СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Служба охраны труда. Положение о службе, основные задачи, функциональные обязанности и права

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Служба охраны труда. Положение о службе, основные задачи, функциональные обязанности и права. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия, порядок создания, обязанности и права комиссии. Обучение по вопросам охраны труда, временное положение об обучении, которое устанавливает порядок и виды обучения и инструктажей, формы проверки знаний по вопросам охраны труда работников и должностных лиц.

Просмотр содержимого документа
«Служба охраны труда. Положение о службе, основные задачи, функциональные обязанности и права»

Служба охраны труда. Положение о службе, основные задачи, функциональные обязанности и права


Служба охраны труда. Положение о службе, основные задачи, функциональные обязанности и права. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия, порядок создания, обязанности и права комиссии.

Обучение по вопросам охраны труда, временное положение об обучении, которое устанавливает порядок и виды обучения и инструктажей, формы проверки знаний по вопросам охраны труда работников и должностных лиц.

Перечень работ повышенной опасности. Перечень таких работ, где есть потребность в профессиональном отборе.

Финансирование охраны труда работодателем. Другие источники финансирования охраны труда. Перечень мероприятий и средств по охране труда, осуществление и приобретение которых включаются в валовые затраты юридического или физического лица, которое в соответствии с законодательством, использует наемный труд.

Ответственность руководителя субъекта хозяйствования за нарушение требований законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда и промышленной безопасности.

Информация и отчетность о состоянии охраны труда. Добровольные объединения граждан по охране труда.

Стимулирование охраны труда. Поощрения работников за активное участие в работе по созданию безопасных и безвредных условий труда.

Создание службы охраны труда на предприятии, ее основные задачи и функции


На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться службы охраны труда.

  • состоит из представителей работодателя и профессионального союза, а также уполномоченного наемными работниками лица, специалистов по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия в соответствии с Типовым положением, утвержденным Приказом Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 28 августа 2015 г. № 358. Подчиняется служба охраны труда непосредственно работодателю.

  • На основании Типового положения, с учетом специфики производства, видов деятельности, количества работников, условий работы и других факторов работодатель разрабатывает Положение о службе охраны труда соответствующего предприятия.

  • Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб.

Основными задачами Комиссии являются:

  • - защита законных прав и интересов работников в области охраны труда;

  • - участие в проверке знаний работников по вопросам охраны труда;

  • - подготовка на основе анализа состояния безопасности и условий труда на производстве рекомендаций работодателю и работникам по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, практической реализации принципов государственной политики в области охраны труда на предприятии;

  • - согласование через двусторонние консультации позиций сторон в решении практических вопросов в области охраны труда для обеспечения сочетания интересов работодателя и трудового коллектива, каждого работника, предотвращение конфликтных ситуаций на предприятии;

  • - разработка предложений по включению в коллективный договор наиболее важных вопросов по охране труда, определения достаточных ассигнований на Комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда и эффективный контроль за целевым расходованием этих средств;

  • - защита прав и интересов потерпевших работников при рассмотрении вопросов по назначению им страховых выплат по общеобязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • - предоставление дополнительных льгот и компенсаций за счет работодателя в соответствии положения коллективного договора.

Для выполнения предусмотренных законодательством задач органы охраны труда на предприятии:

  • - разрабатывают совместно с другими подразделениями комплексные мероприятия, планы работы, программы по улучшению условий труда, недопущению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • - готовят проекты приказов по вопросам охраны труда и вносят их на рассмотрение работодателю;

  • проводят проверки соблюдения работниками нормативно-правовых актов по охране труда;

  • - составляют отчетность по охране труда;

  • - проводят с работниками инструктажи по охране труда;

  • - ведут учет и анализируют причины производственного травматизма;

  • - обеспечивают надлежащее оформление и хранение документации по вопросам охраны труда, а также своевременную передачу  ее в архив для длительного хранения;

  • - составляют при участии руководителей подразделений предприятия перечни профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране (безопасности) труда,  оказывают помощь при их разработке;

  • - информируют работников об основных требованиях законов, других нормативно-правовых актов и актов по охране труда, действующих в пределах предприятия.

  • Кроме того, к функциям служб и специалистов по охране труда относится рассмотрение      вопросов о подтверждении наличия опасной производственной ситуации, которая стала причиной отказа работника от выполнения порученной работы, писем, заявлений, жалоб работников предприятия, касающихся вопросов соблюдения законодательства об охране труда.

