СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема тифлопедагогического обследования 6-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обследования детей 6-7 лет с нарушением зрения

Просмотр содержимого документа
«Схема тифлопедагогического обследования 6-7 лет»

Схема тифлопедагогического обследования ребёнка 6-7 лет

(подготовительная группа)


  1. Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Цвет

- Различение и называние всех цветов спектра и их оттенков, коричневого, серого, чёрного и белого цветов.

- Нахождение предметов заданного цвета в окружающей обстановке.

- Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями.

- Назови цвета радуги. Какого цвета игрушки?

Подбери карточки по оттенкам цветов.




- Найди в группе по 2 предмета такого цвета, как и карточка.


- Предметы и их изображения. Предмет и его контур, силуэт.

Пособие «Радуга»; набор предметов всех цветов спектра; набор цветных карточек (названных цветов, а так же коричневого, чёрного и белого цвета) также серого, чёрного и белого цвета (названных цветов).


- Наборы лото.

Форма

- Различение и называние геометрических фигур.





- Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке.




- Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами.

- Покажи и назови фигуры, у которых есть углы.

Покажи и назови плоскостные фигуры и объёмные геометрические тела.


- Найди в кабинете (группе) предметы такой формы, как предъявленная фигура. Найди предметы названной формы.


- Подбери к предметам соответствующие геометрические фигуры.

-Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объёмных тел (шар, куб, цилиндр, конус, призма, эллипсоид (яйцо), прямоугольный параллелепипед (кирпичик); набор предметов соответствующей формы.


Одновременно ребёнку предъявляют 7-10 фигур, предметов разной формы.

Величина

-Определение величины окружающих предметов. Обозначение в речи.


- Сопоставление предметов по величине.



- Найди в кабинете по 2 предмета одинаковой величины. Назови величину предметов.


- Сравни окружающие предметы по величине. Поставь ёлочки по высоте, от самого маленького до самого большого.

- Набор предметов разной длины, ширины, толщины, высоты.

Одновременно ребёнку предъявляют 7-10 предметов разной величины.

Восприятие многоплановых сюжетных изображений.

- Назови все предметы, которые видишь на картинке (растения, животные и т.д.). Покажи предметы, которые ближе к тебе, какие дальше от тебя. Найди предметы, которые спрятались за другими.

- Сюжетные многоплановые изображения.


  1. Осязание и мелкая моторика.

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

- Обследование игрушек двумя руками в определённой последовательности.

-Узнавание окружающих предметов.




- Узнавание геометрических фигур и тел.














-Выделение осязательно и тактильно воспринимаемых признаков предметов.





- Ориентировка на микроплоскости.








-Использование осязания в помощь зрению.



- Использование осязания при общении.




- Отражение в речи осязательных и тактильных восприятий.

- Обследуй игрушку по плану.



- Узнай предметы. Найди среди игрушек куклу, машину, мячик.




- Найди среди фигур названную.

Выбери плоскостные фигуры. Назови их. Выбери объёмные тела. Назови их.










- Расскажи, что ты узнал об игрушке с помощью осязания.





- Найди на столе предмет, который я назову.

Расположи фигуры, как я скажу.

Расскажи, как расположены предметы.


- Продень нитку в иголку.



- Покажи, как руки могут передавать отношение к другому человеку.


- Найди игрушку, которую назову. Объясни, как ты это узнал её.

- Дидактическая игрушка средний величины.


- Набор предметов с чётко выраженными осязательно воспринимаемыми признаками.


- Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, пятиугольник) и объёмных геометрических тел (шар, куб, цилиндр, призма, конус, прямоугольный параллелепипед (кирпичик).


- Предмет с чётко выраженными осязательно и тактильно воспринимаемыми признаками.


- Набор предметов средней величины; набор плоскостных и объёмных геометрических фигур.




- Пластмассовая иголка , цветная толстая нитка.







- Пособие «Чудесный мешочек» с набором (до 10) знакомых ребёнку игрушек.


  1. Ориентировка в пространстве.

