СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар

Просмотр содержимого документа
««Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий у младших школьников»»

  Методический семинар  Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Методический семинар Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Смысловое чтение - представляет собой комплексное УУД , состоящее из: осмысления цели чтения ( для чего ?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели ( как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную информацию. умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей, умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

Смысловое чтение - представляет собой комплексное УУД , состоящее из:

  • осмысления цели чтения ( для чего ?),
  • умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели ( как? каким образом?),
  • умения определять основную и второстепенную информацию.
  • умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
  • умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Актуальность Происходят глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.  Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

Актуальность

  • Происходят глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.
Приемы игрового сопровождения работы младших школьников с текстом:   чтение с хлопками; чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки; чтение слов с повтором; выбрасывание кулачков; чтение с выделением ключевого по смыслу слова; чтение «половины» каждого слова; чтение текста с добавлением слов; чтение с заменой некоторых слов или словосочетаний исходного текста на синонимичные конструкции.

Приемы игрового сопровождения работы младших школьников с текстом:

  • чтение с хлопками;
  • чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки;
  • чтение слов с повтором;
  • выбрасывание кулачков;
  • чтение с выделением ключевого по смыслу слова;
  • чтение «половины» каждого слова;
  • чтение текста с добавлением слов;
  • чтение с заменой некоторых слов или словосочетаний исходного текста на синонимичные конструкции.
Стратегиальный подход к обучению чтению Н. Н. Сметанниковой Этапы работы с текстом: I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовый) II этап. Работа с текстом во время чтения (текстовый) III этап. Работа с текстом после чтения (послетекстовый)

Стратегиальный подход к обучению чтению Н. Н. Сметанниковой

Этапы работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовый)

II этап. Работа с текстом во время чтения (текстовый)

III этап. Работа с текстом после чтения (послетекстовый)

I этап. Работа с текстом до чтения  1.    Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2.     Постановка  целей  урока.

I этап. Работа с текстом до чтения

1.    Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.     Постановка  целей  урока.

 II этап.  Работа с текстом во время чтения   1. Первичное чтение текста . Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 4. Беседа по содержанию текста . Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 5.   Выразительное чтение.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста . Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста . Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5.   Выразительное чтение.

 III этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем . Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем . Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Стратегии: Чтение в кружок (попеременное чтение);  Чтение про себя с вопросами;  Чтение с остановками;  Вопросы после чтения текста;  Тайм- аут;  Проверочный лист.

Стратегии:

  • Чтение в кружок (попеременное чтение);
  • Чтение про себя с вопросами;
  • Чтение с остановками;
  • Вопросы после чтения текста;
  • Тайм- аут;
  • Проверочный лист.
Методические приемы  развития смыслового чтения ; ; ; ; ; ; ; ; Ассоциативный куст. Читаем и спрашиваем.

Методические приемы развития смыслового чтения

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • Ассоциативный куст.
  • Читаем и спрашиваем.
Мониторинг читательской компетенции и читательской активности Класс Правильность чтения Без ошибок 2 класс 25% 3 класс 1-2 ошибок 3-4 ошибок - Осознанность чтения 50% 4 класс 58% Главная мысль 25% 92% Ответы на вопросы 8% 42% 25% Опер. словами из текста 50% 17% 75% Выразительность чтения 83% Паузы 75% 67% 25% 92% Логические ударения 67% 58% Интонация 75% 50% 42% 83% 67% 58% 75% 67%

Мониторинг читательской компетенции и читательской активности

Класс

Правильность чтения

Без ошибок

2 класс

25%

3 класс

1-2 ошибок

3-4 ошибок

-

Осознанность чтения

50%

4 класс

58%

Главная мысль

25%

92%

Ответы на вопросы

8%

42%

25%

Опер. словами из текста

50%

17%

75%

Выразительность чтения

83%

Паузы

75%

67%

25%

92%

Логические ударения

67%

58%

Интонация

75%

50%

42%

83%

67%

58%

75%

67%

Предметные результаты учащихся    Класс   Математика Усп. 2 100% 3 Кач. зн. Русский язык Ср. б. 100% 57 4 3,5 100% Усп. 57 68 Кач. зн. 100% 3,6 Литературное чтение 3,8 47 Ср. б. 100% 100% 53 3,4 Усп. 53 100% 3,4 Кач. зн. Ср. б. 57 3,5 Окружающий мир 100% 3,5 100% 85 Усп. 100% 92 Кач. зн. 4,3 4,4 68 100% Ср. б. 92 100% 4,2 92 4,4 4,4

