СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Случай из практики, или Рефлексия одной встречи

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

... "Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бъется разум"

К.Гюстав Юнг

Просмотр содержимого документа
«Случай из практики, или Рефлексия одной встречи»

Случай из практики


"Часто руки знают, как распутать то,

 над чем тщетно бьется разум" 

К.Густав Юнг


Однажды ко мне в кабинет зашла классный руководитель 10 класса. Она была очень задумчива. Даже немного опечалена. Пригласив её присесть, я спросила: «Что-то случилось?». «Не знаю ещё» - сказала она. Мы немного помолчали. Затем моя посетительница, робко покосившись на висевшие на стене напротив часы, сказала, что не знает как быть. В её классе учится девочка. Она очень умна, всегда задает вопросы, на которые учитель может ответить не сразу, но не потому, что не знает как, а потому, что ответ для ребенка (хоть уже и десятиклассницы) может быть очень не легок – жизненного опыта ещё маловато… И не ответить нельзя. Ещё 20 пар ушей, столько же глаз смотрят на учителя, выжидают, что тот ответит. Но дело в том, что наряду с таким интеллектуальным развитием девочка нередко лжет, и родителям в том числе. Может пропускать уроки, не готовиться вообще. Как быть?

А дело в том, что, работая практическим психологом в лицее, я занимаюсь психологическим сопровождением образовательного процесса только с несколькими классами. И данный класс, в том числе, находится под моим патронажем. Данных различных всесторонних исследований класса у меня достаточно. Но выходит, что реальная динамика взросления и невысокая социальная ответственность ребенка в данном случае оставляют желать лучшего и требуют вмешательства.

Решили провести работу, начав со скрытого тренинга.

Оля (назовем так нашу героиню) была в этот день на занятиях. Она была весела, то и дело кружилась вокруг стайки девчонок. Чувствовалось, что она чем-то очень взволнована. Я, обрадованная случаем разделить эту радость, подошла к девочкам и поинтересовалась, как проходят занятия, как их успехи, обратилась и к Оле, спросив, чем она так взволнована.

– День сегодня хороший, просто очень замечательный… - понятного было мало. Только то, что что-то действительно произошло хорошее.

– Поделись своим счастьем, пусть оно удвоится - попросила я.

– Как это? - спросила девочка.

– Нарисуй его – сказала я.

– Сейчас? Рисовать я умею, только красок и карандашей у меня с собой нет» - сказала Оля.

– День сегодня необычный. И инструмент пусть будет тоже необычный. Можешь нарисовать картину песком? - спросила я? – Я не знаю, никогда не пробовала рисовать песком» - сказала девочка – «Можно попробовать».

Мы пошли в кабинет, где стояла «песочница». Рядом был шкаф с игрушками для работы в песочнице. Оля внимательно его оглядела. Игрушки были разные. Маленькие и побольше, стеклянные, деревянные, пластмассовые и т.д. Они были разноцветные. Многие из этих игрушек были принесены и подарены в кабинет нашими ребятами, но Оля в кабинете коррекционно-развивающей работы ни разу не была, о песочной терапии ничего не слышала, поэтому рассказ о песочной терапии восприняла с большим интересом и готовностью.

– А можно я сама сделаю вам игрушки? Из глины? У вас таких нет.

– «Хорошо» - сказала я – ты можешь сказать, какие это будут игрушки? Оля кивнула головой.

– Я сделаю такие, из которых буду строить свою жизнь! Ваши мне не нравятся.

Готовность, с которой Оля согласилась работать с психологом, немного насторожила. Я же не подавала виду, что складывающаяся ситуация была мне просто необходима. Подросток не должен был заподозрить подтекст во всем происходящем.

Впереди были ещё уроки, поэтому я предложила ей чай (все знают, что в кабинете психолога самый вкусный чай в лицее). Мы уселись на диванчике, и я попросила девочку поделиться своей радостью.

– У меня сегодня свидание. Мне его только что назначили…, сразу после занятий. За мной зайдет… (тут она замялась) и я закончила фразу «Прекрасный рыцарь». Оля сверкнула озорными глазами: «Только я должна сказать маме, что у меня дополнительные уроки, а то она меня не отпустит. В последнее время она все чего-то высматривает, подслушивает, даже роется в моем рюкзаке. Меня это просто бесит!».

– Просто мама любит тебя, ей хочется, чтобы ты была самой счастливой доченькой. А ты говорила маме о своем молодом человеке?

– Нет, мне кажется, что она все равно не поймет и будет следить ещё больше.

– Ты знаешь, Оля, как часто человек заблуждается, присвоив другому свои мысли или чувства. Чтобы знать наверняка, надо его просто спросить. Давай договоримся, что сегодня ты не будешь обманывать, а честно скажешь о причине задержки. Но ты должна быть готова к тому, что мама даст тебе определенное время, если ты его нарушишь, мама будет огорчена и больше этого не разрешит сразу после занятий. Может быть, позволит только в выходные. Ты должна подумать и решить, как быть. И не обмануть маминого доверия. А фигурки, которые ты хочешь сделать, для чего тебе нужны?

– Я построю свою жизнь! Сама! Такой, как хочу!

Послесловие: …пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребёнком», Юнг пишет: "Доминанта ребёнка — это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. …"Ребенок" прокладывает путь к будущему преображению личности".