  • Служба охраны труда на предприятии должна обеспечить подразделения нормативно-правовыми актами по охране труда, действующими в пределах предприятия, пособиями, учебными материалами по этим вопросам; организовывать работу кабинета по охране труда, совещания, семинары  и другие мероприятия по этим вопросам.

  • Одной из важнейших функций, которые возлагаются на службу охраны труда является участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве. Также специалисты по охране труда участвуют в составлении санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест работников, которые проходят обследование относительно профзаболеваний; проведении внутреннего аудита охраны труда и аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда; составлении списков профессий и должностей, согласно которым работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; организации обучения по вопросам охраны труда и   работе комиссии по проверке знаний по этим вопросам.


Комиссия по вопросам охраны труда предприятия может быть создана по решению трудового коллектива в соответствии со статьей 21 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране труда».

Комиссия является постоянно действующим консультативно - совещательным органом. Целью создания Комиссии на предприятии является обеспечение пропорционального участия работников в решении любых вопросов охраны труда и промышленной безопасности, гигиены труда и производственной среды.

Решение о создании Комиссии, ее количественный и персональный состав принимается трудовым коллективом на общем собрании (конференции) по представлению работодателя и профсоюза.

На основании этого Типового положения при участии представителей сторон разрабатывается Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, утверждается постановлением общего собрания (конференции) трудового коллектива.

Комиссия формируется на принципах равного представительства лиц от работодателя (специалисты по охране труда, гигиены труда и других служб предприятия) и профсоюза, а в случае ее отсутствия - уполномоченных наемными работниками лиц.

Комиссия в своей деятельности руководствуется трудовым законодательством Донецкой Народной Республики, Законами Донецкой Народной Республики «Об охране труда», «Об основах общеобязательного социального страхования», нормативными правовыми актами по охране труда и настоящим Типовым положением.

Комиссию возглавляет председатель, который избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. На заседании Комиссии избирается заместитель председателя и секретарь Комиссии. Не допускается избирать председателем Комиссии работодателя.

На должность секретаря может быть избран работник службы охраны труда.

Члены Комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах. В случае привлечения к отдельным проверкам они могут освобождаться от основной работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе планов, разрабатываемых на определенный период (квартал, полугодие, год) и утверждаются председателем Комиссии.

Комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Основными задачами Комиссии являются:

- защита законных прав и интересов работников в области охраны труда;

- участие в проверке знаний работников по вопросам охраны труда;

- подготовка на основе анализа состояния безопасности и условий труда на производстве рекомендаций работодателю и работникам по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, практической реализации принципов государственной политики в области охраны труда на предприятии;

- согласование через двусторонние консультации позиций сторон в решении практических вопросов в области охраны труда для обеспечения сочетания интересов работодателя и трудового коллектива, каждого работника, предотвращение конфликтных ситуаций на предприятии;

- разработка предложений по включению в коллективный договор наиболее важных вопросов по охране труда, определения достаточных ассигнований на Комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда и эффективный контроль за целевым расходованием этих средств;

- защита прав и интересов потерпевших работников при рассмотрении вопросов по назначению им страховых выплат по общеобязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- предоставление дополнительных льгот и компенсаций за счет работодателя в соответствии положения коллективного договора.

Комиссия имеет право:

- обращаться к работодателю, трудовому коллективу, профсоюзному комитету или иному уполномоченному на представительство трудовым коллективом органу, соответствующим службам предприятия с предложениями по регулированию отношений в сфере охраны труда;

- создавать рабочие группы из числа членов Комиссии для разработки согласованных решений по вопросам охраны труда с привлечением специалистов различных служб предприятия, специалистов экспертных организаций, служб охраны труда органов исполнительной власти, страховых экспертов, технических инспекторов труда профсоюзов (на договорных началах между работодателем и соответствующей организацией);

- получать от работников, руководителей структурных подразделений и служб предприятия и профсоюзного комитета информацию и иметь доступ к документации, необходимой для выполнения задач, предусмотренных настоящим Типовым положением;

- осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства по охране труда непосредственно на рабочих местах, обеспечением работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающих средств, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой и