Предметные результаты учащихся

Класс

 

Математика

Усп.

2

100%

3

Кач. зн.

Русский язык

Ср. б.

100%

57

4

3,5

100%

Усп.

57

68

Кач. зн.

100%

3,6

Литературное чтение

3,8

47

Ср. б.

100%

100%

53

3,4

Усп.

53

100%

3,4

Кач. зн.

Ср. б.

57

3,5

Окружающий мир

100%

3,5

100%

85

Усп.

100%

92

Кач. зн.

4,3

4,4

68

100%

Ср. б.

92

100%

4,2

92

4,4

4,4

Уровень сформированности универсальных учебных действий

Уровень сформированности универсальных учебных действий

Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения  I.Поиск информации и понимание прочитанного.  1.Умение определять тему и главную мысль текста.  2.Умение составлять план текста.  3.Умение восстанавливать последовательность событий.  4.Умение отвечать на вопросы по содержанию текста.  5.Умение определять жанр текста.  II.Преобразование и интерпретация информации.  6.Умение объяснять новые (незнакомые)слова.  III.Оценка информации.  7.Умение выражать свое отношение к тексту или описываемым событиям.

Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения I.Поиск информации и понимание прочитанного. 1.Умение определять тему и главную мысль текста. 2.Умение составлять план текста. 3.Умение восстанавливать последовательность событий. 4.Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. 5.Умение определять жанр текста. II.Преобразование и интерпретация информации. 6.Умение объяснять новые (незнакомые)слова. III.Оценка информации. 7.Умение выражать свое отношение к тексту или описываемым событиям.

Результаты учащихся Михалева Олеся Всероссийская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Номинация «Мои первые шаги в науке» Михалева Олеся Победитель модульного конкурса международного уровня проектной деятельности. Диплом II степени. 2016 г Цоктоева Айлана Ученик года -2016. Диплом I степени.  Михалева Олеся- Номинация «Первые шаги»  Галсанова Алима, Феоктистова Лиза, Голохвастова Лиза- участие. Цоктоева Айлана XI Всероссийская олимпиада по математике для 1-4 кл. «Рыжий котенок» Диплом III степени 2016 г. Санжиев Жамсо Муниципальный турнир «Лесенка успеха» 1 место по математике. Михалева Олеся Муниципальный турнир «Лесенка успеха» 2 место по окружающему миру. Михалева Олеся 2015 г Международный конкурс «Я энциклопедия Я» Диплом II степени. Сетевые олимпиады «Русский медвежонок-языкознание для всех», Эвристическая олимпиада младших школьников «Совенок», Всероссийский математический конкурс «Ребус», Всероссийская предметная олимпиада «Центр Знаний и технологий», Сайт ЦДО «Снейл» Чемпионат начальной школы «Вундеркинд», «Слон», «Еж».

Результаты учащихся

  • Михалева Олеся Всероссийская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Номинация «Мои первые шаги в науке»
  • Михалева Олеся Победитель модульного конкурса международного уровня проектной деятельности. Диплом II степени. 2016 г
  • Цоктоева Айлана Ученик года -2016. Диплом I степени.

Михалева Олеся- Номинация «Первые шаги»

Галсанова Алима, Феоктистова Лиза, Голохвастова Лиза- участие.

  • Цоктоева Айлана XI Всероссийская олимпиада по математике для 1-4 кл. «Рыжий котенок» Диплом III степени 2016 г.
  • Санжиев Жамсо Муниципальный турнир «Лесенка успеха»

1 место по математике.

