Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненного предложения и знаки препинания в нем.»
Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненного предложения и знаки препинания в нем.
Цели урока :
- - расширить знания о СПП, познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и знаками препинания в них;
- - находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи.
Предложения
Сложные
Простые
Союзные
Бессоюзные
Сложноподчинённые
Сложносочинённые
Части соединены
интонацией и
сочинительными
союзами
Части соединены
интонацией и
подчинительными
союзами или союзными
словами
Определите вид предложения
О матерях можно рассказывать бесконечно.
[ ]. ПП.
Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.
[ ],[ ]. БСП.
В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной.
[ ], и [ ]. ССП
Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
[ ], (чья…). СПП
Сложноподчинённое предложение
Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
?
[ ] , (чья…).
Сложноподчиненное предложение –
- сложное предложение, в котором одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами;
- состоит из главного и придаточного предложений;
- придаточное предложение может относиться к
- определённому (опорному) слову или словосочетанию,
- к грамматической основе главного,
- иногда ко всему главному предложению.
Различие союзов и союзных слов
Подчинительные союзы
простые
Союзные слова
составные
СЛОВНО
ЧТОБЫ
КОГДА
БУДТО
ПОКА
ЕСЛИ
КАК
ЧТО
и другие
ТАК КАК
ТАК ЧТО
КАК БУДТО
ПОТОМУ ЧТО
ОТТОГО ЧТО
ЛИШЬ ТОЛЬКО
С ТЕХ ПОР КАК
В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО
и другие
КОТОРЫЙ
ОТКУДА
КАКОЙ
КОГДА
КУДА
КТО
ЧТО
КАК
ГДЕ
и другие
Сравни
1. Кто может знать, что ждёт меня?
(А.С.Пушкин)
2. Я утром должен быть уверен, что с вами
днём увижусь я.
(А.С.Пушкин)
Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей
Святее вас нет ничего на свете!
Н. Рыленков
- 1. [ ], (что…). СПП (союзное слово)
- 2. [ ], (чем…). СПП (союзное слово)
- 3. [ ], и [ ], (чтоб (союз) …): [ ]! СП с разными видами связи.
Оказывается….
Выводы
1. СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной.
2. Части СПП соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
3. Союзы и союзные слова находятся в придаточной части СПП.
Пусть у всех и всегда будет мама!