Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них
Двадцать восьмое января.
Классная работа.
Словарная работа.
- А тт естат,пост а мент,гума нн ый,мирово зз рение,а кк омп а н е мент,гости н ая,коло сс аль
- ный,пе сс имизм,будущее,следу ю щий,про
- гре сс ивный,электр и фикация,э фф ектив
- ный,труже н ик,иде о логия.
Девиз урока: «Навстречу прекрасному!»
Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…
Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это- удел юных и настойчивых…
Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите!
К.Г.Паустовский
Орфографическая разминка
Пр..озёрный береж..к,ёж(?) к..люч(?),пр..кол..ш.. брош..,пр..открыть с..ёмную крышку,пр..забавная собач..нка,пр..бывать в раздумье,пред..стория ц..вилизац..,дремл..щий ребёнок,леле..мый матерью ребенок.
монолог
1.Расскажите о школьном уроке, который запомнился больше всего.
Не забудьте рассказать
· о чём шла речь на уроке;
· как реагировали одноклассники на рассказ учителя;
· что заинтересовало вас в рассказе учителя;
что понравилось на уроке и запомнилось больше всего
2.Расскажите о своей школьной научной практике (проекте).
Не забудьте рассказать:
· в каком научном мероприятии Вы принимали участие;
· какие исследования проводили;
· что нового узнали;
· какой опыт получили.
План написания сочинения 9.3
- 1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
- 2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
- 3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
- 4.Заключение.
Типовые конструкции для аргументации
- Что такое …? На мой взгляд , … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
- В данном тексте …( автор ) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … ( микровывод по первому аргументу).
- В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….( микровывод по второму аргументу).
- Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).
9.3 Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
Б. Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Таким образом, мне удалось доказать, что человечность - это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.
Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»
Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.
Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.
Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.
В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.
Мини-тест
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) сув_ренный, зап_реться, р_туал 2) п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску 3) вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор 4) безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный
- В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
1) они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо 2) колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты 3) слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию 4) снежинки та_т; засе_вший поле
- В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (Долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар 2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный 3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь 4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный
Мини-тест
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) суверенный, запереться, ритуал 2) пессимизм, уберечь, навевать тоску 3) вымочить, отражение, аккомпаниатор 4) безмолвствовать, философский, бесчувственный
- В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
1) они выглядят хорошо; адресующий письмо 2) колышущиеся флаги; они часто ходят на концерты 3 ) слышащий удары; туристы закупят провизию 4) снежинки тают; засеявший поле
- В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) Долгоиграющий, пол-арбуза, шеф-повар 2) мало-помалу, кое-кто, северо-западный 3) изжелта-красный, полдома, куда-нибудь 4) всё-таки, вагоноремонтный, плодово-ягодный
Проблемные вопросы.
- На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
- Как отличить союз от союзного слова?
- Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.
Схема.
Группы СПП по значению
СПП с придаточными
определительными
СПП с придаточными
изъяснительными
СПП с придаточными
обстоятельственными
Алгоритм определения вида придаточного предложения
1) Нахождение грамматических основ, разграничение главного и придаточного предложений
2) постановка вопроса от главного предложения к придаточному
3) нахождение союза/союзного слова в придаточном предложении
4) определение вида придаточного предложения с помощью вопроса и союза/союзного слова
Основные
виды СПП
с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения
Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почётная профессия на шахте.
СПП с придаточными причины и изъяснительным
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
[ ], (потому что…), (что… ).
СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени ), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени ) и т.д.
Главное предложение
Придаточное
предложение
1-ой степени
Придаточное
предложение
2-ой степени
- Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
- Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
- В каком случае запятая между ними ставится?
- Запятая ставится , если после придаточного нет ТО или ТАК
Знаки препинания при стечении союзов
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
[ ] , (что, (если…), …)
Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.
[ ] , (что (если…), то…)
Гимнастика для глаз!
Расставьте знаки препинания определите тип придаточных, составьте схему предложения
Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.
СПП с придаточными определительным и времени
Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.
(Пока …), [ ], (что…).
СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ(неоднородным): придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению
Главное предложение
Придаточное
предложение
Придаточное
предложение
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения.
Я проснулся когда солнце ещё не встало когда природа была объята предрассветным сном.
СПП с придаточными времени
Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
[ ], (когда…), (когда…).
СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными
Схема
Главное предложение
Придаточное
предложение
Придаточное
предложение
При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться:
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ] , (когда…), (…), (…).
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы
Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
Вздрогнем если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
[ ] , (как…) и (как…).
Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
[ ] , (если…) или (…).
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ.
Виды подчинения
в сложноподчиненном
предложении
с несколькими придаточными
Последовательное
Параллельное
(неоднородное)
Однородное
Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который) 2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
1)Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.
(Как только…), [ ], (который)
2) Хотя было поздно, в комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих.
(Хотя…), [ ], (которая…)
3) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.
(Когда…), [ ], (который…)
Подведение итогов урока
- Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
- В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
- Расскажите об особенностях пунктуации на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных.
Синквейн
- 1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово, понятие, выраженное именем существительным;
- 2 строка – два имени прилагательных;
- 3 строка – три глагола;
- 4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;
- 5 строка – вывод, резюме, выраженное одним именем существительным.
Д/З : 1.Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1. [ ] , (как…), (как…), (как…).
2. [ ] , (когда…), (чтобы…).
3. (Когда…), [ ] , (…которого…).
4. [ ] , (что…), (которые…).
5. (Когда…), [ ] , (хотя…).
2. Составить монолог(вар.31)
Итог урока.
СПАСИБО
ЗА РАБОТУ!