  • Михалева Олеся Муниципальный турнир «Лесенка успеха»

2 место по окружающему миру.

  • Михалева Олеся 2015 г Международный конкурс «Я энциклопедия Я» Диплом II степени.
  • Сетевые олимпиады «Русский медвежонок-языкознание для всех», Эвристическая олимпиада младших школьников «Совенок», Всероссийский математический конкурс «Ребус», Всероссийская предметная олимпиада «Центр Знаний и технологий», Сайт ЦДО «Снейл» Чемпионат начальной школы «Вундеркинд», «Слон», «Еж».
Результаты учащихся

Результаты учащихся

Собственные педагогические достижения Республиканский практико-ориентированный семинар «Современный учитель в условиях модернизации образования»(2016 г).Доклад «Приемы мнемотехники» VI межрегиональные Рождественские образовательные чтения «Влияние семейного чтения на духовно-нравственное развитие младших школьников» (2017 г).  Региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в Саган-Нуре (2017,2019 г). Доклад «Методы эффективного чтения по Козловскому». Районный семинар учителей начальных классов «Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий у младших школьников»(2018 г).  Конкурс методических разработок «А я делаю так…» Республиканской комплексной олимпиады «Lingua-2018» с. Кижинга. Доклад «Эффективные методы скорочтения». Публикации в Международном журнале «Педагог» 2015-2019гг. Активный пользователь сайтов «Современный учительский портал». Персональные сайты на «Мультиуроке», в Социальной сети работников образования nsportal.ru, Завуч.инфо.

Собственные педагогические достижения

  • Республиканский практико-ориентированный семинар «Современный учитель в условиях модернизации образования»(2016 г).Доклад «Приемы мнемотехники»
  • VI межрегиональные Рождественские образовательные чтения «Влияние семейного чтения на духовно-нравственное развитие младших школьников» (2017 г).
  • Региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в Саган-Нуре (2017,2019 г). Доклад «Методы эффективного чтения по Козловскому».
  • Районный семинар учителей начальных классов «Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий у младших школьников»(2018 г).
  • Конкурс методических разработок «А я делаю так…» Республиканской комплексной олимпиады «Lingua-2018» с. Кижинга. Доклад «Эффективные методы скорочтения».
  • Публикации в Международном журнале «Педагог» 2015-2019гг.
  • Активный пользователь сайтов «Современный учительский портал».
  • Персональные сайты на «Мультиуроке», в Социальной сети работников образования nsportal.ru, Завуч.инфо.
Рекомендации: выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала; формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом; определять характер деятельности различных групп  учащихся  при работе с учебником; предвидеть      возможные     затруднения    учащихся в тех или иных видах учебной деятельности; повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед; организовывать      различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления; обучать       самоконтролю и  самоорганизации    в различных  видах деятельности.

Рекомендации:

  • выбирать наиболее рациональные  виды чтения

для усвоения  учащимися нового материала;

  • формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • определять характер деятельности различных групп 

учащихся  при работе с учебником;

  • предвидеть      возможные     затруднения    учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед;
  • организовывать      различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
  • обучать       самоконтролю и  самоорганизации    в различных  видах деятельности.

Источники информации и образовательные ресурсы

  • Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. Вып. 70. – М., 1955. – С.104-148.
  •   Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. 14.
  • Атрохова, Т. В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности (в начальной школе) [Текст] / Т. В. Атрохова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – № 3 – Т. 2 – С.257-263.
  • Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с. 137
  •   Эльконин, Д. Б. Как научить детей читать [Текст] / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С.323–349.
  •   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  • Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
  • Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2013
  • Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2012
  • https ://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/06/04/tafotekova-testovaya-metodika-diagnostiki-ustnoy
  • https://urait.ru/uploads/pdf_review/A4334891-912F-43F3-B697-C6735D9FD2D8.pdf
  • http ://www. ясюкова.рф
  • http ://psyjournals.ru/authors/54631.shtml
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!