Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Решение задач.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели: 1. Сформировать навыки у учащихся решения задач, устного счёта с приёмами сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд.
2. Развивать у школьников внимание, память, логическое мышление.
3. Воспитывать у учащихся умение самостоятельно работать в группах.
Оборудование: девиз урока, карта этапов урока (на ватмане), карточки с математическими заданиями, карточки с рисунками (лисёнок, мишка, мячик, зайчик, машинка),
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 2 мин.
(аудиозапись В. Шаинского - Г. Остера «Ужасно интересно»
Начинается урок.
Тихо все за парту сели,
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Актуализация темы.
Предлагаю сегодняшний урок провести под девизом: «В математику тропинки одолеем без запинки».
Поможет в этом карта (прикреплена на доске). Устный счёт проведём на горе Секретов, посетим горы Объяснений, Рассуждений, вытащим из тайников памяти ценное - как решить любой пример в пределах 100, это сделаем, преодолев гору Считай-ка, потренируем мозги решением задач на горе Задачкино, на вершине Проверялкино задумаемся и подведём итог сделанному.
II. Сообщение темы и целей урока (с привлечением учащихся)
Какие цели поставили вы себе на уроке?
III. Чистописание:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Установите закономерность и продолжите 1 мин.
22 222 2222 письмо цифр
(Самоконтроль). Оцените, если работу выполнили правильно и аккуратно, «5» (на полях).
IV. Устный счёт. На горе Секретов находим: 5 мин.
Решение задач (фронтально класс) а) Почтовый голубь развивает скорость до 90 км/ч, а ласточка - на 25 км/ч меньше. С какой скоростью может летать ласточка? б) В ларёк привезли 26 ящиков яблок и 14 ящиков груш. Продали за день 31 ящик фруктов. Сколько ящиков фруктов осталось? в) Длина тела самого большого кальмара из рода архитеутис - 3 м., а длина его щупалец - 15 м. На сколько метров длин тела меньше длины щупалец? | Индивидуальная работа (на дополнительной доске) 1 ученик Вырази в сантиметрах: 7 м. = 1 м. 2 см. = 9 дм. 9 см. = 1 дм. 6 см. = 2 ученика Игра «Угадай игрушку» Кто быстрее и верно? На дополнительной доске записаны примеры и рисунки с изображением игрушки. Примеры: 14+7 = 27+9 = 80-5 = 100-8 = 72-6 = 36+7 = Рисунки с ответами: 92 - лисёнок 75 - зайчик 21 - мишка 66 - машинка 36 - мячик 43 - цветок Проверка: консультантами. |
V. Встреча на горе Объяснений 5 мин.
Откроем книгу на стр. 5 № 15.
- Прочитаем задачу.
- О чём говорится в задаче? Сделаем рисунок.
- Сколько метров было в каждом рулоне? (10 м.)
- Сколько таких рулонов купил папа? (3 шт.)
(Дифференцированная работа):
1 группа - постарайтесь решить 2-мя способами
2 группа - решить задачу
3 группа - карточка-схема помощника.
Запишите решение задачи.
Проверка:
- Как записали решение? (10+10+10 = 30 (м)
- Какие слагаемые вы использовали? (одинаковые)
- Сколько таких слагаемых?
- 1 группа. Кто записал решение задачи по-другому и почему?
Составьте устно задачу, чтобы при решении использовали четыре одинаковых слагаемых. Миновали гору Рассуждения.
VI. Физминутка. Привал. 2 мин.
Прибавляли, умножали,
Очень, очень мы устали.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
Посидим, отдохнём
И опять считать начнём.
(Массаж глаз и пальчиков).
VII. Самостоятельная работа. 5 мин.
Считай-ка.
Решение примеров № 1 стр. 15
К каждому примеру сделайте проверку. (Проверка: работа в парах – взаимопроверка, оценивание работы на полях).
№ 2 стр. 15 - восстановить пропущенные скобки.
- Рассмотрите первое выражение: 40-8+7 = 25
- Какое число должно получиться в ответе? (25)
- Сколько надо вычесть из 40, чтобы получилось 25? (15)
- Как получить 15 из чисел, данных в выражении? (8+7)
Что мы должны вычислить первым действием, или где поставить скобки? (40 - (8+7) = 25.
I вариант решает второе выражение.
II вариант - третье выражение.
III вариант - четвёртое выражение.
Проверка с доказательством своего решения.
- У кого так? У кого другое решение?
VIII. Геометрический материал. Гора Задачкино. 5 мин.
№ 7 стр. 15.
- Найдите Р фигур и выразите его в миллиметрах.
Задание по группам: I - № 2, II - № 1, III - № 3.
- Постройте свои фигуры с Р = 80 мм.
- Какие фигуры у вас получились? (Ответы детей. Может быть квадрат со стороной 2 см., прямоугольники со сторонами 1 см. и 3 см., треугольник со сторонами 3 м., 3 см., 2 см. и т.д.
IX. Задания на смекалку. Спуститься с горы Задачкино сможем, 5 мин.
решив:
1. Задачу на стр. 15, сосчитав пирожки в корзине Красной Шапочки.
2. Сделай такой чертёж:
Проведи один отрезок так, чтобы получилось 2 треугольника. Это задание имеет несколько решений. Постарайся найти их все. Для каждого нового решения делается новый чертёж.
1. 2. 3.
X. Самостоятельная работа. Задача № 40 в тетради на печатной 5 мин.
основе.
Проверка с консультантами.
Вот и дошли к горе Проверялкино
XI. Домашнее задание: № 3, № 6 стр. 15
Прочитайте задачу на дом. Кому понятна она и кто уже знает как решать?
XII. Рефлексия. Итог урока. Вы одолели все горы с успехом. 2 мин. Молодцы.
- Следовали ли девизу урока?
- Выполнили мы цели урока?
- Какое задание понравилось?
- Кто был активен на уроке?
Поурочный балл с комментированием.