Сказкотерапия для дошкольников.
Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями из сказок позволяет добиться уникальных результатов в области психологии, развития и воспитания детей.
Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок! Данное высказывание знакомо каждому человеку с детства. Сказкотерапия для детей – это способ, при котором вы без истерик, ругани и нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества. Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно ребенку. Она не только воспитывает, но и улучшает отношения между мамой и малышом, что помогает избежать многих конфликтных ситуаций в будущем. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.
Целью сказкотерапии является активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Существует и ряд задач:
1. Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
2. Стимулировать творческое самовыражение.
3. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Существуют виды сказок:
*дидактические
*психокоррекционные
*медитативные
*психо-терапевтические
*художественные - народные и авторские
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Белочка-припевочка» - боязнь самостоятельности, тревожность. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.
«Сказкотерапия для дошкольников»
Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Теперь мы подробно разбираем все свойства сказки, ее педагогические, психологические медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна; без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы они в чужой стране, где люди живут иными проблемами.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образователной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.
Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством?
Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Педагогическая работа - это 1-й этап, включающий чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию. Психокоррекционная работа - это 2-й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнасчтику, собственно психокоррекционную работу и рисование или изготовление поделок по мотивам сказок. Психокоррекция проводится через проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы. Рисование и изготовление поделок являются в основном домашним заданием, но могут проводиться на занятиях.
Приведенные методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.
На основе методических рекомендаций можно содержательно и логично выстроить работу с родителями детей. Подключение родителей или других членов семьи позволяет приобщить всю семью к совместной работе по психокоррекции и реабилитации ребенка.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает. В методических рекомендациях даны этюды по психогимнастике, основанные на упражнении детей в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи.
Тексты сказок и последующая беседа с детьми по их содержанию могут быть успешно использованы и родителями, неравнодушными к своим детям. Вопросы по содержанию сказок составлены таким образом, чтобы укрепить связи на эмоциональном и вербальном уровне родителей с детьми, дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в непринужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок.
Сказкотерапия - это молодое перспективное течение в прикладной психологии. Активно используется в работе педагогами и детскими психологами, логопедами, дефектологами речевого центра «Логос» для решения многочисленных проблем в жизни ребёнка.
Суть метода - использование сказки как рабочего инструмента.
Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми.
Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей.
На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».
В обычном общении в семье ребёнок привыкает пользоваться лишь не большим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным.
Напротив, на занятиях сказкотерапией ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью.
Психолог или дефектолог берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.
Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.
У детей с серьёзными речевыми нарушениями наблюдается устойчивость дефекта произношения звука. Для получения положительного результата в занятиях с такими детьми необходимо многократное повторение речевых формул, слов, отдельных фраз.
Кроме того дети с отклонениями в речевом развитии, зачастую имеют и личностные отклонения, которые выражаются в повышенной агрессивности, замкнутости, негативизме.
Нередко, опытному психологу приходится менять содержание сказки из-за неадекватной реакции одного из детей на сказанное или увиденное. Реагируя на настроение малышей, иногда необходимо изменить ход событий в сказке или добавить дополнительного неожиданного героя.
Всё это можно осуществить во время инсценировки сказки или простого рассказывания.
В ходе игры дети с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные фразы и впоследствии, часто повторяют их, тем самым тренируя свой речевой аппарат.
Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.
Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной - здоровым, даёт малышу чувство внутренней защищённости.
Для работы с детьми раннего возраста, специалисты речевого центра «Логос», используют простые сказки о взаимодействиях человека с живой природой, животными, птицами.
Проживая сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.
Во время игры малыш сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в себе, агрессию.
После курса сказочной терапии и комплекса других мер арт- терапии, ребёнок становится заметно спокойней, уверенней в себе, полнее воспринимает мир вокруг себя, отлично формирует и выражает свои мысли.
Несомненно, такой ребёнок будет отлично себя чувствовать в гостях, в детском саду или школе.
Сказкотерапия применяется педагогами и психологами для решения всевозможных задач. Обыгрывание казусов с понравившимися персонажами сказок дает возможность без проблем добиться великолепных результатов в сфере психологии, воспитания и развития крох.
