Урок-игра «Путешествие в космос»
тема «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+5».
Название УМК «Школа России»
Предмет, класс. Математика. 1 класс.
Тема урока: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+5».
Место и роль урока в изучаемой теме.
Тема «Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание». Урок № 4.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: рассмотреть случаи сложения 6+5, 7+5, 8+5, 9+5.
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
1. Образовательные:
- организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слагаемого до 10);
- формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;
- повторить состав чисел 5, 10
2. Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь, геометрические представления;
- развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
- воспитывать целеустремлённость.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
- использование имеющихся знаний; - исследование учебной задачи; - установление логических, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; - применение знаково-символической схемы.
Регулятивные:
- оценивать уровень успешности - производить контроль своих действий; - определять цель учебной задачи; - планировать свою деятельность, определяемую результатом; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог; - умение правильно выражать свои мысли; - умение контролировать и корректировать действия других; - оформление своей мысли в устной речи; - обоснование своего ответа; - умение ориентироваться в своей системе знаний;
Личностные:
-самооценка своих возможностей; - формирование положительного отношения к учению.
Методы и приемы работы: словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми, репродуктивный метод, частично - поисковый метод.
Формы организации учебной деятельности: совместная учебная деятельность, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы, работа в парах.
Ход урока.
1. Организационно-мотивационный момент. (2 минуты)
Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: книга, ручка и тетрадка?
А сейчас, ребята, поудобней садитесь, не шумите, не вертитесь и внимательно считайте, а спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно! Путешествие зовёт первоклашек на урок!
На чём можно отправиться в путешествие?
- Сегодня мы отправляемся на корабле воздушном, космическом, послушном, мы, обгоняя ветер, несёмся на…..(ракете).
-А куда мы с вами полетим? Правильно, в космос.
-Кем вы будете сегодня на уроке? (космонавтами) Слайд 2
Учитель. Давайте подумаем с вами, каким должен быть настоящий космонавт?
Настоящий космонавт должен быть сильным, выносливым, уметь оказывать помощь и хорошо знать математику, уметь считать, решать, вычислять.
Итак, все готовы к полёту?
Тогда нам нужно сконструировать ракету, на которой отправимся в космос, соединить точки по цифрам по порядку.
2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности. (5 минут)
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
- Прежде чем отправиться в космическое путешествие сделаем запись в бортовые журналы, 12 апреля. Классная работа.
Чистописание число 5 . Повторить состав числа 5. (приложение)
2.2 .Математический диктант: (на макете ракеты в окошках иллюминатора)
- Какое число при счёте следует за числом 11;
- Если из числа вычесть то же число, сколько получится;
- На сколько 10 больше 6;
- Какое число увеличили на 1, если получили 20;
- Какое число стоит между числами 5 и 7;
- Самое маленькое однозначное число.
(Ученики записывают ответы. Один ученик работает на доске.
Проверяется знание нумерации чисел. Ученики оценивают работу с помощью шкалы.)
Проверяем: 12, 0, 4, 19, 6, 1. Слайд № 3.
-58 лет назад 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире совершил полёт вокруг земного шара. Слайд № 4.
3.Станция «Разминочная».
- Перед полетом в космос космонавты проходят большую тренировку, на выносливость, смекалку, выдержку. Наша первая станция «Разминочная»
Прыжок с парашютом. Повторение сложения в пределах 10. Слайд № 5
- Нашим парашютистам нужно приземлиться точно на свои места. Итак, полетели. Молодцы! Первое испытание выполнили отлично!
2. Найти однозначные и двузначные числа Слайд № 6
- Второе испытание. Собрать космические камни для исследования :
1.Распределить их по возрастанию:
2. Однозначные камни в «Луноход - 1», как называются эти числа (четные), двузначные в «Луноход -2 » (нечетные).
3. Устно решить задачу, назвать номер схемы и ответ.
«У Коли 3 книги о космосе, а у Вани 4. Сколько всего книг у ребят?».Слайд № 7.
( Решение записать в тетрадь)
Вот теперь можно лететь! Космонавты!
Во время полёта будьте очень внимательны! Слайд № 8.
4. Планета проблемная .
1. Постановка учебной задачи (проблемы). (5 минут)
Цель: Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.
