Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
Лобановская средняя школа
Гапонович И.И.
учитель начальных классов
Тема: Сложение и вычитание десятков.
Цели: способствовать актуализации и закреплению полученных знаний сложения и вычитания десятков;
Задачи:
1.Закрепить знания названия и последовательности полных десятков; уметь выполнять арифметические вычисления с полными десятками при решении выражений и задач;
2.Развивать навык устного счета, математического мышления, речи, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую деятельность;
3.Воспитывать культуру поведения , чувство взаимовыручки, самостоятельность, прививать любовь и интерес к математике.
Тип: Закрепление изученного материала.
Методы: частично-поисковый, дидуктивный, наглядный, словесный, поощрение.
Оборудование: герои сказки «Колобок», маршрутный лист, разноуровневые карточки, карточки с заданиями, ребусы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- А ну-ка, дети встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд?
Занимай свои места.
Математика сложна,
Но скажу с почтеньем я:
-Математика нужна
Всем без исключения.
2. Игровой момент.
-Сегодня мы проведем необычный урок. Предлагаю отправиться в путешествие. Нам с вами в путешествие понадобятся все знания, которые вы получили по разделу «Десяток». Нас ждет много приключений и трудностей. В путешествие мы с вами отправимся вместе со сказочным героем. А вот с кем? Вам сейчас нужно отгадать
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Говорливый, простодушный
И румяный …(Колобок)
-Готовы к путешествию?! Итак!
3. Постановка темы урока.
-Жили-были старик со старухой. Вот говорит старик старухе:
-Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Скучно стало Колобку на подоконнике и придумал он задание:
Продолжи ряд.(на карточках)
10 20 30 40 … … …
90 80 70 60 … … …
-Какие числа мы с вами вставили?
- В каком порядке они расположены?
4. Математический диктант.
1. Колобок полежал да и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол , по полу к двери, прыг через порог- да на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота дальше и дальше. Катится Колобок по дороге мимо деревьев разных, необычных и видит. Растут 4 березы. На каждой по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой- по 4 яблока. Сколько всего яблок можно насчитать? (Ни одного: на березе яблоки не растут).
- Это была шуточная задачка колобка
Покатился Колобок по лесной тропинке, и начал считать все, что ему встречалось на пути:
А) 7 березок и 3 осинки, сколько в сумме деревцев?
Б) 9 подберезовиков и на 4 меньше подосиновиков?
В) встретил 6 бабочек и увеличил их на 2.
Г) сорвал 10 ягод, а съел только 3, сколько осталось?
Д) нарвал букет из 5 васильков и 4 ромашек.
Е) запишите число в котором 3 десятка
Ж) 6 десятков это сколько?
Сверьте свои ответы с ответами на доске
( за правильные ответы бабочка)
5. Сравнение числовых и буквенных выражений, решение уравнений.
Повстречался колобку заяц
И говорит : «Колобок, Колобок, я тебя съем!»
- Не ешь меня, заяц, мы с ребятами выполним любое твое задание.
- Прочитай те выражения:
А+6; 3+4; 10-6: 10+50; у-20; 40+а=80; 11+а; 70-х=40; х-30=60
На какие группы можно разбить выражения?
А+6 3+4 40+а=80 у-20 10-6 70-х=40
11+а 10+50 х-30=60
- Что называется уравнением?
- Как решить уравнение?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как найти вычитаемое?
- Как найти уменьшаемое?
- Решим уравнения по рядам.
- Молодцы! Выполнили задание зайки, а Колобок покатился дальше по лесной тропинке, только заяц его и видел.
6. Решение задач
Катится Колобок, а навстречу ему … Кто?
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный? (Волк).
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, мы с ребятами выполним твое задание!
Хочу посмотреть, как ребята решают задачи
( карточку читает ученик)
Задача
Колобок до встречи с зайцем прошел 9 метров, а до встречи с волком прошел на 2 метров меньше. Сколько метров прошел Колобок до встречи с волком?
( 1 ученик оформляет задачу у доски
До зайца – 9 м.
До волка -7, на 2 м. меньше
9-2=7(м)
Ответ: 7 метров.
- Почему задачу решали действием вычитания?
Составьте устно обратную задачу.
Выполнили задание волка. Покатился по дорожке Колобок, только волк его и видел.
7. Физкультминутка. Катится Колобок, а навстречу ему – кто?
Он всю зиму проспал, А проснувшись,
Лапу бурую сосал, Стал реветь…
- Кто же это? – Медведь.
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, я любое задание выполню
Мишка очень любит малину поэтому его задание, кто больше соберет малины?
(устное решение примеров на ягодках)
И еще одно задание от мишки
- Найдите числа в словах
(Сорока, семья, стол, стриж, пятница)
8. Работа в парах.
- И опять покатился – только медведь его и видел! Катится Колобок, навстречу ему кто?
Хоть он от Дедушки ушел, А сейчас мне на зубок
И от Бабушки ушел Угодит наш Колобок!
- Подожди, подожди, лиса, не ешь нашего Колобка. Мы с ребятами любое твое желание выполним.
- Измерьте весь путь, который Колобок проделал от дома, на что похожа дорожка колобка?
(на ломаную)
Как найти длину ломаной линии?
(длина ломаной равна сумме длин ее звеньев)
Работа в парах
- Вычислите длину ломаной и запишите результат.
- Молодцы, и с этим заданием справились.
На партах у вас лежат карточки разного цвета, выберите себе под силу карточку и решите ее.
СПАСЛИ КОЛОБКА! Вот и подходит к концу наше путешествие. Давайте вспомним, какие задачи мы ставили вначале урока! Легко ли работать вместе?
9. Итог урока.
- Какое задание понравилось больше всего? С какими трудностями встретился Колобок? Что вы сделали, чтобы помочь ему?
У вас на партах лежат колобки, если вам понравился наш урок- то нарисуйте улыбку и покажите нашит гостям.
10.Рефлексия