СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание.»

Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний

Цели урока:

- дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строятся словосочетания;

- формировать у учащихся умение реализации новых способов действия;

- развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.

Планируемые результаты:

- Предметные: научиться выделять словосочетания в предложении, анализировать их структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетаниях.

- Метопредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

- Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса.

УУД: Коммуникативные:представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Самоопределение к деятельности (орг. момент).


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.

Открывают тетради, записывают число.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.


Пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, (в)т…плице, сер…це, вс…гда

- Прочитайте написанные слова.

- Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму

- Составленные пары слов запишите.

- Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили.

-Какие еще слова можно объединить?

Отвечают на вопросы, работают с грамматическим материалом.

Смыслообразование (Л)

Целеполагание (Р)

Структурирование знаний(П)

Постановка вопросов(К)

Постановка учебной задачи.




- Назовите все составленные пары слов.

--Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока - «Словосочетание».

• Тема записывается.

• Отталкиваясь от темы и используя запись, сформулируйте цель нашего урока.




Дети , пользуясь грамматическим материалом, формулируют тему и цель урока, ставят задачи урока.

Целеполагание, коррекция (Р)

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)

Управление поведением партнера (К)


Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.



- Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание.

- Как определить главную и зависимую части в словосочетании?

- Как связывается зависимое слово с главным?

- С помощью чего устанавливается смысловая связь?

- С помощью чего устанавливается грамматическая связь?

- Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания?

- Найдите главное и зависимое слова. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь.



Составление определения словосочетания, ответы на вопросы.

Целеполагание, коррекция (Р)

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)



Первичное закрепление во внешней речи.


1) Маленький р…сток, …

2) Пахнет ар…матно, …

3) Прил…гать усилия, …

Справка: предл…жить решение, выглядит вел…колепно, красивое р…стение

- Прочитайте запись, сформулируйте к ней свое задание.

- Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.

- По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?


Работа в парах. Обучающиеся работают с лексическим материалом.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П)

Управление поведением партнера (К)


Словарно-орфографическая работа


- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия (объясните значение последнего словосочетания).

А теперь будьте особенно внимательны.

- Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.

- Вторая часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав «сущ. + прил.». - - Третья часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.

- Какое слово у вас получилось?

Это слово легенда.

- Ребята, что же такое легенда?

Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла

Работают самостоятельно.













Работают в парах.

Самоопределение (Л)

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Включение в систему знаний и повторение.


Работа с текстом.

- Послушайте две короткие легенды о целебном, ароматном, прекрасном цветке ландыше.

- Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа.



1.С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши



2.В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей - это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег, цветы.



- Назовите словосочетание из первой легенды.

(Прекрасная незнакомка)

- Назовите словосочетание из второй легенды.

(Ожерелье Белоснежки)

- Охарактеризуйте состав названных словосочетаний.

- Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв.

- О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.



Славяне создали свою (прил.+сущ.) о ландыше. Водяная царевна Волхова (гл.+сущ.). На свою беду она (гл.+сущ.) Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать (сущ.+сущ.), но не нашла его на берегу. (Нар.+гл.) Волхова, (сущ.+гл.) среди трав, превратившись в (прил.+сущ.) с изумительным ароматом.

Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.



- Внимательно прочитайте текст, справку к нему и сформулируйте свое задание.

- Скажите, почему одна схема выделена цветом.

- Озаглавьте данный текст одним словом. (Легенда)

- А теперь озаглавьте текст с помощью словосочетания. (Легенда о ландыше)

- Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?

Работа по группам

-Первая группа должна найти и объяснить орфограммы в парах слов, связанных по смыслу, но не являющихся словосочетаниями.

- Вторая группа найдет и объяснит орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав «прил.+сущ.».


Работают с текстом, подбирают заголовки, работают в группах




Оценка (Л)

Структурирование знаний;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


Рефлексия деятельности (итог урока).

.

Составление кластера на тему «Словосочетание».

Заканчивая урок, мне хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Составьте кластер на тему «Словосочетание».

- Ответьте на вопросы:

1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока?

2.Где можно применить новые знания?

-Нарисуйте смайлик, показывающие ваше настроение и уровень освоенности новых знаний.

Урок закончен! Спасибо всем за работу! До свидания.

 Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Составление кластера

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)