использованием санитарно-бытовых помещений и другими;

- знакомиться с любыми материалами по охране труда, анализировать состояние условий и безопасности труда на предприятии, выполнение соответствующих программ и коллективных договоров;

- свободного доступа на все участки предприятия и обсуждения с работниками вопросов охраны труда;

- в соответствии с действующим законодательством в области социального страхования, а также охраны труда и промышленной безопасности, принимать решения о проценте уменьшения размера единовременного пособия потерпевшему (но не более чем на 50%) если комиссией по расследованию несчастного случая установлено, что повреждение здоровья работника наступило не только по вине работодателя, но и в результате нарушения пострадавшим нормативных правовых актов по охране труда.

Комиссия не реже одного раза в год отчитывается о своей работе на общем собрании (конференции) трудового коллектива.


Организация обучения и проверки знаний по вопросам ОТ должностных лиц и специалистов учреждения


На предприятиях на основе Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда (Приказ Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 29 мая 2015 г. № 227) с учетом специфики производства руководители разрабатывают и утверждают соответствующие Положения об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда, формируют планы-графики проведения этой работы, с которыми должны быть ознакомлены все работники.

Содержание и объем предмета «охрана труда» при реализации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определяется типовым учебным планом и типовой учебной программой по предмету «охрана труда».

При профессиональном обучении по программам профессиональной подготовки работников, которые привлекаются к выполнению работ повышенной опасности, предмет «охрана труда» изучается объемом не менее 30 часов, а по программам переподготовки и повышения квалификации – не менее 15 часов. В рабочие учебные программы производственного обучения и производственной практики также должны включаться соответствующие вопросы безопасности труда.

При профессиональном обучении по программам профессиональной подготовки работников, не связанных с выполнением работ повышенной опасности, предмет «охрана труда» изучается в объеме не менее 10 часов, а по программам переподготовки и повышения квалификации - не менее 8 часов. Количество учебных часов по предмету «охрана труда» не может быть уменьшено во время обучения.

Обучение по вопросам охраны труда может проводиться в составе группы (семь и более человек) или индивидуально как традиционными методами, так и с использованием современных видов обучения – модульного, дистанционного и т.п., а также с использованием технических средств обучения (аудиовизуальных, компьютерных обучающих и контролирующих систем, компьютерных тренажеров).

Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда, на предприятии, для работников организуется обучение в виде лекций, семинаров, консультаций и т.п.

Проверка знаний работников по вопросам охраны труда проводится по тем нормативным правовым актам по охране труда, соблюдение которых входит в их функциональные обязанности.

Проверка знаний работников по вопросам охраны труда субъекта хозяйствования осуществляется комиссией по проверки знаний по вопросам охраны труда (далее – комиссия) субъекта хозяйствования, состав которой утверждается приказом руководителя. Председателем комиссии назначается руководитель субъекта хозяйствования или его заместитель, в служебные обязанности которого входит организация работы по охране труда, а в случае необходимости создания комиссий в отдельных структурных подразделениях, комиссию возглавляет руководитель соответствующего подразделения или его заместитель.

В состав комиссии входят специалисты службы охраны труда, представители юридических, производственных, технических служб, представитель профсоюза или работник, являющийся уполномоченным по вопросам охраны труда. В состав комиссии предприятия могут входить страховые эксперты по охране труда соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Фонд), преподаватели охраны труда, которые проводили обучение данной категории работников.

Участие представителя Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР в составе комиссии обязательно только во время первичной проверки знаний по охране труда у работников, которые привлекаются к выполнению работ повышенной опасности.

Комиссия считается правомочной, если в ее состав входят не менее трех лиц.

Все члены комиссии в порядке, установленном данным Положением, должны пройти обучение и проверку знаний по общим вопросам охраны труда и соответствующим нормативным правовым актам по охране труда.

Перечень вопросов для проверки знаний по охране труда работников с учетом специфики производства составляется членами комиссии и утверждается работодателем.

Формой проверки знаний по вопросам охраны труда работников является тестирование, зачет или экзамен. Тестирование проводится с помощью технических средств (автоэкзаменаторы, модульные тесты и т.п.), экзамен – по экзаменационным билетам в виде устного или письменного опроса.