В каких ситуациях сказкотерапия применяется для дошкольников?
Она полезна для любого малыша. Кроме того, она необходима для работы с крохами, которые страдают нарушением речи, зрения, слуха и т. д.
Какие виды сказок имеют терапевтический эффект?
Обучающие и развивающие сказки, помогающие крохе накапливать знания о всевозможных явлениях и окружающих объектах, правилах поведения во всевозможных казусах, а также овладеть чтением и письмом.
Народные сказки, помогающие развить эстетические и нравственные чувства. К ним относится ответственность, сочувствие, сопереживание, поддержка и т. п. К примеру, в сказке «Репка» говорится о том, что одному человеку всегда бывает тяжело добиваться цели в одиночестве.
Диагностические сказки, помогающие выявить характер крохи. Скажем, если мальчик чаще всего читает истории, где главным персонажем является трусливый кролик, то это может указывать на то, что малыш достаточно спокоен, застенчив и, вероятно, недоверчив к окружающим.
Психологические сказки, помогающие создать особые условия для малютки. Они дают возможность пережить вместе с персонажем общие проблемы.
Отсутствие конфликтных ситуаций, отрицательных персонажей дает возможность медитативным сказкам создать соответствующую обстановку для снятия возбуждения и напряжения.
Применение сказкотерапии
Для достижения терапевтического эффекта одного прочтения сказки недостаточно. Немаловажное значение имеет анализ, обыгрывание, выводы и оценка по ее содержанию.
Передача ребенку правил поведения и знаний при чтении и анализе истории должно проходить в искренней, дружеской, ненавязчивой и уместной обстановке.
Содержание сказки должно отвечать возможностям, потребностям и возрасту малыша.
Сказкотерапия для детей дошкольников, школьников и взрослых
Сказкотерапия для детей и взрослых, для дошкольников и школьников (младших и старших) , давно стала популярным методом психотерапии и психоанализа. Используя сказкотерапию практические психологи помогают и взрослым и, особенно, детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений: страхи, тревожность, фобии, агрессивность и др.
Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т.к. они тоже родом из детства. И маленький Ребенок по-прежнему живет в каждом взрослом человеке (см. трансакционный анализ) , зачастую продолжая руководить нашими чувствами, мыслями и поведением в зрелости.
Детские сказки оказывают большое влияние на жизненный сценарий (путь) человека, на его нынешнюю судьбу. Поэтому, сказкотерапия для взрослых, используется наряду со сказкотерапией школьников и дошкольников, помогая избавиться не только от невротических симптомов, но и улучшить, а то и полностью изменить в лучшую сторону, всю жизнь человека, его будущее…его судьбу, сделать из хронического неудачника достойного победителя.
Детские психологические проблемы, такие как страхи, нервные тики, агрессивность, энурез, девиантное поведение и др., могут быть решены с помощью сказкотерапии для детей.
Для дошкольников и школьников разного возраста используются различные сказки, истории, притчи, басни и др.
В сказкотерапии применяются детские сказки в зависимости от конкретной психологической проблемы ребенка:
Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными стихиями (ветер, гроза, вода…) и животными, страх перед врачом и медпроцедурами, и др.
Сказки для гиперактивных или гипоактивных, тревожных детей, дошкольников и школьников
Сказки для дошкольников перед поступлением в школу, окочанием детсада, при новой социализации, изменении состава и членов семьи, и т.д.
Сказки для школьников с неадекватным поведением, нарушениями в учебной деятельности и группового общения и взаимодействия со сверстниками, др.
Сказки для маленьких детей столкнувшихся с семейными проблемами: ссоры родителей, конфликтная атмосфера, семейное насилие, скандалы, развод и новая семья, и др.
Сказки детям, потерявшим родителей, близких людей и любимых животных…
Множество других тематических сказок по другим психоэмоциональным проблемам ребенка.
Сказкотерапия для взрослых
Как уже было замечено выше, в каждом взрослом человеке продолжает жить ребенок, маленький мальчик или девочка, поэтому сказкотерапия для взрослых может также успешно применяться, как и для детей при различных психологических, личностных и эмоциональных проблемах (все они, отголоски из детства) .