Трофимова Инна Геннадьевна 221 -697 -596
Тема урока: « Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели урока :
- познакомить обучающихся с величайшим памятником древнерусской литературы, его сюжетом и настроением; историей открытия «Слова», событиями, нашедшими отражение в нем; а также с исследованиями «Слова» и его переводами.
- через комментированное чтение показать своеобразие сюжетно – композиционной организации, поэтики, жанра « Слова о полку Игореве».
- содействовать воспитанию патриотических чувств учащихся.
Оборудование:
интерактивная доска, кроссворд, презентация, таблица для заполнения, карта Руси 12 века, домашнее задание на карточках.
Ход урока.
Организационный момент. (Слайд 1)
- Вижу Русь!
Торжественно-сурово
Вслушиваюсь в темную строку…
Так и есть,
Сначала было «Слово…»
Это было «Слово о полку…».
Л.Мазуркин
Сегодня мы познакомимся с жемчужиной древнерусской словесности «Слово о полку Игореве». ( Слайд 2)
Проверка домашнего задания.
Заполните кроссворд и прочитайте, какое слово зашифровано. ( Приложение 1)
3. Актуализация урока
Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы 19 и 20 веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и произведением современной литературы. Оно живо и действенно, заряжает своей поэтической энергией и воспитывает, учит литературному мастерству и любви к Родине.» На протяжении нескольких уроков мы с вами будем изучать «Слово.. » и попытаемся подтвердить слова Д. С. Лихачева ( Слайд 3)
Знакомство с историей открытия слова и исторической
основой.
А) Просмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы таблицы (Приложение 2)
( Просмотр видеосюжета 1.)
Б) Работа с таблицей и ответы на вопросы слайда 5
В качестве иллюстраций к ответам таблицы слайд 6, 7, 8
Трофимова Инна Геннадьевна 221 -697 -596
В) Сообщение ученика об исторической основе «Слова » ( Приложение 3) .
Сообщение иллюстрируется слайдами 9 – 18
5. Комментированное чтение «Слова» в прозаическом переводе
Д.С. Лихачева.
А) Слово о полку Игореве можно разделить на 15 картин. В 1 части «Слова…» идет декларация автором своей поэтической манеры. Работа со слайдом 19
Б) Сообщение ученика о гипотезах об авторах «Слова»
( Приложение 4)
Б) Работа с 1 картиной произведения.
( Просмотр видеосюжета 2)
Работа со словарными словами.
6.Итог урока.
( Слайд 20,21)
«Слово о полку Игореве» - произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» не запись устно произнесенной речи или спетой исторической песни. «Слово» было с самого начала написано его автором, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.
( Просмотр видеосюжета 3)
7.Домашнее задание.
Разделите « Слово о полку Игореве» на 15 картин. ( Приложение 5)