СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема тифлопедагогического обследования 4-5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Схема тифлопедагогического обследования 4-5 лет»

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 4-х – 5-ти лет

(средняя группа)

  1. Зрительное восприятие

Выявляемые

Параметры


Диагностические

Задания

Используемый

материал


Цвет

-Различение основных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего), коричневого, черного и белого




-Нахождение и называние цвета окружающих предметов и предметных изображений






-Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями






Форма

-Различение и называние геометрических фигур




-Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях




-Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами


Величина

-Нахождение и обозначение в речи предметов заданной величины






- Сопоставление предметов по величине







Восприятие изображений:

а) сюжетных -1- план.перспкт.,

б) сюжетных -2- план.перспкт.



- «Положи рядом такую же по цвету игрушку»








- «Найди среди игрушек мяч красного (синего…) цвета»,

«Какого цвета пирамидка?»

«Найди одинаковые картинки»,

«Назови цвет предмета на картинке»


- «Подбери к игрушке ее (цветное, силуэтное, контурное) изображение»,







- «Покажи фигуру, которую я назову»,

«Назови фигуры»



- «Найди игрушку, похожую на квадрат, прямоугольник…»

«Из каких фигур состоит изображение?»




- «Найди пару: предмет-фигура





- «Покажи самую длинную (короткую) ленту», «Покажи самую широкую (узкую) полоску», «Выбери самый толстый (тонкий) карандаш», «Покажи самую высокую (низкую) ёлочку», «Какой величины предмет?»

- «Положи треугольники от самого большого до самого маленького», «Положи цветочки от самого маленького до самого большого»




- «Что нарисовано на картинке?», «Кто ближе. Кто дальше?»



-Набор игрушек основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), коричневого, черного и белого; набор одноцветных пирамидок.



-Предметные картинки (3-5 картинок, две из которых с одинаковыми изображениями)




-Набор предметных цветных, силуэтных, контурных изображений.

(Одновременно ребенку предъявляют 3-5 предметов, карточек, предметных изображений).




-Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных геометрических тел (шар, куб, цилиндр).

-Набор предметов соответствующей формы.

Одновременно ребенку предъявляют 3-5 фигур, предметов.











-Набор предметов, геометрических фигур разной величины.

Одновременно ребенку предъявляют 3-5 предметов.



- Набор треугольников разной величины (3-5)






- Сюжетные картинки с одно- и двух-плановой перспективой.









2.Осязание и мелкая моторика


Выявляемые

параметры

Диагностические

задания

Используемый

Материал


-Понимание назначения рук, пальцев рук.

-Выполнение действия: а) всей рукой,

б) отдельными пальцами.




-Узнавание игрушек и предметов ближайшего окружения.

-Узнавание геометрических фигур.





-Различение величины предметов



- «Одень куклу на прогулку»

- «Открой коробочку»,

«Закрой коробочку»

- «Собери двумя пальцами (например, указательным и большим и т.д.) счетные палочки в коробочку»,


- «Узнай игрушку»,

- «Узнай предмет»


- «Узнай фигуру»






-Выбери среди игрушек самую маленькую (большую),

длинную (короткую) и т.д.




-Дидактическая кукла , комплект кукольной одежды

-Коробочка с набором счетных палочек




-3-5 игрушек или предметов (знакомых детям)

- Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных геометрических тел (шар, куб, цилиндр).

-Набор игрушек разной величины.

Одновременно предъявляют 5 игрушек.



3.Ориентировка в пространстве

Выявляемые

параметры

Диагностические

задания

Используемый

Материал


-Ориентировка «на себе»





-Ориентировка в пространственных признаках игрушек и предметов ближайшего окружения




-Ориентировка в помещениях группы и детского сада



-Ориентировка с помощью сохранных анализаторов


-Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя»







-Ориентировка в процессе передвижения


-Ориентировка в микропространстве



-Моделирование пространственных отношений




-Ориентировка с помощью простейших схем пространства



-Использование пространственной терминологии

- «Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина), вверху (голова), внизу (ноги), справа и слева (руки)

- «Покажи переднюю (заднюю, верхнюю, нижнюю) сторону игрушки,

«Покажи переднюю (заднюю), правую (левую) стороны шкафа»

- «Помоги игрушкам найти свое место»

«Покажи, как дойти до музыкального зала»

- «Узнай игрушку по звуку»



- «Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу)»

«Какой предмет стоит справа (слева) от тебя?»


- «Иди до названного предмета


- «Покажи верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа»


- «Помоги кукле расставить мебель (Поставь диван справа, стол посередине и т.д.)»


- «Поставь игрушку в шкаф, как отмечено на схеме шкафа»


- «Какая эта рука (нога)?», «Скажи, где у тебя расположена грудь (спина)?», «В какую сторону едет машина?», «В какую сторону ты бросаешь мяч?», «Расскажи кукле, как расставлена мебель»








-Большая машина, низкий шкаф






-Набор знакомых детям игрушек



-Набор озвученных и музыкальных игрушек


-Мебель кабинета или группы, крупные и яркие игрушки-ориентиры









-Фланелеграф средней величины



-Макет кукольной комнаты, набор кукольной мели (3-5 предметов)



-Схема шкафа, шкаф с двумя открытыми полками, набор игрушек средней величины

-Крупные игрушки, кукольная мебель


4.Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые

параметры


-Представление ребенка о себе самом и окружающих людях

-Понимание назначения окружающих предметов.

-Представление о профессиональном труде сотрудников детского сада

-Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях

-Ориентированность в окружающем мире

Диагностические

задания


Используемый

Материал