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

- Ориентировка « на себе» (соотнесение ребёнком направлений своего тела с направлениями тела стоящего напротив человека).


- Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения.


- Ориентировка в помещениях группы, детского сада.





- Ориентировка на участке группы, территории детского сада.






- Ориентировка с помощью сохранных анализаторов.






- Ориентировка в пространстве точкой отсчёта «от себя» и «от предметов».






- Ориентировка в процессе передвижения.



- Ориентировка в микропространстве.







- Моделирование пространства.





- Ориентировка с помощью схем и планов пространства.










- Использование пространственной ориентировки.

- Покажи правую и левую руки (ноги) стоящего напротив тебя ребёнка.




- Покажи и назови стороны шкафа, стула, письменного стола.



- Путешествие по детскому саду (ребёнок самостоятельно ориентируется и описывает свой путь).


- Путешествие по участку группы и территории детского сада (ребёнок самостоятельно ориентируется и описывает свой путь).


- Узнай, где ты находишься по звукам (запахам, температурным ощущениям, с помощью осязания).


- Расставь предметы, как я скажу. Найди игрушку, которая стоит справа (слева), впереди (сзади), вверху (внизу) от тебя.


- Иди до стола. Поверни направо. Иди до окна и т.д.


- Срисуй геометрические фигуры с образца. Сравни свой рисунок с образцом и опиши расположение фигуры.


- Создай по памяти модель своей группы. Создай по памяти модель участка своей группы.


- Составь план кукольной комнаты. Покажи, где на плане передняя, задняя, левая и правая стены, где расположено окно (дверь, кукольная мебель). Нарисуй схему пути до своей группы.


- Расскажи, как расположены предметы. С какой стороны от тебя названный предмет.


-







- Мебель кабинета тифлопедагога.


























- Игрушки, мебель и оборудование кабинета тифлопедагога.









- Карточка-образец с геометрическими фигурами, расположенными в углах и посередине.




- Листы картона, мелкие игрушки и детали настольного строительного материала.


- Листы бумаги, фломастер.










- Мебель кабинета тифлопедагога, крупные игрушки.


  1. Социально-бытовая ориентировка.

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

- Представление о себе самом и окружающих людях.





- Понимание назначения окружающих предметов.


- Представление о профессиональном труде взрослых.





- Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях.














- Ориентированность в окружающем мире.











- Представление о своих сенсорных возможностях.






- Владение навыками социального поведения.

- Назови своё имя, отчество, фамилию. Назови свой адрес. Расскажи о своей семье. Расскажи о своём друге.


- Для чего нужны эти предметы?


- Кто кем работает?

Что делает человек этой профессии?

Какие предметы нужны человеку этой профессии?


- Выбери нужную картинку:

1. Тебе нужно купить лекарство.

2.Тебе нужна помощь врача.

3.Ты хочешь купить продукты.

4.Тебе нужно купить мебель.

5.Тебе нужно постричься.

6.Твоя мама хочет сшить себе платье и т.д.


- Найди домашних, диких животных, зимующих и перелётных птиц.

Объясни, почему они так называются.

Назови предметы общим словом.

Найди основные признаки каждого времени года.


- Назови свои органы чувств. Расскажи, что мы можем узнать об окружающем мире с помощью зрения, слуха и т.д.


- Я буду рассказывать тебе о разных ситуациях, а ты должен сказать, как поступишь;

1.Твой друг заболел.

2.Ты не справляешься с каким- то делом.

3.Вы с мамой идёте домой. У мамы тяжёлые сумки.

4.У бабушки день рождения.

5.Ты нечаянно обидел друга или сделал ему больно.

6.Ребёнок не может застегнуть замок.

- Мебель, оборудование кабинета тифлопедагога, набор предметов быта.






- Лото «Кто кем работает», набор изображений предметов, необходимых людям разных профессий.


- Набор предметных изображений: магазин, аптека, парикмахерская, ателье и т.д.
















- Набор предметных цветных изображений домашних и диких животных, птиц, одежды, обуви и т.д.; набор картинок с изображение разных времён года.