Изучение правила сложения и вычитания смешанных чисел в процессе выполнения различных упражнений.
развитие умения проводить классификацию, подмечать сходство и различие отдельных выражений; развитие речи учащихся; развитие внимания.
воспитание культуры отношений, дружбы, взаимопомощи.
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | Организационный этап | Приветствие, пожелание плодотворной работы. | Проверяет готовность детей к уроку, желает плодотворной работы | Подготовка к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество | Фронт. | Включение каждого ученика в учебную деятельность. |
2. | Подготовка к усвоению новой темы. Повторение правил представления неправильной дроби в виде смешанного числа и смешанного числа в виде неправильной дроби. | Сильный ученик: Слабый ученик: Остальные дети рассказывают правила, решают задания по выбору с сильным либо слабым учеником. .Выделите целую часть из дробной части числа: 3 ; 5 ; 2 . Представьте число в виде неправильной дроби: 5 ; 12 . Представьте 1 в виде дроби со знаменателем 5, 12, 34, 88. | Задает наводящие вопросы, помогает с затруднениями при решении примеров. Проводит параллель с раннее изученным материалом, подобрав задания таким образом, чтобы учащиеся повторили операции, которые им предстоит выполнять при сложении и вычитании смешанных чисел. | Повторение правил, решение разноуровневого задания. Выполняют задания, которые помогут им при сложении и вычитании смешанных чисел. | Фронт. | Повторение, подготовленность и изучению нового. Совершенствование умения выделять целую часть из дроби и из дробной части смешанного числа и, наоборот, представлять в виде неправильной дроби смешанное число или его дробную часть. Умение точно и последовательно выражать свою мысль. |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Прочитайте числа. Что общего у чисел? Составьте примеры на сложение и вычитание этих чисел. Кто может сказать, чем мы будем заниматься на уроке? | Организует подводящий к теме диалог. | Выявляют сходство, делают обобщение, составляют примеры, формулируют тему и задачи урока. | Фронт. | Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
3. | Вывод правила сложения смешанных чисел. | Учитель записывает пример, на примере показывает, как складывают смешанные числа: | Показывает на примере, как складывают смешанные числа. Направляет детей к выводу общего правила для сложения смешанных чисел. | Формулирую правило сложения смешанных чисел. | Фронт. | Умение ориентироваться в своей системе знаний. Умение самим сформулировать необходимое правило. Умение точно и последовательно выражать свою мысль. |
4. | Первичное закрепление в знакомой ситуации. | Работа у доски 1) 4 + 2 2)10 + 3 3)12 + 4) 12 +8 5)7 +4 6) 13 +7 Последние два примера – постановка новой проблемы, когда дробная часть – неправильная дробь. Совместный поиск выхода из положения, формулировка продолжения правила сложения смешанных чисел, когда дробная часть суммы – неправильная дробь. Работа по учебнику. №1117. (примеры на сложение). Решают самостоятельно, с последующей проверкой друг у друга. | Направляет и координирует деятельность учащихся, корректирует ответы. Контролирует работу учащихся, оказывает помощь слабым ученикам. Организует проверку. Направляет и координирует деятельность учащихся, корректирует ответы. Организует проверку. | Самостоятельно формулируют продолжения правила сложения смешанных чисел, когда дробная часть суммы – неправильная дробь. Самостоятельно решают примеры. Объясняют решение примеров, вызвавших затруднение. | Фронт. Самост. Фронт. Парная . | Совершенствование умения осуществлять сравнение и классификацию, выявлять объект, неподходящий под данное правило. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Оценка правильности выполнения своих действий по образцу на доске. Умение применять приобретённые знания и умения в изменённой ситуации. |
5 | Физкультминутка. | Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.) Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.) Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.) Пять — руками помахать. (Движения руками.) Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.) | Показывает движения. | Выполняют движения. | | Эмоциональная и физическая разгрузка учащихся. |
6. | Применение знаний и умений в новой ситуации. | Решение задач Беседа о мультфильмах, о их роли в воспитании детей 1. Пятачок принес для Винни два бочонка с медом. Масса одного бочонка 5 кг и он легче второго на 1 кг. Сколько меда было в двух бочонках? 2. Длина удава 10 м и он короче своей бабушки на 2 м. Какова длина удава и его бабушки вместе? Решение уравнений В каких заданиях еще мы можем встретить сложение и вычитание смешанных дробей? Решить 1 уравнение, сами решите, из какой группы: На«4» На «5» х – 6 = 3 (х – 1 ) - 3 = 4 у – 5 = 3 (х – 2 ) – 4 = 1 х – 4 = 10 -Оцените свою работу. | Задаёт вопросы, стараясь выявить, какие мультфильмы предпочитают смотреть учащиеся, проводит воспитательную беседу. Проводит разбор задач. Организует проверку. Предлагает одинаковые карточки с уравнениями. Контролирует работу учащихся. Организует проверку. | Отвечают на вопросы, слушают. Анализируют задачи, выполняют краткую запись, самостоятельно решают. Выбирают уравнение по уровню сложности и решают его. | Фронт. Самост. Самост. | Воспитание культуры отношений, дружбы, взаимопомощи, уважения к старшим на примере отечественных мультфильмов. Умение применять приобретённые знания при решении задач. Умение создавать схемы для решения задач. Умение отображать в речи содержание совершаемых действий. Умение осуществлять самостоятельный выбор и принимать решение. Умение применять приобретённые знания при решении уравнений. Развитие самооценки. |
7. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | №1136(только на сложение), №1141. | Выясняет, все ли могут справиться с предложенными заданиями. Даёт комментарий к домашнему заданию. | Записывают задание в дневники. | | |
8. | Рефлексия | - В каких математических упражнениях встречаются сложение и вычитание смешанных чисел? Какие из них вам показались наиболее сложными? Поставить на полях тетради !, если вы легко справились со всеми заданиями; ? – сомневаетесь. Подвести итог. | Задаёт вопросы, комментируя, выставляет оценки за урок. | Оценивают свои знания. | Фронт. | Умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. |