Результат проверки знаний по вопросам охраны труда по работам, определенным Перечнем работ повышенной опасности, а также там, где есть необходимость в профессиональном отборе, для проведения которых необходимо специальное обучение и ежегодная проверка знаний по вопросам охраны труда, оформляется протоколом заседания комиссии по проверки знаний по вопросам охраны труда по форме указанной в приложении 2 данного Положения.

Лицам, которые во время проверки знаний по охране труда показали удовлетворительные результаты, выдается удостоверение о проверки знаний по вопросам охраны труда, образец которого указан в приложении 3. При этом в протоколе и удостоверении в краткой форме отмечается перечень основных нормативных правовых актов по охране труда и безопасному выполнению конкретных видов работ, в объеме которых работник прошел проверку знаний.

Не допускаются к работе работники, в том числе и должностные лица, которые не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний, по вопросам охраны труда.


Порядок проведения специального обучения и проверки знаний работников по вопросам ОТ


Работники, занятые на роботах, определенных Перечнем работ повышенной опасности и перечнем работ, где есть необходимость в профессиональном отборе (далее – работы повышенной опасности), проходят ежегодное специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативных правовых актов по охране труда.

Специальное обучение по вопросам охраны труда может проводиться субъектами хозяйствования или не образовательными учреждениями, имеющими лицензию на реализацию образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, привлекаемых к выполнению работ повышенной опасности.

Специальное обучение по вопросам охраны труда проводится по учебным планам и программам, которые разрабатываются с учетом конкретных видов работ, производственных условий, функциональных обязанностей работников и согласовываются на заседании методической комиссии, с Государственным Комитетом Гортехнадзора ДНР и утверждаются работодателем.

Проверка знаний по вопросам охраны труда после проведения специального обучения проводится комиссией субъекта хозяйствования.

В случае невозможности создать собственную комиссию по проверки знаний по вопросам охраны труда проверка знаний проводится комиссией не образовательного учреждения, имеющей лицензию на реализацию образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, привлекаемых к выполнению работ повышенной опасности.

Перечень работ повышенной опасности утвержден  Постановлением Кабинета Министров Украины № 1107 от 26.10.2011 года. Этот законодательный акт определяет и порядок получения Разрешения на работы повышенной опасности и порядок переоформления полученного разрешения, а также в зависимости от Работ – орган выдачи Разрешения на выполнения работ повышенной опасности. К ним относятся:

1. Технический осмотр, испытания, экспертное обследование, техническое диагностирование машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, указанные в приложении 3 к Порядку выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности и пункте 1 приложения 7 к такому Порядку.

2. Монтаж, демонтаж, наладка, ремонт, техническое обслуживание, реконструкция машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, указанные в приложении 3 к Порядку выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

3. Производство, переработка, распределение и применение вредных и опасных веществ 1, 2 и 3 класса опасности, а также аммиака, водорода и продуктов разделения воздуха.

4. Взрывные работы и работы, связанные с использованием энергии взрыва.

5. Утилизация оружия, обычных видов боеприпасов и изделий ракетной техники.

6. Газоопасные работы и работы в взрывоопасных зонах.

7. Переработка углеводородных газов и конденсата.

8. Сооружение магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов (нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, етиленопроводив т.д.), систем газоснабжения природным и сжиженным газом.

9. Работы по выработке агломерата, кокса, расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе таких металлов, заготовок для прокатного производства, готового проката, металлических труб и ферросплавов.

10. Бурение, эксплуатация и капитальный ремонт скважин во время геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых.

11. Хранение баллонов, контейнеров, цистерн и других емкостей со сжатым, сжиженным, ядовитым, взрывоопасным и инертным газом, их заполнение, опорожнение и ремонт.

12. Работы в действующих электроустановках напряжением свыше 1000 В и в зонах действия тока высокой частоты.

13. Подземные и открытые горные работы.

14. Маркшейдерские работы.

15. Работы в колодцах, шурфах, траншеях, котлованах, бункерах, камерах, коллекторах, замкнутом пространстве (емкостях, боксах, топках, трубопроводах).

16. Земляные работы, выполняемые на глубине более 2 метров или в зоне расположения подземных коммуникаций или под водой.

17. Водолазные работы.

18. Работы верхолазные и скалолазные, которые выполняются на высоте 5 метров и более над поверхностью почвы, с перекрытия или рабочего настила, и работы, выполняемые с помощью подъемных и подвесных люлек, механических подъемников и строительных подъемников.

