СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1)  научить правильно определить тип подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;

2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в указанных видах предложений; развитие творческих способностей учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них»

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них Двадцать восьмое января. Классная работа.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них

Двадцать восьмое января.

Классная работа.

Словарная работа. А тт естат,пост а мент,гума нн ый,мирово зз рение,а кк омп а н е мент,гости н ая,коло сс аль ный,пе сс имизм,будущее,следу ю щий,про гре сс ивный,электр и фикация,э фф ектив ный,труже н ик,иде о логия.

Словарная работа.

  • А тт естат,пост а мент,гума нн ый,мирово зз рение,а кк омп а н е мент,гости н ая,коло сс аль
  • ный,пе сс имизм,будущее,следу ю щий,про
  • гре сс ивный,электр и фикация,э фф ектив
  • ный,труже н ик,иде о логия.
Девиз урока:  «Навстречу прекрасному!»  Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…  Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это- удел юных и настойчивых…  Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите!  К.Г.Паустовский

Девиз урока: «Навстречу прекрасному!»

Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…

Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это- удел юных и настойчивых…

Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите!

К.Г.Паустовский

Орфографическая разминка   Пр..озёрный береж..к,ёж(?) к..люч(?),пр..кол..ш.. брош..,пр..открыть с..ёмную крышку,пр..забавная собач..нка,пр..бывать в раздумье,пред..стория ц..вилизац..,дремл..щий ребёнок,леле..мый матерью ребенок.

Орфографическая разминка

Пр..озёрный береж..к,ёж(?) к..люч(?),пр..кол..ш.. брош..,пр..открыть с..ёмную крышку,пр..забавная собач..нка,пр..бывать в раздумье,пред..стория ц..вилизац..,дремл..щий ребёнок,леле..мый матерью ребенок.

 монолог 1.Расскажите о школьном уроке, который запомнился больше всего. Не забудьте рассказать · о чём шла речь на уроке; · как реагировали одноклассники на рассказ учителя; · что заинтересовало вас в рассказе учителя; что понравилось на уроке и запомнилось больше всего 2.Расскажите о своей школьной научной практике (проекте). Не забудьте рассказать: ·     в каком научном мероприятии Вы принимали участие; ·     какие исследования проводили; ·     что нового узнали; ·     какой опыт получили.

монолог

1.Расскажите о школьном уроке, который запомнился больше всего.

Не забудьте рассказать

· о чём шла речь на уроке;

· как реагировали одноклассники на рассказ учителя;

· что заинтересовало вас в рассказе учителя;

что понравилось на уроке и запомнилось больше всего

2.Расскажите о своей школьной научной практике (проекте).

Не забудьте рассказать:

·     в каком научном мероприятии Вы принимали участие;

·     какие исследования проводили;

·     что нового узнали;

·     какой опыт получили.

  План написания сочинения  9.3 1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение. 2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).  Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что… 3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он… 4.Заключение.

План написания сочинения 9.3

  • 1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
  • 2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).

Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…

  • 3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
  • 4.Заключение.

Типовые конструкции для аргументации   Что такое …? На мой взгляд , … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.  В данном тексте …( автор ) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … ( микровывод по первому аргументу).  В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….( микровывод по второму аргументу).  Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Типовые конструкции для аргументации

  • Что такое …? На мой взгляд , … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
  • В данном тексте …( автор ) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … ( микровывод по первому аргументу).
  • В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….( микровывод по второму аргументу).
  • Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

9.3 Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

Б. Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность - это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Мини-тест В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?  1) сув_ренный, зап_реться, р_туал  2) п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску  3) вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор  4) безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?  1) они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо  2) колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты  3) слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию  4) снежинки та_т; засе_вший поле В каком ряду все слова пишутся через дефис?  1) (Долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар  2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный  3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь  4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

Мини-тест

  • В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) сув_ренный, зап_реться, р_туал 2) п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску 3) вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор 4) безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

  • В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

1) они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо 2) колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты 3) слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию 4) снежинки та_т; засе_вший поле

  • В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (Долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар 2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный 3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь 4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

Мини-тест В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?  1) суверенный, запереться, ритуал  2) пессимизм, уберечь, навевать тоску  3) вымочить, отражение, аккомпаниатор  4) безмолвствовать, философский, бесчувственный В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?  1) они выглядят хорошо; адресующий письмо  2) колышущиеся флаги; они часто ходят на концерты  3 ) слышащий удары; туристы закупят провизию  4) снежинки тают; засеявший поле В каком ряду все слова пишутся через дефис?  1) Долгоиграющий, пол-арбуза, шеф-повар  2) мало-помалу, кое-кто, северо-западный  3) изжелта-красный, полдома, куда-нибудь  4) всё-таки, вагоноремонтный, плодово-ягодный КЛЮЧ: 2, 3, 2

Мини-тест

  • В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) суверенный, запереться, ритуал 2) пессимизм, уберечь, навевать тоску 3) вымочить, отражение, аккомпаниатор 4) безмолвствовать, философский, бесчувственный

  • В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

1) они выглядят хорошо; адресующий письмо 2) колышущиеся флаги; они часто ходят на концерты 3 ) слышащий удары; туристы закупят провизию 4) снежинки тают; засеявший поле

  • В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) Долгоиграющий, пол-арбуза, шеф-повар 2) мало-помалу, кое-кто, северо-западный 3) изжелта-красный, полдома, куда-нибудь 4) всё-таки, вагоноремонтный, плодово-ягодный

  • КЛЮЧ: 2, 3, 2
 Проблемные вопросы. На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению? Как отличить союз от союзного слова?  Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.

Проблемные вопросы.

