«Слагаемые профессионального имиджа педагога».
Педагог дополнительного образования
Ланге Мария Оттовна
Имидж
– целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т. п.
Имидж педагога
– эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Основные составляющие педагогического имиджа .
- Внешний облик;
- Использование вербальных и невербальных средств общения;
- Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;
- Личностные качества;
- Профессиональные умения.
Внешний облик
Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных. Особое значение здесь имеют и одежда, и аксессуары, и макияж, и прическа.
Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для педагога является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала.
Вербальные и невербальные средства общения.
Важная часть имиджа педагога – красноречие. Искусство речи –
это ее гибкость, выразительность,
оригинальность.
Многие профессиональные педагоги своим успехом обязаны и голосу.
Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
«Невербальный» имидж связан с тем, насколько педагог обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, взгляд, осанка, походка .
Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникативные связи с людьми.
Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе.
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Внутренний образ – это прежде всего культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам.
Немаловажное значение имеет и образ жизни педагога, который также влияет на имидж в целом. Он предполагает характеристику человека по среде его обитания – кабинету, жилищу и т.д.
Личностные качества
- быть чутким и доброжелательным;
- понимать потребности и интересы детей;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- обладать широким кругом интересов
и умений;
- быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
- быть активным;
- обладать чувством юмора;
- располагать творческим потенциалом;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:
- способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
- знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
- склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.
Профессионально значимые качества педагога:
- педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
- педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
- педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;
- педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу;
- педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.
Установки, позиции, легенда -ядро имиджа
Для современного имиджа очень
важно, чтобы позиции и установки
личности соответствовали психологии
"победителя ".
- Первая установка – адекватная самооценка.
- Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
- Третья установка – вера в добро.
- Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
- Пятая установка – умение
меняться, учиться у жизни, умение
рисковать, использовать
новые формы бытия .
Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” - позиция “победителя”.
Наш имидж в Наших руках!