19. Строительство, монтаж и демонтаж зданий, сооружений, укрепление их аварийных частей, электропрогрева бетона и электроразмораживание почв.

20. Строительство, ремонт, эксплуатация и ликвидация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

21. Лесосечные работы, трелевка, транспортировка и сплав леса.

22. Работы по обогащению полезных ископаемых.

23. Сварочные, газопламенные, наплавные работы.

24. Обследование, ремонт и чистка дымоходов, воздуховодов.

25. Работы по сохранению и переработке зерна.

26. Валка и распиловки блоков природного камня.


Перечень мероприятий и средств по ОТ, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы


Перечень утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 года № 994.

Приведение основных фондов в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда относительно:

- механизации погрузочно-разгрузочных и других тяжелых работ, работ по разливу и транспортировке отравляющих, агрессивных, легковоспламеняющихся и горючих веществ;

- защиты работающих от поражения электрическим током, действия статического электричества и разрядов молний;

- безопасного выполнения работ на высоте;

- действующего технологического и другого производственного оборудования;

- систем вентиляции и аспирации, пылеулавливающих устройств и установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства и на рабочих местах;

- систем естественного и искусственного освещения производственных, административных и других помещений, рабочих мест, проходов, аварийных выходов и т. п.;

- систем тепловых, водных или воздушных занавесов, а также установок для нагревания (охлаждения) воздуха производственных, административных и других помещений, а во время работы на открытом воздухе - сооружений для обогрева работников и укрытия от солнечных лучей и атмосферных осадков;

- производственных и санитарно-бытовых помещений, рабочих мест, эвакуационных выходов и т.п., технологических разрывов, проходов и габаритных размеров;

- оборудования специальных переходных галерей, туннелей в местах массового перехода работников, зон движения транспортных средств;

- внедрения в условиях действующего производства автоматизированных информационных систем охраны труда, систем анализа и прогнозирования аварийных ситуаций, автоматического и дистанционного управления технологическими процессами и производственным оборудованием, систем автоматического контроля и сигнализации о наличии (возникновении) опасных или вредных производственных факторов и устройств аварийного отключения оборудования или коммуникаций в случае возникновения опасности для работников, а также соответствующего программного обеспечения и электронных баз данных по охране труда в порядке и объемах, согласованных с территориальными органами государственного надзора за охраной труда.

Устранение влияния на работников опасных и вредных производственных факторов или приведение их уровней на рабочих местах к требованиям нормативно-правовых актов по охране труда (государственные межотраслевые и отраслевые нормативные акты по охране труда).

Проведение аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда и аудита по охране труда, оформление стендов, оборудование кабинетов, выставок, приобретение необходимых нормативно-правовых актов, наглядных пособий, литературы, плакатов, видеофильмов, макетов, программных продуктов и т. п. по вопросам охраны труда.

Проведение целевого обучения по охране труда работников, организация семинаров и смотров-конкурсов по этим вопросам при условии, что расходы на их проведение не будут превышать двух процентов налогооблагаемой прибыли плательщика налога за предыдущий отчетный (налоговый) год.

Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (включая обеспечение моющими средствами и средствами, нейтрализующими опасное действие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ, не исключающих возможности загрязнения этими веществами).

Предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, специального питания, молока или равноценных пищевых продуктов, а также газированной соленой воды.

Проведение обязательного предварительного, периодического и внепланового медицинского осмотра работников, занятых на тяжелых работах, работах с опасными или вредными условиями труда или таких, где есть необходимость профессионального отбора.


Финансирование ОТ


Согласно статье 28 Закона ДНР № 31-ІНС от 20.04.2015г. «Об охране труда»:

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств государственного республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством ДНР.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

1) средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики о труде и законодательства Донецкой Народной Республики об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики;

2) добровольных взносов организаций и физических лиц.

3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,5 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 1,0 процента суммы эксплуатационных

расходов.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местном бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

В настоящее время является действующим Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые затраты, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 г. № 994.

Согласно пункту 2 Перечня к таким мероприятиям и средствам относится «устранение влияния на работников опасных и вредных производственных факторов или приведение их уровней на рабочих местах к требованиям нормативно-правовых актов по охране труда».


