СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сложные предложения с разными видами связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи, выявление лексического значения слов, проверка орфографических и пунктуационных навыков.

Просмотр содержимого документа
«"Сложные предложения с разными видами связи"»

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи

Орфографическая пятиминутка Списать с доски слова, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму «Не с разными частями речи»: (не)лепый ответ, примеры (не)решены, вовсе (не)красиво, (не)высокое здание, (не) замеченный соседом, (не) замеченная ошибка) (не)кто в красном, (не)зная броду.

Орфографическая пятиминутка

Списать с доски слова, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму «Не с разными частями речи»:

(не)лепый ответ, примеры (не)решены, вовсе (не)красиво, (не)высокое здание, (не) замеченный соседом, (не) замеченная ошибка) (не)кто в красном, (не)зная броду.

Синтаксический разбор предложения  Но тикают часы, весна сменяет  Одна другую, розовеет небо,  Меняются названья городов,  И нет уже свидетелей событий,  И не с кем плакать,  Не с кем вспоминать. А. Ахматова

Синтаксический разбор предложения

Но тикают часы, весна сменяет

Одна другую, розовеет небо,

Меняются названья городов,

И нет уже свидетелей событий,

И не с кем плакать,

Не с кем вспоминать.

А. Ахматова

Вопросы для повторения 1.     Какие предложения мы называем сложными? 2.     На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от средства связи между частями? 3.     Какие предложения называются сложносочиненными? Какие сложноподчиненными? 4.     Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях? 5.     Какие сложные предложения называются бессоюзными?  6.     Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

Вопросы для повторения

1.     Какие предложения мы называем сложными?

2.     На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от средства связи между частями?

3.     Какие предложения называются сложносочиненными? Какие сложноподчиненными?

4.     Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?

5.     Какие сложные предложения называются бессоюзными?

6.     Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

Практикум 1. На доске дан текст. Прочитайте его, озаглавьте, определите тему текста, стиль и тип речи (устно). Рядом с предложением поставить номер той схемы, которая относится к данному предложению. Устно: определить вид синтаксической связи в сложных предложениях. 1 – подчинительная связь 2 – бессоюзная связь 3 - сочинительная 4 – бессоюзная

Практикум

1. На доске дан текст. Прочитайте его, озаглавьте, определите тему текста, стиль и тип речи (устно). Рядом с предложением поставить номер той схемы, которая относится к данному предложению. Устно: определить вид синтаксической связи в сложных предложениях.

1 – подчинительная связь

2 – бессоюзная связь

3 - сочинительная

4 – бессоюзная

 Тундра Кольского полуострова 1. Тундра Кольского полуострова – это горы или возвышенности, которые заросли ягельником или кустарником. 2. В данной местности ветер дует почти постоянно, он разрушает кору деревьев. 3. Во второй половине мая тундра расцветает, и природа оживает. 4. Мы видим: тянутся к небу зелёные ростки. 5. Летом тундра красива серебристыми коврами ягельников и водопадами: на Кольском полуострове нет ни одной крупной реки, на которой не шумел бы падун.   Падун – паденье реки, низверженье водопада. Ягель – олений мох беловатого цвета высотой до15 см. Олени находят его даже пол снегом. Словарь В.И.Даля.

Тундра Кольского полуострова

1. Тундра Кольского полуострова – это горы или возвышенности, которые заросли ягельником или кустарником. 2. В данной местности ветер дует почти постоянно, он разрушает кору деревьев.

3. Во второй половине мая тундра расцветает, и природа оживает.

4. Мы видим: тянутся к небу зелёные ростки.

5. Летом тундра красива серебристыми коврами ягельников и водопадами: на Кольском полуострове нет ни одной крупной реки, на которой не шумел бы падун.

 

Падун – паденье реки, низверженье водопада. Ягель – олений мох беловатого цвета высотой до15 см. Олени находят его даже пол снегом.

Словарь В.И.Даля.

2. Составить схему на доске, определить виды связи 1) Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит душу, которая наполняется счастьем.  2) Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом можно найти лесные цветы.  3) Когда рассвело, туман ещё не рассеялся; он был так густ, что в пяти метрах силуэт человека исчезал.

2. Составить схему на доске, определить виды связи

1) Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит душу, которая наполняется счастьем.

2) Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом можно найти лесные цветы.

3) Когда рассвело, туман ещё не рассеялся; он был так густ, что в пяти метрах силуэт человека исчезал.

3. Списывание 1)Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и дедушка начал читать им наставление о том, что нельзя класть палец щуке в рот.  2) Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку  3)Еще и холоден и сыр февральский воздух но над садом уж смотрит небо ясным взглядом и молодеет Божий мир..  4) Древние говорили: надо стараться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде!

3. Списывание

1)Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и дедушка начал читать им наставление о том, что нельзя класть палец щуке в рот.

2) Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку

3)Еще и холоден и сыр февральский воздух но над садом уж смотрит небо ясным взглядом и молодеет Божий мир..

4) Древние говорили: надо стараться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде!

5) Нам нужны экономия и расчёт, но не будем экономны, когда речь идёт о чуткости и внимании друг к другу.  6) Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:  Оно вам не поможет вновь,  И вы не смоете всей вашей черной кровью  Поэта праведную кровь  7) Со всех сторон охватывает лес разноцветное бездымное пламя, и горят трепетным оранжевым огнем клены, которые столпились на пригорке.

5) Нам нужны экономия и расчёт, но не будем экономны, когда речь идёт о чуткости и внимании друг к другу.

6) Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь

7) Со всех сторон охватывает лес разноцветное бездымное пламя, и горят трепетным оранжевым огнем клены, которые столпились на пригорке.

Домашнее задание Выписать из любых художественных произведений 5 сложных предложений с различными видами связи.

Домашнее задание

Выписать из любых художественных произведений 5 сложных предложений с различными видами связи.