Организационный. Минутка чистописания. Постановка проблемы. | 5 мин | Работа над каллиграфическим письмом | Показ написания буквосочетаний на доске Ах, ах, Ох, ох. -Как вы думаете, почему мы прописали эти буквосочетания? Почему одни написаны с заглавной буквы, а другие со строчной? Давайте попробуем задать вопрос или сделать предположение, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Чтобы ответить на этот вопрос, давай те выполним еще одно задание. (работа со словарным словом) | Прописывание буквосочетаний в тетрадях, самооценка написанного Ответы детей: …………………………. Предположения детей | Фронтальная проблемная ИКТ – технология Развивающая |
Ввод в тему урока. Работа со словарным словом. | 3 мин | Повторение написания словарных слов (ошибкопасные места), написание слов с буквосочетаниями. | Отгадайте слово из словаря по его значению. (Значение слова Чувство орфографическое, лексическое прямое и переносное значения и толкования (понятие) слова из словаря. Словарь Ожегова или другой толковый соварь) 1 слайд 1) Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия 2) Эмоция, переживание 3) Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее 4) Осознанное отношение к чему-нибудь 5) Само такое ощущение Что можно сказать о слове? Работа в тетради на печатной основе (слово напечатано) Какие чувства вы знаете? (карточки открываю на доске – только положительные чувства. Установка на положительное на уроке) 2 слайд Какие ошибкопасные места в слове? Придумайте ассоциацию для запоминания непроизносимого. Придумайте ассоциацию к окончанию. 3 слайд С чем мы опять встретились? Как эти буквосочетания связаны со словом «чувство» Может кто-то уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (если нет ответа, переходим к следующей ПОДСКАЗКЕ) Послушайте сказку. (Установка на выразительное чтение) 4 слайд НЕ за горами, НЕ за лесами, НЕ в тридевятом царстве – государстве, а рядом с нами есть волшебная страна, ее мы не найдем на карте. Называется эта страна – РЕЧЬ. -Как Вы думаете кто или что живет в этой стране? Это очень большая страна. Вы ведь знаете, что в русском языке существует множество слов. Одни слова- жители страны Речь – это слова предметы, явления, события, чувства. -Что это за слова? На какие вопросы они отвечают? С ними живут по соседству и неразрывно следуют рядом – описывают эти предметы ….. Другие – действуют, дружат, кричат, сообщают, растут, прыгают… А каких жителей этой страны вы еще знаете? А какие еще части речи вы знаете? Живут они в разных домах, но к друг другу в гости похаживают, родственные слова ищут, пары образуют, в предложения строятся. -Ой! А эти домики пустые! Почему? А теперь, еще раз вернемся к минутке чистописания и словарному слову. Как вы думаете, о чем же мы будем сегодня говорить? Акцент: имена существительные называют чувства…. (ПРОБЛЕМА) В чем разница? | Ответы детей: Это чувство. Оно многозначное, т.к. несколько значений. + _ Интерес Гнев Удивление злость Радость презрение Стыд вражда Удовольствие Страдание Ликование горе Восторг Страх Восхищение испуг Любовь горечь Дружба боль Гласные после шипящих чу-щу; Непроизносимый согласный; безударный гласный в окончании слова (слово среднего рода с твердым согласным на конце основы слова) ох (ассоциации) Чувство (ед.ч., 2 скл.) – о х! с т о р г чувства (мн.ч.) х! С буквосочетаниями –ах, ох, Этими словами мы можем выразить чувства. Читает сказку ученик Части речи, слова Имена существительные. Кто? и что? Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое? Какие? Глаголы. Что делать? Что делает? Местоимения, предлоги, союзы Дети называют Там живут еще какие-то слова. О новой части речи. О словах, которые выражают чувства. одни – имена существительные, другие выражают, не называя |
