Методический семинар Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий у младших школьников
Смысловое чтение - представляет собой комплексное УУД , состоящее из:
- осмысления цели чтения ( для чего ?),
- умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели ( как? каким образом?),
- умения определять основную и второстепенную информацию.
- умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
- умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Актуальность
- Происходят глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.
Приемы игрового сопровождения работы младших школьников с текстом:
- чтение с хлопками;
- чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки;
- чтение слов с повтором;
- выбрасывание кулачков;
- чтение с выделением ключевого по смыслу слова;
- чтение «половины» каждого слова;
- чтение текста с добавлением слов;
- чтение с заменой некоторых слов или словосочетаний исходного текста на синонимичные конструкции.
Стратегиальный подход к обучению чтению Н. Н. Сметанниковой
Этапы работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовый)
II этап. Работа с текстом во время чтения (текстовый)
III этап. Работа с текстом после чтения (послетекстовый)
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста . Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста . Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем . Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Стратегии:
- Чтение в кружок (попеременное чтение);
- Чтение про себя с вопросами;
- Чтение с остановками;
- Вопросы после чтения текста;
- Тайм- аут;
- Проверочный лист.
Методические приемы развития смыслового чтения
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- Ассоциативный куст.
- Читаем и спрашиваем.
Мониторинг читательской компетенции и читательской активности
Класс
Правильность чтения
Без ошибок
2 класс
25%
3 класс
1-2 ошибок
3-4 ошибок
-
Осознанность чтения
50%
4 класс
58%
Главная мысль
25%
92%
Ответы на вопросы
8%
42%
25%
Опер. словами из текста
50%
17%
75%
Выразительность чтения
83%
Паузы
75%
67%
25%
92%
Логические ударения
67%
58%
Интонация
75%
50%
42%
83%
67%
58%
75%
67%
Предметные результаты учащихся
Класс
Математика
Усп.
2
100%
3
Кач. зн.
Русский язык
Ср. б.
100%
57
4
3,5
100%
Усп.
57
68
Кач. зн.
100%
3,6
Литературное чтение
3,8
47
Ср. б.
100%
100%
53
3,4
Усп.
53
100%
3,4
Кач. зн.
Ср. б.
57
3,5
Окружающий мир
100%
3,5
100%
85
Усп.
100%
92
Кач. зн.
4,3
4,4
68
100%
Ср. б.
92
100%
4,2
92
4,4
4,4
Уровень сформированности универсальных учебных действий
Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения I.Поиск информации и понимание прочитанного. 1.Умение определять тему и главную мысль текста. 2.Умение составлять план текста. 3.Умение восстанавливать последовательность событий. 4.Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. 5.Умение определять жанр текста. II.Преобразование и интерпретация информации. 6.Умение объяснять новые (незнакомые)слова. III.Оценка информации. 7.Умение выражать свое отношение к тексту или описываемым событиям.
Результаты учащихся
- Михалева Олеся Всероссийская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Номинация «Мои первые шаги в науке»
- Михалева Олеся Победитель модульного конкурса международного уровня проектной деятельности. Диплом II степени. 2016 г
- Цоктоева Айлана Ученик года -2016. Диплом I степени.
Михалева Олеся- Номинация «Первые шаги»
Галсанова Алима, Феоктистова Лиза, Голохвастова Лиза- участие.
- Цоктоева Айлана XI Всероссийская олимпиада по математике для 1-4 кл. «Рыжий котенок» Диплом III степени 2016 г.
- Санжиев Жамсо Муниципальный турнир «Лесенка успеха»
1 место по математике.
- Михалева Олеся Муниципальный турнир «Лесенка успеха»
2 место по окружающему миру.
- Михалева Олеся 2015 г Международный конкурс «Я энциклопедия Я» Диплом II степени.
- Сетевые олимпиады «Русский медвежонок-языкознание для всех», Эвристическая олимпиада младших школьников «Совенок», Всероссийский математический конкурс «Ребус», Всероссийская предметная олимпиада «Центр Знаний и технологий», Сайт ЦДО «Снейл» Чемпионат начальной школы «Вундеркинд», «Слон», «Еж».
Результаты учащихся
Собственные педагогические достижения
- Республиканский практико-ориентированный семинар «Современный учитель в условиях модернизации образования»(2016 г).Доклад «Приемы мнемотехники»
- VI межрегиональные Рождественские образовательные чтения «Влияние семейного чтения на духовно-нравственное развитие младших школьников» (2017 г).
- Региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в Саган-Нуре (2017,2019 г). Доклад «Методы эффективного чтения по Козловскому».
- Районный семинар учителей начальных классов «Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий у младших школьников»(2018 г).
- Конкурс методических разработок «А я делаю так…» Республиканской комплексной олимпиады «Lingua-2018» с. Кижинга. Доклад «Эффективные методы скорочтения».
- Публикации в Международном журнале «Педагог» 2015-2019гг.
- Активный пользователь сайтов «Современный учительский портал».
- Персональные сайты на «Мультиуроке», в Социальной сети работников образования nsportal.ru, Завуч.инфо.
Рекомендации:
- выбирать наиболее рациональные виды чтения
для усвоения учащимися нового материала;
- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
- определять характер деятельности различных групп
учащихся при работе с учебником;
- предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
- обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Источники информации и образовательные ресурсы
- Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. Вып. 70. – М., 1955. – С.104-148.
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. 14.
- Атрохова, Т. В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности (в начальной школе) [Текст] / Т. В. Атрохова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – № 3 – Т. 2 – С.257-263.
- Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с. 137
- Эльконин, Д. Б. Как научить детей читать [Текст] / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С.323–349.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
- Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
- Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2013
- Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2012
- https ://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/06/04/tafotekova-testovaya-metodika-diagnostiki-ustnoy
- https://urait.ru/uploads/pdf_review/A4334891-912F-43F3-B697-C6735D9FD2D8.pdf
- http ://www. ясюкова.рф
- http ://psyjournals.ru/authors/54631.shtml
Спасибо за внимание!