• Формирование знаний о классификации сложноподчиненных предложений.
• Формирование умения находить главное и придаточное предложения.
• Формирование умения определять вид придаточного .
• Развивать логическое мышление и языковое чутье.
• Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
мнение другого человека.
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1. Организация внимания уч-ся (2мин.) | Привлечь внимание уч-ся на начало урока. | Приветствует уч-ся Проверяет готовность рабочих мест. Создаёт положительный эмоциональный фон. Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Дайте «пять» своим партнерам . Открываем тетради, записываем число. | Готовят рабочие места к уроку. Приветствуют учителя и друг друга. Включаются в деловой ритм. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Сотрудничество с учителем и сверстниками. | - |
2. . Мотивация (5 мин) | Убедить детей в необходимости совершенствовать свои знания как необходимое условие успешности и характеристики современного молодого человека Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели | Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Цифровой диктант Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках". Верно ли утверждение, что: 1. Союзы что, если, где – подчинительные? 2. Определение не отвечает на вопрос чей? 3. Предложение – это синтаксическая единица? 4. Придаточные сравнительные помогают сопоставить два действия, явления или признака? 5. Союз однако – подчинительный? 6. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена? 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? 101 101 10 | Выполняют предложенное задание Отвечают на поставленный вопрос Приходят к выводу, что необходимо уметь правильно излагать свои мысли , совершенствовать свои знания | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Проявление познавательной активности | Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие языкового чутья | Анализ заданий. |
3. Актуализация знаний (5 мин.) | Повторить признаки СПП, его виды. | Прием «Отвечаем по очереди». Работа в паре. Друг другу расскажите все, что вы знаете о СПП.Первым говорит тот участник, который сидит ближе к окну. Время 30 секунд. Затем говорит второй участник. Время вышло. Рефлексия. -Что сообщил ваш партнер о СПП? САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Задания: Списать предложения по вариантам. Расставить знаки препинания. Определить вид придаточного предложения. Начертить схемы предложений. 1 вариант 1. Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. 2. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. 2 вариант 1. Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. 2. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. | Работают в тетрадях. Определяют соотношение простых предложений в составе сложного. Производят взаимопроверку в парах, делают вывод. Работают в тетрадях, составляют схемы. | Сотрудничество в парах. | Вывод на основе проделанной работы Моделирование предложений | Использование знаково-символических средств, в том числе моделирования |
4. Постановка цели урока (5 мин) | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Диктует предложение с обст-ным значением Ставит перед фактом незнакомого придаточного Задает вопрос: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. -Скакими придаточными обстоятельственными вы уже познакомились?. РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. Говорите со мной так (как?), как вы обычно общаетесь с людьми. 2. С громким звуком, как будто что-то взорвалось, открылась дверь. С чем сравнивается звук открытой двери? Чему он подобен? 3. Он погрузился в эту историю (как?), как ныряльщик погружается в воду. - На какие вопросы отвечают придаточные? (Эти придаточные отвечают на вопросы как? и подобно чему?) - Что обозначают данные придаточные? (Придаточные сравнительные помогают сопоставить два действия, явления или признака). - К какой части относятся данные придаточные? (Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению). | Записывают тему урока. | | Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Элементы синтаксического разбора |
5. Формирование новых знаний (7 мин.) | | Работа с учебником. Предлагает прочитать текст на стр. 114 . Ставит цель установить соответствие с ранее изученным Ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопрос. Прием «Инсерт» + известная инфо «Знаю» - неизвестная «Узнал» | Пересказывают текст(теоретический материал) напарнику и задают свои вопросы. Устанавливают связь между изученной и новой информацией. | | восприятие предметного содержания и условия деятельности в информационных текстах | Сопоставление с ранее полученными сведениями восприятие и передача информации |
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (8 мин.) | Закрепить навыки смыслового соотношения придаточного и главного предложений Контролировать деятельности по ходу выполнения задания. | Предлагает выполнить упр. № И составить схемы указанных предложений ЗАДАНИЕ №1. КОНСТУИРОВАНИЕ. На доске записаны устойчивые обороты: как мыльный пузырь, как неприкаянный, как зеницу ока, как вкопанный, как убитый, как стрела, как подкошенный, как губка, как пёрышко, как туча, как две капли воды. Задание: составьте предложения, используя устойчивые обороты. Задание творческого характера. а)Допишите предложения, используя придаточные сравнительные или сравнительные обороты. 1) Звёзды в небе мерцают, как ... 2) Снег блестит и сверкает на солнце, словно ... 3) Оделась ёлка в снежную шубу, будто ... 4) Вокруг было так тихо, как будто ... б)Составьте сложноподчинённые предложения (сопоставляя предметы и явления), используя союз чем..., тем. Ночь — звёзды. Буран — опасность заблудиться. Тренировка — результат. ЗАДАНИЕ №2. ГРАММАТИКО - СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА. 1) Опавшие листья лежат разноцветным ковром. 2) Он шёл осторожно, по-звериному. 3) Он жаждал свободы подобно птице, сидящей в клетке. Задание: замените второстепенные члены предложения придаточными сравнительными и сравнительными оборотами, укажите их стилистическую функцию. | Работают в тетрадях. Определяют вид придаточных. Составляют схемы. | Проявление самостоятельности в разных видах деятельности. Осознание ответственности за общее дело
| Выполнение действий по заданному алгоритму. Формирование умений ориентироваться в полученной информации. по ходу выполнения задания.
| Структура СПП |
7. Включение в систему знаний и повторение (9 мин.) | | Составление кластера. Запишите ассоциации со словосочетанием «придаточные сравнения». | Составляют кластер | Осознание ответственности за общее дело Индивидуальная работа. | Сотрудничество со сверстниками Творческая работа | Различение типов Задание творческого характера речи |
8. Рефлексия деятельности (2 мин.) | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников Прием «Билетик на выход» | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха | | |
9.Домашне задание (2 мин.) | Предложить домашнее задание разного уровня сложности. . | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. А) упр.180 б) творческое задание для более подготовленных учащихся: подобрать образные сравнения для летнего луга, первых лучей солнца, шума морских волн, поля поспевающей пшеницы, цветущих вишен. | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | | Ответственность за благополучие окружающего пространства | Дифференцированные задания |