Случай из практики
"Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум"
К.Густав Юнг
Однажды ко мне в кабинет зашла классный руководитель 10 класса. Она была очень задумчива. Даже немного опечалена. Пригласив её присесть, я спросила: «Что-то случилось?». «Не знаю ещё» - сказала она. Мы немного помолчали. Затем моя посетительница, робко покосившись на висевшие на стене напротив часы, сказала, что не знает как быть. В её классе учится девочка. Она очень умна, всегда задает вопросы, на которые учитель может ответить не сразу, но не потому, что не знает как, а потому, что ответ для ребенка (хоть уже и десятиклассницы) может быть очень не легок – жизненного опыта ещё маловато… И не ответить нельзя. Ещё 20 пар ушей, столько же глаз смотрят на учителя, выжидают, что тот ответит. Но дело в том, что наряду с таким интеллектуальным развитием девочка нередко лжет, и родителям в том числе. Может пропускать уроки, не готовиться вообще. Как быть?
А дело в том, что, работая практическим психологом в лицее, я занимаюсь психологическим сопровождением образовательного процесса только с несколькими классами. И данный класс, в том числе, находится под моим патронажем. Данных различных всесторонних исследований класса у меня достаточно. Но выходит, что реальная динамика взросления и невысокая социальная ответственность ребенка в данном случае оставляют желать лучшего и требуют вмешательства.
Решили провести работу, начав со скрытого тренинга.
Оля (назовем так нашу героиню) была в этот день на занятиях. Она была весела, то и дело кружилась вокруг стайки девчонок. Чувствовалось, что она чем-то очень взволнована. Я, обрадованная случаем разделить эту радость, подошла к девочкам и поинтересовалась, как проходят занятия, как их успехи, обратилась и к Оле, спросив, чем она так взволнована.
– День сегодня хороший, просто очень замечательный… - понятного было мало. Только то, что что-то действительно произошло хорошее.
– Поделись своим счастьем, пусть оно удвоится - попросила я.
– Как это? - спросила девочка.
– Нарисуй его – сказала я.
– Сейчас? Рисовать я умею, только красок и карандашей у меня с собой нет» - сказала Оля.
– День сегодня необычный. И инструмент пусть будет тоже необычный. Можешь нарисовать картину песком? - спросила я? – Я не знаю, никогда не пробовала рисовать песком» - сказала девочка – «Можно попробовать».
Мы пошли в кабинет, где стояла «песочница». Рядом был шкаф с игрушками для работы в песочнице. Оля внимательно его оглядела. Игрушки были разные. Маленькие и побольше, стеклянные, деревянные, пластмассовые и т.д. Они были разноцветные. Многие из этих игрушек были принесены и подарены в кабинет нашими ребятами, но Оля в кабинете коррекционно-развивающей работы ни разу не была, о песочной терапии ничего не слышала, поэтому рассказ о песочной терапии восприняла с большим интересом и готовностью.
– А можно я сама сделаю вам игрушки? Из глины? У вас таких нет.
– «Хорошо» - сказала я – ты можешь сказать, какие это будут игрушки? Оля кивнула головой.
– Я сделаю такие, из которых буду строить свою жизнь! Ваши мне не нравятся.
Готовность, с которой Оля согласилась работать с психологом, немного насторожила. Я же не подавала виду, что складывающаяся ситуация была мне просто необходима. Подросток не должен был заподозрить подтекст во всем происходящем.
Впереди были ещё уроки, поэтому я предложила ей чай (все знают, что в кабинете психолога самый вкусный чай в лицее). Мы уселись на диванчике, и я попросила девочку поделиться своей радостью.
– У меня сегодня свидание. Мне его только что назначили…, сразу после занятий. За мной зайдет… (тут она замялась) и я закончила фразу «Прекрасный рыцарь». Оля сверкнула озорными глазами: «Только я должна сказать маме, что у меня дополнительные уроки, а то она меня не отпустит. В последнее время она все чего-то высматривает, подслушивает, даже роется в моем рюкзаке. Меня это просто бесит!».
– Просто мама любит тебя, ей хочется, чтобы ты была самой счастливой доченькой. А ты говорила маме о своем молодом человеке?
– Нет, мне кажется, что она все равно не поймет и будет следить ещё больше.
– Ты знаешь, Оля, как часто человек заблуждается, присвоив другому свои мысли или чувства. Чтобы знать наверняка, надо его просто спросить. Давай договоримся, что сегодня ты не будешь обманывать, а честно скажешь о причине задержки. Но ты должна быть готова к тому, что мама даст тебе определенное время, если ты его нарушишь, мама будет огорчена и больше этого не разрешит сразу после занятий. Может быть, позволит только в выходные. Ты должна подумать и решить, как быть. И не обмануть маминого доверия. А фигурки, которые ты хочешь сделать, для чего тебе нужны?
– Я построю свою жизнь! Сама! Такой, как хочу!
Послесловие: …пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребёнком», Юнг пишет: "Доминанта ребёнка — это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. …"Ребенок" прокладывает путь к будущему преображению личности".