Урок – сказка по математике
1 класс
Тема урока. Сложение и вычитание 7-ми. Составление задач.
Цель. Закреплять умение складывать и вычитать 7 в пределах 10. Учить составлять и решать задачи на нахождение суммы и уменьшение числа на несколько единиц. Развивать умение сравнивать задачи, логически мыслить. Воспитывать сочувствие, желание помогать людям.
Оборудование: наборное полотно с геометрическими фигурами для
составления равенств, таблицы с рисунками и краткой
записью задач, карточки с примерами и закодированным
словом, игрушки рыбки, лебедя, лягушки, воробышка, девочки Оксаны.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание сказочной ситуации.
- Сегодня, дети, мы отправимся в сказку. Садитесь удобно и в путь.
В пути будьте готовы прийти на помощь героям сказки.
II. Мотивация учебной деятельности.
Объявление темы и цели урока.
- Дети, отправляясь в сказку
Будем учиться
Быстро считать
Каждому, каждому
Хочется с друзьями
Первым и правильно
Задачку решить.
- Так с какой целью мы совершим путешествие в сказку?
(Чтобы вместе с героями сказки считать, решать задачи).
- А для чего это нам нужно?
(Если мы не будем уметь это делать, то не сможем учиться в
следующих классах ).
III. Закрепление и обобщение знаний учащихся.
1. В глубоком горном озере жила маленькая рыбка. По этому же озеру
плавал большой белый лебедь с длинной шеей и могучим клювом. Однажды встретил лебедь рыбку и хотел ее съесть. Начала серебристая рыбка проситься.
- Достань мне башмачки, а то лапки у меня мерзнут в воде. Достанешь, тогда я тебя отпущу.
Быстро поплыла рыбка по озеру искать башмачки.
Спустилась она на самое дно озера.
- Дети, поможем рыбке. Посмотрите, какие интересные камешки там есть и составьте равенства:
7 + 1 = 8 7 + 2 = 9 7 + 3 = 10
8 – 7 = 1 9 – 7 = 2 10 – 7 = 3
8 – 1 = 7 9 – 2 = 7 10 – 3 = 7
- По каким признакам вы составляли равенства?
(Первое - по цвету, второе – по форме, третье – по размеру).
Не нашла рыбка среди камешков башмачки. Подплыла она ближе к берегу и
горько заплакала.
К кому ей обратиться за помощью?
2. Если мы правильно решим примеры, то узнаем, кто сможет помочь рыбке.
А | 3 + 7 | | 7 | 2 | 8 | 6 | 3 | 1 | 10 |
К | 8 – 7 | | | | | | | | |
Ш | 9 – 6 | | | | | | | | |
Я | 9 – 7 | | | | | | | | |
Г | 4 + 4 | | 7 | 2 | 8 | 6 | 3 | 1 | 10 |
У | 3 + 3 | | Л | Я | Г | У | Ш | К | А |
Л | 5 + 2 | | | | | | | | |
У детей на партах карточки с примерами и закодированными словом. Решив примеры, они вписывают соответствующую букву в таблицу и расшифровывают слово «лягушка».
- Пообещала зеленая лягушка помочь рыбке.
3. Физкультминутка. Дети имитируют движения лягушки.
Лягушка выпрыгнула на берег, а там, на высокой вербе сидел воробышек.
Рассказала лягушка воробышку о беде серебристой рыбки. Хочется ему помочь
рыбке, но папа приказал ему решить две задачи.
4. Дети, посмотрите, какие задачи решает воробышек.
Таблица 1.
Рассмотрите рисунок и краткую запись, составьте текст задачи.
Кого вы видите на рисунке?
(Воробышка и папу – воробья).
Сколько жучков принес папа?
Сколько жучков принес воробышек?
Что нужно узнать в задаче?
Папа – воробей принес 7 жучков, а воробышек – 3. Сколько жучков они принесли вместе?
Рассуждаем над задачей так:
О чем спрашивается в задаче?
Каким действием узнаем, сколько вместе?
Составьте выражение к задаче и решите ее.
7 + 3 = 10 (жучков)
ответ: 10 жучков.
Таблица 2.
Папа – 7 жучков.
Воробышек - ? ж., на 3 меньше.
О ком говорится во второй задаче?
Сколько жучков принес папа?
Сколько жучков принес воробышек?
(Неизвестно, на 3 меньше).
Дети, вторая задача похожа на первую?
Чем? (Говорится о воробышке и его папе, одинаковые числа).
А чем отличается вторая задача от первой? (В первой воробышек принес 3 жучка, а в другой – на 3 меньше, чем папа. В первой нужно узнать сколько вместе принесли воробышек и его папа, а во второй – сколько воробышек сам принес жучков).
Дети составляют текст задачи:
Папа-воробей принес 7 жучков, а воробышек - на 3 жучка меньше, чем папа. Сколько жучков принес воробышек?
Рассуждения:
Что сказано о жучках, которых принес воробышек?
Как найти меньшее число?
Составьте выражение и решите задачу.
7 – 3 = 4 (жучка)
Ответ: 4 жучка.
Дети, объясните воробышку, почему задачи с одинаковыми числами мы решаем разными действиями.
Воробышек – молодец все понял и пообещал достать башмачки. Он полетел к девочке Оксанке. И мы с ним полетим.
5. Физкультминутка
Дети имитируют движения воробышка.
6. Оксаночка как раз выполняла задание по математике.
Откройте учебники на стр. 94
Оксаночка – умница, все примеры решила правильно. Осталось ей найти, какой пример решала каждая рыбка.
Поможем ей?
№ 4 (Учебник)
№ 1 (Тетрадь с печатной основой)
Когда Оксана узнала, что лебедь хочет съесть рыбку, быстро принесла воробышку свои красные башмачки и сказала ему: «Лети быстро, чтобы рыбку спасти!»
Кому отдал воробышек башмачки?
(Лягушке).
А лягушка кому? (Рыбке)
А рыбка? (Лебедю)
Башмачки лебедю очень понравились и он не стал трогать серебристую рыбку. А рыбка с благодарностью передала Оксанке свою фотографию. Но цвета размыло водой. Давайте их восстановим.
7. Дети получают карточки с рисунком рыбки и, решив примеры, раскрашивают ее в соответствующий цвет.
IV. Итог урока.
Благодарю, дети, за то, что посочувствовали, помогли спасти рыбку. Скажите, пожалуйста, чье задание вам больше всего понравилось? Почему?