  • На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
  • Как отличить союз от союзного слова?
  • Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.
Схема. Группы СПП по значению СПП с придаточными определительными  СПП с придаточными изъяснительными СПП с придаточными обстоятельственными

Схема.

Группы СПП по значению

СПП с придаточными

определительными

СПП с придаточными

изъяснительными

СПП с придаточными

обстоятельственными

Алгоритм определения вида придаточного предложения 1) Нахождение грамматических  основ, разграничение главного и придаточного предложений 2) постановка вопроса от главного предложения к придаточному 3) нахождение союза/союзного  слова  в придаточном предложении 4) определение  вида  придаточного предложения с помощью вопроса и союза/союзного слова

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1) Нахождение грамматических основ, разграничение главного и придаточного предложений

2) постановка вопроса от главного предложения к придаточному

3) нахождение союза/союзного слова в придаточном предложении

4) определение вида придаточного предложения с помощью вопроса и союза/союзного слова

 Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

Основные

виды СПП

с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения    Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почётная профессия на шахте.

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почётная профессия на шахте.

СПП с придаточными причины и изъяснительным  Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.  [ ], (потому что…), (что… ).

СПП с придаточными причины и изъяснительным

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

[ ], (потому что…), (что… ).

  СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:  первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени ), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени ) и т.д. Алгоритм: Главное предложение Придаточное  предложение 1-ой степени Придаточное  предложение 2-ой степени

СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени ), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени ) и т.д.

  • Алгоритм:

Главное предложение

Придаточное

предложение

1-ой степени

Придаточное

предложение

2-ой степени

Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др. В каком случае запятая между ними ставится? Запятая ставится , если после придаточного нет ТО или ТАК
  • Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
  • Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
  • В каком случае запятая между ними ставится?
  • Запятая ставится , если после придаточного нет ТО или ТАК
Знаки препинания при стечении союзов  Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.  [ ] , (что, (если…), …)  Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.  [ ] , (что (если…), то…)

Знаки препинания при стечении союзов

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

[ ] , (что, (если…), …)

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

[ ] , (что (если…), то…)

 Гимнастика для глаз!

Гимнастика для глаз!

Расставьте знаки препинания определите тип придаточных, составьте схему предложения     Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.

Расставьте знаки препинания определите тип придаточных, составьте схему предложения

Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.

СПП с придаточными определительным и времени Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.   (Пока …), [ ], (что…).

СПП с придаточными определительным и времени

Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.

(Пока …), [ ], (что…).

СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ(неоднородным):  придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению Схема: Главное предложение Придаточное  предложение Придаточное  предложение

СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ(неоднородным): придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению

  • Схема:

Главное предложение

Придаточное

предложение

Придаточное

предложение

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте  схему предложения.     Я проснулся когда солнце ещё не встало когда природа была объята предрассветным сном.

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения.

Я проснулся когда солнце ещё не встало когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени    Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном. [ ], (когда…), (когда…).

СПП с придаточными времени

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

[ ], (когда…), (когда…).

СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:  придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными Схема Главное предложение Придаточное  предложение  Придаточное  предложение

СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными

Схема

Главное предложение

Придаточное

предложение

Придаточное

предложение

При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться:    Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.   [ ] , (когда…), (…), (…).  Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться:

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ] , (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

 Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:    Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.  Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.  Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы  Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.  Вздрогнем если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы

Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.   [ ] , (как…) и (как…). Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.  [ ] , (если…) или (…).

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

[ ] , (как…) и (как…).

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

[ ] , (если…) или (…).

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ. Схема: Виды подчинения  в сложноподчиненном  предложении  с несколькими придаточными Последовательное Параллельное (неоднородное) Однородное

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ.

  • Схема:

Виды подчинения

в сложноподчиненном

предложении

с несколькими придаточными

Последовательное

Параллельное

(неоднородное)

Однородное

Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.  1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)  2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…) 3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который) 2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

1)Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.  (Как только…), [ ], (который) 2) Хотя было поздно, в комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих.  (Хотя…), [ ], (которая…) 3) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.  (Когда…), [ ], (который…)

1)Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.

(Как только…), [ ], (который)

2) Хотя было поздно, в комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих.

(Хотя…), [ ], (которая…)

3) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

(Когда…), [ ], (который…)

Подведение итогов урока Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете? В чём различие между однородным и параллельным подчинением? Расскажите об особенностях пунктуации на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных.

Подведение итогов урока

  • Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
  • В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
  • Расскажите об особенностях пунктуации на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных.
Синквейн 1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово, понятие, выраженное именем существительным; 2 строка – два имени прилагательных; 3 строка – три глагола; 4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку; 5 строка – вывод, резюме, выраженное одним именем существительным.

Синквейн

  • 1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово, понятие, выраженное именем существительным;
  • 2 строка – два имени прилагательных;
  • 3 строка – три глагола;
  • 4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;
  • 5 строка – вывод, резюме, выраженное одним именем существительным.
Д/З : 1.Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения 1. [  ] , (как…), (как…), (как…). 2. [  ] , (когда…), (чтобы…).  3. (Когда…), [  ] , (…которого…).  4. [  ] , (что…), (которые…). 5. (Когда…), [  ] , (хотя…).  2. Составить монолог(вар.31)

Д/З : 1.Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения

1. [ ] , (как…), (как…), (как…).

2. [ ] , (когда…), (чтобы…).

3. (Когда…), [ ] , (…которого…).

4. [ ] , (что…), (которые…).

5. (Когда…), [ ] , (хотя…).

2. Составить монолог(вар.31)

Итог урока. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Итог урока.

СПАСИБО

ЗА РАБОТУ!