СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока содержится материал, помогающий учащимся освоить и закрепить материал о придаточных обстоятельственных.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения»

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе .

«Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения»

Предмет - русский язык Класс - 9

Учитель: Силенко Юлия Владимировна

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

 обучающие:

•        Формирование  знаний о классификации сложноподчиненных предложений.

•        Формирование умения находить главное и придаточное предложения.

•        Формирование умения определять вид придаточного .

            развивающие:

•        Развивать логическое мышление и языковое чутье.

•        Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.

  • Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

           воспитательные:

•        Воспитывать умение работать в паре, внимательно слышать и слушать

         мнение другого человека.

Представление о результатах:

- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

-метапредметные: умение работать с информационным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание;

-предметные: умение на практике применять теоретические знания о структуре СПП; овладение навыками синтаксического разбора.






Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организация внимания уч-ся


(2мин.)

Привлечь внимание уч-ся на начало урока.

Приветствует уч-ся

Проверяет готовность рабочих мест.

Создаёт положительный эмоциональный фон.

Здравствуйте, ребята!

Давайте поприветствуем друг друга. Дайте «пять» своим партнерам .

Открываем тетради, записываем число.

Готовят рабочие места к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Включаются в деловой ритм.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.


Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

-

2. . Мотивация


(5 мин)

Убедить детей в

необходимости совершенствовать свои знания как необходимое условие успешности и характеристики современного молодого человека



Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.


Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные?

2. Определение не отвечает на вопрос чей?

3. Предложение – это синтаксическая единица?

4. Придаточные сравнительные помогают сопоставить два действия, явления или признака?

5. Союз однако – подчинительный?

6. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена?

7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

101 101 10

Выполняют предложенное задание



Отвечают на поставленный вопрос





Приходят к выводу, что необходимо уметь правильно излагать свои мысли , совершенствовать свои знания


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;



Проявление познавательной активности





Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.




Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие языкового чутья



Анализ заданий.

3. Актуализация

знаний


(5 мин.)


Повторить признаки СПП, его виды.

Прием «Отвечаем по очереди».

Работа в паре. Друг другу расскажите все, что вы знаете о СПП.Первым говорит тот участник, который сидит ближе к окну. Время 30 секунд. Затем говорит второй участник. Время вышло.

Рефлексия. -Что сообщил ваш партнер о СПП?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Задания: Списать предложения по вариантам. Расставить знаки препинания. Определить вид придаточного предложения. Начертить схемы предложений.

1 вариант

1. Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

2 вариант

1. Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

2. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

Работают в тетрадях.

Определяют соотношение простых предложений в составе сложного.

Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.

Работают в тетрадях, составляют схемы.


Сотрудничество в парах.







Вывод на основе проделанной работы


Моделирование предложений


Использование знаково-символических средств, в том числе моделирования


4. Постановка цели урока


(5 мин)

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Диктует предложение с обст-ным значением

Ставит перед фактом незнакомого придаточного

Задает вопрос:

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-Скакими придаточными обстоятельственными вы уже познакомились?.

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Говорите со мной так (как?), как вы обычно общаетесь с людьми.

2. С громким звуком, как будто что-то взорвалось, открылась дверь. С чем сравнивается звук открытой двери? Чему он подобен?

3. Он погрузился в эту историю (как?), как ныряльщик погружается в воду.

- На какие вопросы отвечают придаточные?

(Эти придаточные отвечают на вопросы как? и подобно чему?)

- Что обозначают данные придаточные?

(Придаточные сравнительные помогают сопоставить два действия, явления или признака).

- К какой части относятся данные придаточные?

(Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению).


Записывают тему урока.


Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.


Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Элементы синтаксического разбора

5. Формирование новых знаний


(7 мин.)


Работа с учебником.

Предлагает прочитать текст на стр. 114 .

Ставит цель установить соответствие с ранее изученным

Ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопрос.

Прием «Инсерт»

+ известная инфо «Знаю»

- неизвестная «Узнал»

Пересказывают текст(теоретический материал) напарнику и задают свои вопросы.


Устанавливают связь между изученной и новой информацией.


восприятие предметного содержания и условия деятельности в информационных текстах

Сопоставление с ранее полученными сведениями


восприятие и передача информации

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач


(8 мин.)

Закрепить навыки смыслового соотношения придаточного и главного предложений


Контролировать деятельности по ходу выполнения задания.













Предлагает выполнить упр. №

И составить схемы указанных предложений



ЗАДАНИЕ №1.

КОНСТУИРОВАНИЕ.

На доске записаны устойчивые обороты: как мыльный пузырь, как неприкаянный, как зеницу ока, как вкопанный, как убитый, как стрела, как подкошенный, как губка, как пёрышко, как туча, как две капли воды.

Задание: составьте предложения, используя устойчивые обороты.


Задание творческого характера.

а)Допишите предложения, используя придаточные сравнительные или сравнительные обороты.

1) Звёзды в небе мерцают, как ...

2) Снег блестит и сверкает на солнце, словно ...

3) Оделась ёлка в снежную шубу, будто ...

4) Вокруг было так тихо, как будто ...

б)Составьте сложноподчинённые предложения (сопоставляя предметы и явления), используя союз чем..., тем.

Ночь — звёзды.

Буран — опасность заблудиться.

Тренировка — результат.


ЗАДАНИЕ №2.

ГРАММАТИКО - СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

1) Опавшие листья лежат разноцветным ковром.

2) Он шёл осторожно, по-звериному.

3) Он жаждал свободы подобно птице, сидящей в клетке.

Задание: замените второстепенные члены предложения придаточными сравнительными и сравнительными оборотами, укажите их стилистическую функцию.







Работают в тетрадях.


Определяют вид придаточных.

Составляют схемы.



















Проявление самостоятельности в разных видах деятельности.








Осознание ответственности

за общее дело






Выполнение действий по заданному алгоритму.



Формирование умений ориентироваться в полученной информации.

по ходу выполнения задания.







Структура СПП

















7. Включение в систему знаний и повторение


(9 мин.)


Составление кластера.

Запишите ассоциации со словосочетанием «придаточные сравнения».

Составляют кластер

Осознание ответственности

за общее дело

Индивидуальная работа.

Сотрудничество со сверстниками


Творческая работа


Различение типов

Задание творческого характера речи

8. Рефлексия деятельности


(2 мин.)

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности





Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников

Прием «Билетик на выход»

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…


Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.


Самооценка на основе критерия успешности.


Адекватное понимание причин успеха и неуспеха




9.Домашне задание

(2 мин.)

Предложить домашнее задание разного уровня сложности.

.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

А) упр.180

б) творческое задание для более подготовленных учащихся: подобрать образные сравнения для летнего луга, первых лучей солнца, шума морских волн, поля поспевающей пшеницы, цветущих вишен.


Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.


Ответственность за благополучие окружающего пространства

Дифференцированные задания