Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.
Цели: научить различать союзы также, тоже, чтобы, зато и сочетания, сходные с ними; наречий и местоимений с частицами же, бы;
Задачи:
обучающая – показать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами же, бы;
развивающая – формировать навыки написания союзов также, тоже, чтобы, зато; развивать умение составления связного рассказа на грамматическую тему (о союзе);
воспитывающая – воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость.
Ход урока
1. Словарный диктант
Ситуация, реальный, возвратиться, вернуться, кромешный, международный, беспокойно, взволнованно, семафор, светофор, автор, классик.
2. Лингвистическая разминка
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите роль и значение союза, выполните морфологический разбор союза: Вилкой люди стали пользоват...ся около вое...ми веков (на)зад а в Ро(с, сс)и... этот столовый пр...бор по...вился во врем...на Петра I.
(Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I. а- противительный союз.)
3. Изучение темы «Слитное написание союзов также,
тоже, чтобы»
1. Сообщения учеников по изученному самостоятельно теоретическому материалу § 61.
2. Сопоставление пар предложений.
На встречу прибыли главы делегаций «большой восьмерки»-, также приехали наблюдатели из других стран. В дружбе доверие нужно так же, как надежность.
Все играли во дворе, мне тоже хотелось на улицу. Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить злободневную проблему. Что бы мне почитать?
Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
Комментарий. В сочетаниях наречия с частицей также и местоимений с частицами то же, что бы частицы можно мысленно опустить, и смысл предложения не изменится. К союзам нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения. К наречию и местоимениям можно поставить вопрос, они - члены предложения.
4. Выполнение упражнений
1. Упражнение 344: комментированное письмо.
(Стиль текста - научно-популярный.)
2. Упражнение 345: самостоятельная работа; морфологический и синтаксический разбор выполняются на доске и в тетрадях.
3. Упражнение 346: комментированное письмо.
Домашнее задание § 61. Упражнение 347.