играх с правилами играющие становятся зависимыми от них, но этими правилами надо овладеть, надо уметь выполнять их.

  1. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к интеллектуальному, нравственному, художественному содержанию игры, а также к тем движениям, действиям, которых она требует.

У ребенка проявляются начальные формы ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает правильно оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач современной игры. Длительность взаимодействия, связанного с заинтересованностью содержанием игр, в большей мере объясняется тем, что на этом этапе дети достаточно самостоятельны в выборе того или иного вида игры, в их сочетании, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, знают правила ряда дидактических и подвижных игр.

  1. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры и взаимной оценки детей по личностным качествам и умениям играть.

У ребят заметен интерес к разнообразным сюжетным и несюжетным играм, которые они затевают, организуясь в довольно устойчивые игровые группы. Такого рода объединения требуют активного общения участников: умений договариваться между собой о том, во что играть, справедливо распределять роли, выполнять правила, действовать согласованно.

Взаимодействие между детьми будет тем устойчивее и содержательнее, чем яснее цели и мотивы игры, чем лучше ребенок овладел правилами игры, умением подбирать нужные материалы и игрушки, мастерить необходимое для игры, самостоятельно применять в игре полученные знания и умения.

Пятый и шестой уровни взаимоотношений детей в игре специфичны в основном для детей старшего дошкольного возраста. Однако достижение этих уровней во многом зависит от внимания педагога к детской игре, умения руководить ею.

Педагог должен постепенно «переводить» детей с предыдущей ступени на более высокую, ставя как перед всеми детьми, так и перед отдельным ребенком посильные развивающие задачи.

Слаженность игры, ее развитие зависят от ряда причин:

  1. Совместная деятельность и поведение детей регулируют правила до начала игры и в процессе ее. В с/р играх, которые придумывают ребята, нет готовых правил. Дети «выдвигают» их сами, ориентируясь на то, как бывает на самом деле, и добровольно подчиняются им.

  2. Воспитательно-ценное сюжетное содержание игры. Совершенно небезразлично, во что играют дети, кого и как они изображают, какие стороны деятельности, поведения людей передают в игровых образах. Поэтому педагогу важно, используя принятые в педагогике методы, обогащать сюжет игры.

  3. Состав детских групп. Воспитатель, зная своих детей и их проявления в играх, будет поддерживать те самостоятельные возникшие детские группы, в которых дети «удачно» подобрались по составу. Педагог подбирает детей на основе изучения инд. особенностей их поведения и взаимоотношений со сверстниками, учитывает личные склонности и привязанности детей, учитывает длительность объединений детей на основе общих интересов и целей, материальные условия для игры.

Чтобы успешно руководить игрой, решать с ее помощью воспитательные задачи, надо помнить о том, что в любой игре, особенно сюжетно-ролевой, имеют место два типа взаимоотношений: взаимоотношения детей по сюжету, по ролям, которые они выполняют (воображаемые), и взаимоотношения их как товарищей по игре, в связи с игрой, или, как иногда говорят, реальные взаимоотношения. Поведение ребенка, взаимоотношения сверстников и проявление их общественных качеств в игре и в связи с игрой прямым образом зависят от общего уровня воспитанности детей группы. Воспитателю, наблюдающему за игрой или участвующему в ней, следует всемерно поддерживать и развивать интеллектуальные интересы детей, связанных с их игрой: поддерживать интересные замыслы и соответствующие пути их реализации, задавать вопросы и отвечать на вопросы детей, с помощью книги, картинки и т.п. уточнять после игры то, что осталось неясным.

Сюжетно-ролевая игра создает естественные условия для эстетического, нравственного, физического воспитания.


.