- дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строятся словосочетания;
- развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.
- Предметные: научиться выделять словосочетания в предложении, анализировать их структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетаниях.
- Метопредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
- Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса.
УУД: Коммуникативные:представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Самоопределение к деятельности (орг. момент). | Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. | Открывают тетради, записывают число. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, (в)т…плице, сер…це, вс…гда - Прочитайте написанные слова. - Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму - Составленные пары слов запишите. - Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили. -Какие еще слова можно объединить? | Отвечают на вопросы, работают с грамматическим материалом. | Смыслообразование (Л) Целеполагание (Р) Структурирование знаний(П) Постановка вопросов(К) |
Постановка учебной задачи. | - Назовите все составленные пары слов. --Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема сегодняшнего урока - «Словосочетание». • Тема записывается. • Отталкиваясь от темы и используя запись, сформулируйте цель нашего урока. | Дети , пользуясь грамматическим материалом, формулируют тему и цель урока, ставят задачи урока. | Целеполагание, коррекция (Р) Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П) Управление поведением партнера (К) |
Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. | - Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание. - Как определить главную и зависимую части в словосочетании? - Как связывается зависимое слово с главным? - С помощью чего устанавливается смысловая связь? - С помощью чего устанавливается грамматическая связь? - Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание. - Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? - Найдите главное и зависимое слова. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь. | Составление определения словосочетания, ответы на вопросы. | Целеполагание, коррекция (Р) Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П) |
| |
Первичное закрепление во внешней речи. | 1) Маленький р…сток, … 2) Пахнет ар…матно, … 3) Прил…гать усилия, … Справка: предл…жить решение, выглядит вел…колепно, красивое р…стение - Прочитайте запись, сформулируйте к ней свое задание. - Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок. - По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов? | Работа в парах. Обучающиеся работают с лексическим материалом. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П) Управление поведением партнера (К) |
Словарно-орфографическая работа | - Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия (объясните значение последнего словосочетания). А теперь будьте особенно внимательны. - Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ. - Вторая часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав «сущ. + прил.». - - Третья часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи. - Какое слово у вас получилось? Это слово легенда. - Ребята, что же такое легенда? Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла | Работают самостоятельно. Работают в парах. | Самоопределение (Л) Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества (К) |
Включение в систему знаний и повторение. | Работа с текстом. - Послушайте две короткие легенды о целебном, ароматном, прекрасном цветке ландыше. - Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа. 1.С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши 2.В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей - это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег, цветы. - Назовите словосочетание из первой легенды. (Прекрасная незнакомка) - Назовите словосочетание из второй легенды. (Ожерелье Белоснежки) - Охарактеризуйте состав названных словосочетаний. - Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв. - О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Славяне создали свою (прил.+сущ.) о ландыше. Водяная царевна Волхова (гл.+сущ.). На свою беду она (гл.+сущ.) Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать (сущ.+сущ.), но не нашла его на берегу. (Нар.+гл.) Волхова, (сущ.+гл.) среди трав, превратившись в (прил.+сущ.) с изумительным ароматом. Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы. - Внимательно прочитайте текст, справку к нему и сформулируйте свое задание. - Скажите, почему одна схема выделена цветом. - Озаглавьте данный текст одним словом. (Легенда) - А теперь озаглавьте текст с помощью словосочетания. (Легенда о ландыше) - Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи? Работа по группам -Первая группа должна найти и объяснить орфограммы в парах слов, связанных по смыслу, но не являющихся словосочетаниями. - Вторая группа найдет и объяснит орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав «прил.+сущ.». | Работают с текстом, подбирают заголовки, работают в группах | Оценка (Л) Структурирование знаний;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |
Рефлексия деятельности (итог урока). . | Составление кластера на тему «Словосочетание». Заканчивая урок, мне хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Составьте кластер на тему «Словосочетание». - Ответьте на вопросы: 1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока? 2.Где можно применить новые знания? -Нарисуйте смайлик, показывающие ваше настроение и уровень освоенности новых знаний. Урок закончен! Спасибо всем за работу! До свидания. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Составление кластера | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) |