Самоопределение к деятельности. Слайд № 9 .
(Ученики составляют выражения, находят значение выражений. Сравнивают и отвечают на вопросы.)
Сначала детям предложить сравнить примеры в каждом столбике, если затрудняются, задать вопросы:
-Какие примеры мы с вами уже выучили?
-Какие примеры мы не научились решать? (Дети выделяют выражение 7+5, так как другие примеры решали на прошлом уроке.)
-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
-Какие полученные знания нам пригодятся?
(Ученики определяют тему урока, предполагают, что на уроке будут продолжать учиться прибавлять число по частям. Знания состава чисел 5 и 10.)
3. «Открытие» детьми нового знания. (8 минут)
5. Станция « Практическая» Слайд № 10.
Цель: Формирование умения выбирать способ действия по прибавлению числа 5 к 6, 7, 8, 9.
1. Практическая работа..
На доске 8 синих кружков и 5 красных.
-Сколько синих кружков?
-Сколько нам надо прибавить красных?
-Как мы будем прибавлять 5 к 8?
-Сколько нам надо прибавить сначала? Почему?
- Значит, на какие части разложим число? Почему?
-Сколько прибавили сначала? Сколько прибавим потом? Сколько получим?
Запишем в тетради этот пример. Слайд № 11.
-Вспомним последовательность решения таких примеров:
1) Дополняем до 10.
2) Прибавляем оставшуюся часть.
-Рассуждая так же, объясним, как будем к 8 прибавлять 5.
5.1. Первичное закрепление. (5 минут)
Цель: Проговаривание нового знания. На этапе первичного закрепления работаем с карточкой - опорой, дети решают примеры.
5.2. Работа по учебнику стр. 68. Слайд № 12. (памятка)
- Рассуждая так же, вычислим 9+5, 7+5, 6+5.
Примеры сразу записываем в тетрадь, обводим в рамочку. Запомнить!
(На основе составленного плана действий, дети решают и записывают примеры в тетрадь.)
6. Станция «Веселая» Физкультминутка. (3 минуты) Слайд № 13.
Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
7. Станция «Примеров» Слайд 14
До Луны мы долетаем.
И посадку совершаем.
Здесь нас радостно встречает….Лунтик.
Будет нас сопровождать и задания давать.
Испытание нас ждёт,
Отправляемся вперёд.
7. 1 Самостоятельная работа. (4 минуты) Работа на компьютерах
Тренажер «Считаем с Лунтиком». Слайд 15
Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
Работа в парах. Проверка на слайде. Слайд 16
8. Планета «Задач»
Решение задачи №6. Стр. 68 Слайд № 17 -18
( При наличии времени, предложить решение задачи №3 на стр.68.
Разбираем первый способ решения задачи.)
Учитель: Наше путешествие подходит к концу.
Чтобы приземлиться, экипажам нужно выполнить последнее задание.
9. Игра « Летим домой» Слайд № 19.
Учитель. Вы отлично справились со всеми заданиями.
(По щелчку открывается следующая надпись. Ученики читают)
(По щелчку появляется ракета)
Учитель. Наша ракета нас ждёт. Пора возвращаться на Землю. Устраиваемся поудобнее, начинаем отсчёт - 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, … ВПЕРЁД!
по щелчку. ( «Запуск ракеты»).
Учитель. Мы прошли все испытания и вернулись из космического путешествия.
10 . Итог урока. Рефлексия деятельности. (4 минуты) Слайд № 20 -21
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
-Из полёта возвратились, мы на землю приземлились.
-Какие задачи мы ставили перед уроком?
- Удалось нам решить поставленные задачи?
- Почему мы примеры обвели в красную рамочку?
Давайте оценим свою работу на уроке:
если на уроке было интересно и легко – возьмите зелёную звёздочку;
если вы считаете, что вам не совсем было всё понятно, нужно ещё потренироваться – жёлтую;
ну, а кому было не интересно и очень трудно на уроке – красную.
Внимание, наша красавица Земля! Слайд № 22
- Гагарин, вернувшись из полета, сказал: «Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее. Вот и закончилось наше путешествие. Космос давно манит, тянет многих людей. Может кто-нибудь и из вас полетит в космос!