Актуализация опорных знаний. Изучение нового | 15 мин | Исследовательская работа. Умение находить и различать части речи. Находить общие признаки и различия. | Можем ли мы задать вопрос к этим словам? Они что-то обозначают? (Они ВЫРАЖАЮТ РАЗНЫЕ ЧУВСТВА) Как бы вы назвали эти слова? 5 слайд Эти слова называют МЕЖДОМЕТИЯМИ Что бы запомнить это слово, предложите свою ассоциацию. (АССОЦИАЦИЯ) Посмотрим значение слова в толковом словаре. 6 слайд Термин междометие впервые появился в 1619 году в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, в форме «междумметие» (буквальный перевод с лат. interjectio, в котором inter -- «между», а jectio -- «бросание; 7 слайд Прочитайте стихотворение Тетивкина. (на листочке) Знакомая ситуация? (Надеюсь, что в нашем классе такие ситуации бывают крайне редко, а может, совсем не бывает) - Какие слова помогли нам почувствовать переживания ученика? -Как они называются? - Посмотрите, как на письме выделяются междометия? - А в устной речи? отдохнем, поиграем | Они не отвечают на вопросы. ………. Чувства ………… Варианты детей (между + метка и т.д.) (дети читают значение) Междометие – это часть речи, которая служит для выражения чувств, не называя их. Так же для экспрессивных оценок и призыва. Ах, Ох, эх, ура, бах, бац, тяп, ну и другие. Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, ведь как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех! Эх! Ох, беда уже близка! Так и ждет меня доска! | Здоровье сберегающая |
Игра «Разбейся на группы» | 3 мин | Умение: Физминутка. | На парте у вас карточки с буквами и буквосочетаниями. Нужно быстро разбиться на три группы. Каждый должен со своей карточкой найти место в своей группе. (карточки: в, из, на, по, у, ух, ой, ах, эх, и, а, но, если, или) Доказать, по какому признаку объединились. А что общего у них? | Дети делятся на группы: Союзы (связывают части предложения), предлоги (нужны для связи слов в предложении), междометия (выражающие разные чувства). Все это части речи. | Интерактивная или групповая технология; Игровая |
Закрепление знаний. Работа с учебником. Закрепление. Рефлексия. | 14 мин | Умение: Разноуровневые задания. Выбор задания по силам. Самооценка. | Найти и списать предложение, в котором есть междометие. Обозначить буквой «м» междометия. Класс - работа с учебником «Русского языка», взаимопроверка написания; 2 человека у доски из учебника «Литературное чтение». Б. Заходер. «История гусеницы» ПРОВЕРКА (написанное на доске) Какие слова помогли нам почувствовать? -Как они называются? - Как на письме выделяются междометия? 8 слайд Просмотр фрагмента м/ф «Ох и Ах» Как звали героев? Почему? Какие еще междометия прозвучали? 9 - 12 слайд «Кто хочет стать миллионером» Проверка и оценивание Выразим впечатления от своей деятельности на уроке. Запишите предложение с «междометиями»: (по критериям: интересно, трудно, был активным, старался + чувства) «Ах!» - если урок вам понравился, вы были активны и вам было все понятно; «Ой!» - если встретились на уроке трудности; «Ох!» - и если нужно еще постараться, что-то трудно далось… (МОЙ СИНКВЕЙН – СЛАЙД 13 ) Спасибо за урок! | Взаимопроверка. Ах, ох …. Междометие Выражать свои чувства У доски 3 ученика отвечают на вопросы игры (остальные помогают (поправляют, если ошибка) выполнение заданий по уровням 1 уровень. Списать. Найти междометие и указать сверху буквой м. Ах, был бы я художник. Эх, раз! Еще раз. Вся земля пустилась в пляс. 2 уровень Списать, вставляя подходящие по смыслу междометия. Обозначить междометия. …-…! Спи, дракоша, засыпай! «Вот потеха! …, кино!» - закричал Иван в кино. 3 уровень. Составь и запиши предложение по схеме. Ну и ну! ______ ______ _____! 4 уровень. Составь и запиши синквейн по теме «Междометие». 5 уровень. Составить ребус по заданной теме (у компьютера на листке – междометие, чувство) Дети зачитывают предложения | Работа в парах. индивидуальная, парная индивидуальная Дифференцированное (многоуровневое) обучение работа в интернете и компьютером. |