Тема: сказки А.С.Пушкина
Вид театрализации: театр теней
Цель: развитие читательского интереса младших школьников через театрализованную деятельность, расширение знаний о сказках А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательная: знакомить детей с произведениями А.С.Пушкина через театрализованную деятельность;
Развивающая: развивать мышление, память, связную речь, творческое воображение, выразительность речи, движений, использую актерские средства (перевоплощение в героев);
Воспитательная воспитывать культуру речи, речевого этикета в общении, формировать навыки работы в группе.
Оборудование: презентация, шаблоны для вырезания персонажей и декораций, «Сказка о рыбаке и рыбке»
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
-Показывает мешочек с разными ракушками. Как вы думаете, где можно встретить все эти предметы?
-Сегодня мы отправимся к морю. Эта большая раковина поднялась со дна моря, чтобы подарить вам волшебную силу. Приложите ее к уху и послушайте шум моря.
-Ребята, в каких сказках есть море?
У старухи есть корыто,
Но оно давно разбито.
Кто помог старухе вредной
Сытой стать и жить безбедно,
А потом всё отнял разом,
Не моргнув при этом глазом?
Жадность бабушку сгубила –
Потеряла всё, что было.
Даже древние старушки
Знают, автор сказки ...
-Кто узнал, что это за сказка? ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)Все ли знакомы с этой сказкой?
-А кто автор данной сказки? (А.С.Пушкин)
Сегодня мы попробуем продемонстрировать эту сказку необычным образом, с помощью театра теней.
2. Основная часть
Включает презентацию в которой рассказывается о А.С.Пушкине и истории создания «Сказки о рыбаке и рыбке».
-Знаете ли вы что-то о театре теней?
-Для представлений театра теней используют большой полупрозрачный экран из ткани подсвечиваемый сзади.
Декорации и персонажи изготавливаются из картона, силуэты должны быть максимально узнаваемы. Персонажи должны двигаться между экраном и источником света, при приближении к экрану фигуры становятся меньше, при отдалении увеличиваются. Двигать фигуры нужно за подставку, чтобы не было видно рук демонстрирующего. Движение персонажей могут быть в любом направлении, можно показать разные движения и их скорость.
-Вот вы узнали как показывать, какие особенности в данном театре, а теперь давайте изготовим декорации и персонажей сказки и попробуем разыграть фрагмент сказки?
-(Раздает фрагменты, для прочтения) Прочитайте и ответьте на вопросы: какие декорации будем изготавливать? Кто будет персонажами?
Фрагмент сказки для показа театра теней
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
-Вот мы и изготовили декорации и персонажей, теперь давайте попробуем показать.
3. Заключительная часть
-Какие особенности вы запомнили в театре теней?
-Какую сказку вы показывали?
-Ребята, что вам понравилось на уроке?
-Что получилось? Что не получилось?
-С какими трудностями вы встретились?
-Какое настроение у вас сложилось в течение урока, поднимите руку, у кому на уроке было комфортно и все понятно, кто не много затруднялся, кому на уроке было ничего не понятно и было трудно.