Статья 32. Информация и отчетность о состоянии охраны труда


1. Работодатель обязан информировать работников или лиц, уполномоченных на осуществление общественного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда, и фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний о состоянии охраны труда, причинах аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о мерах, принятых для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных требований.

2. Работникам и/или их представителям обеспечивается доступ к информации и документам, содержащим результаты аттестации рабочих мест, о запланированных работодателем профилактических мероприятиях, результаты расследования, учета и анализа несчастных случаев и профессиональных заболеваний и отчеты по этим вопросам, а также доступ к сообщениям, представлениям и предписаниям должностных лиц государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

3. Государственные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда и государственные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции в области промышленной безопасности в установленном порядке информируют население Донецкой Народной Республики, работников о реализации государственной политики по охране труда, выполнении общегосударственной, отраслевых или региональных программ по этим вопросам, об уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений по охране жизни и здоровья работников.

4. На государственном уровне ведется единая государственная статистическая отчетность по вопросам охраны труда, форма которой устанавливается государственным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда по согласованию с профессиональными союзами и фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.



Статья 27. Инструкции по охране труда

1. Инструкция по охране труда – локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг).

2. Работодатели разрабатывают и принимают инструкции по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном государственным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

3. Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.

4. В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии и (или) вида работ (услуг) могут включаться и другие требования по охране труда.

5. В инструкцию по охране труда не допускается включение отсылочных норм на другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие на предприятии, в учреждении, организации.

Статья 30. Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда

С целью объединения усилий наемных работников и отдельных граждан, ученых, специалистов по промышленной безопасности и охране труда для улучшения охраны труда, защиты работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут создаваться ассоциации, общества, фонды и другие добровольные объединения граждан, действующие в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.


Ответственность за нарушение законодательства об ОТ

За указанные нарушения виновные лица привлекаются в соответствии с законодательством к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность работников в соответствии с Кодексом законов Украины о труде - это одна из мер взыскания: выговор, увольнение.

Административная ответственность в соответствии с Кодексом Украины об административных нарушениях - это ответственность должностных лиц и работников перед органами государственного надзора, заключающийся в применении к ним штрафных санкций. На виновных лиц может быть наложен различными должностными лицами госнадзора штраф, сумма которого отсчитывается от необлагаемого минимума доходов граждан ДНР. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору (соглашению) лицами, которые представляют работодателей, уполномоченные ими органы, профсоюзы, другие уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов влечет наложение на них штрафа от пятидесяти - в стократно суммы необлагаемого минимума доходов граждан. Средства от применения штрафных санкций к должностным лицам и работникам вносятся в кассу предприятия по месту работы и перечисляются в Государственный бюджет ДНР.

Материальная ответственность рабочих и служащих регламентируется Кодексом законов Украины о труде и другими нормативными актами, касающимися этой ответственности в трудовых отношениях. Эта ответственность предусматривает возмещение предприятию (учреждению, организации) конкретными должностными лицами или работниками причиненного ущерба в результате аварии, несчастного случая, профессионального заболевания, произошедшие по их вине. Возможна как полная, так и ограниченная (в пределах среднего месячного заработка) материальная ответственность.

Уголовная ответственность предусмотрена статьей 248 УК ДНР (Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ).

Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба,

- наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

То же деяние, повлёкшее по неосторожности смерть человека, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.


Стимулирование охраны труда.

К работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда виды поощрений определяются коллективным договором.

Кроме возмещения ущерба работникам собственник полностью возмещает убытки другим предприятиям, гражданам и государству на общих основаниях в связи с причинением ущерба при нарушениях требований по охране труда.

За нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнении распоряжений должностных лиц органов государственного надзора по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды предприятия, организации, учреждения могут привлекаться органами государственного надзора за охраной труда к уплате штрафа.

Разработка и принятие новых, пересмотр и отмена действующих государственных межотраслевых и отраслевых актов об охране труда проводятся органами государственного надзора за охраной труда при участии других государственных органов и профессиональных союзов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Государственные межотраслевые и отраслевые нормативные акты об охране труда обязательны для исполнения в производственных мастерских, цехах, на участках и в других местах трудового и профессионального обучения молодежи, оборудованных в школах, межшкольных комбинатах, училищах, высших и средних специальных учебных заведениях и т.п.