Просмотр содержимого документа
«Словарь основных понятий по теме»
Словарь основных понятий по теме «Предмет и задачи дидактики».
1. Дидактика – часть педагогики, которая приобрела черты самостоятельной научной дисциплины, изучающая проблемы обучения и образования. Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.
2. Методика – частное проявление дидактики, изучает вопросы преподавания по своему предмету.
3. Процесс обучения – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.
4. Принципы обучения – исходные положения преподавательской и учебной деятельности; система важнейших требований к процессу обучения.
5. Содержание образования (чему учить) – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.
6. Методы обучения (как учить) – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями, навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения.
7. Форма организации обучения – отражает особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых осуществляется учебно-познавательная деятельность.
8. Знания – факты, сведения, научные теории, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся, составляющие их личное достояние, которыми они могут пользоваться по необходимости.
9. Умение – сознательная деятельность осуществляемая на основе усвоенных знаний и выраженная в готовности к практическим целесообразным действиям.
10. Навык – автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие.
11. Цель – то, к чему стремится обучение
12. Результат (продукты обучения) – то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
13. Преподавание – управление учебной деятельностью учащихся, которая заключается в организации их для занятий, в руководстве их вниманием, мышлением, действиями.
14. Учение – сложный процесс овладения знаниями, умениями, навыками, требующий интеллектуальных, волевых и физических усилий ученика и стимулирующий их развитие.
15. Образование – совокупность знаний, умений и навыков, которыми овладевает ученик.
16. Обучение – планомерно развертывающийся под руководством учителя процесс познания учеником учебного материала.