Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Разработка урока по русскому языку в 9-м классе на тему: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»
Цели урока:
1. Сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать.
2. Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными ставить знаки препинания.
3. Умение составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением.
4. Повторить и систематизировать знания по теме: «Лексика».
5. Активизировать творческие способности учеников.
6. Развивать навыки работы с компьютером, тестами, словарями.
Виды подчинительной связи:
1. Соподчинение - подчинение двух или нескольких придаточных одному и тому же главному предложению
Главное предложение
Однородное соподчинение -
придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части.
Главное предложение
что
что
что
И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.)
что
что
,
,
,
что
и
Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали что они скорее всего заблудились в болоте .(Пришвин.)
что
что
и
,
Неоднородное соподчинение -
придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения.
Есть книги, которые нам известны еще до того, как мы их прочтем.
- Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид , что читает газету.
Чтобы
что
,
,
2.Последовательное подчинение -
придаточные предложения располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части сложноподчиненного предложения; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени и т.д.
- Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите».
- (В.Вересаев)
Главное предложение
как
чтобы
,
,
чтобы
как
Однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися союзами И, ИЛИ - запятая не ставится.
- Слышно было, как в саду шагал дворник как скрипела его тачка. (А.Чехов)
- Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели.(Пришвин).
И
и