Выступление
на РМО
«Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности младших школьников».
- Тема моего выступления ««Смысловое чтение
как средство формирования функциональной грамотности младших школьников»
Слайд 1
«Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности младших школьников»
Согласно указу президента России от 7 мая 2018 года, правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству образования.
Эта поставленная цель требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников.
С введением обновленных ФГОС НОО перед школой поставлена важная задача – формирование функциональной грамотности. Разберемся, в чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам.
Итак, что такое функциональная грамотность?
Слайд 2
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Понятие функциональной грамотности школьников появилось достаточно давно, еще в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет понятие «функциональная грамотность в обучении и развитии школьников» приобрело большую значимость. Сегодня одних академических знаний в жизни недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Слайд 3
Компоненты функциональной грамотности
- знание сведений, правил, принципов;
- усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умение адаптироваться к изменяющемуся миру, разрешать конфликты;
- умение работать с информацией, вести деловую переписку;
- умение применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
- умение принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
- стремление повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
- Можно выделить следующие компоненты функциональной грамотности.
Их отличает направленность на решение бытовых проблем;
они являются ситуативной характеристикой личности, поскольку применяются в конкретных социальных обстоятельствах;
отмечается связь с решением стандартных, стереотипных задач; умение и готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира, стремление повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Слайд 4
успешно решает разные бытовые проблемы;
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Характеристика функциональной грамотности младшего школьника выглядит так.
Школьник с развитой функциональной грамотностью умеет решать разные бытовые проблемы, общается, быстро социализируется в обществе, коммуникабелен, способен выстраивать межпредметные связи при изучении учебного материала.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу всего курса обучения ученика в школе.
Из чего состоит функциональная грамотность?
Слайд 5.
Функциональная грамотность
-читательская грамотность
-математическая грамотность
-естественно-научная грамотность
-финансовая грамотность
-компьютерная грамотность
-компетенции
-креативное мышление
Понятие «функциональная грамотность» объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
В своем выступлении я остановлюсь на читательской грамотности.
Слайд 6
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей.
Чтобы ребенок смог овладеть читательской грамотностью, он должен иметь навык смыслового чтения.
Слайд 7
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Смысловое чтение – это одно из средств по формированию функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Слайд 8
Личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе.
Регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.
Познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностных, регулятивных и познавательных УУД.
Слайд 9
Действия смыслового чтения:
осмысление цели чтения;
извлечение необходимой информации;
деление её на основную и второстепенную;
формулирование проблемы и главной идеи текста
В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения как чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста:
осмысление цели чтения;
извлечение необходимой информации;
деление её на основную и второстепенную;
формулирование проблемы и главной идеи текста
При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.
Слайд 10
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Поэтому цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.
Слайд 11
Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Цель обучения смысловому чтению – формирование у ученика грамотности чтения.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты: понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять и преобразовывать.
Слайд 12
виды чтения:
просмотровое;
ознакомительное;
поисковое
изучающее
аналитическое;
рефлексивное.
Зная и понимая это, учитель начальных классов создаёт благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, используя на уроке различные типы и виды чтения.
Важно развивать у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
•с пониманием основного содержания (это просмотровое чтение);
•с полным пониманием содержания (изучающее, аналитическое чтение);
•с извлечением необходимо значимой информации (поисковое чтение);
•критическое понимание информации.
Слайд 13
Этапы работы с текстом:
I. Работа с текстом до чтения (дотекстовый этап).
II. Работа с текстом во время чтения
III. Работа с текстом после чтения
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I. Работа с текстом до чтения (дотекстовый этап).
II. Работа с текстом во время чтения
III. Работа с текстом после чтения
Слайд 14
Определение целей и задач чтения;
ознакомление с наиболее значимыми понятиями;
актуализация предшествующих знаний;
диагностика текста; побуждение к чтению.
I этап. Работа с текстом до чтения (дотекстовый этап).
На этом этапе работы с текстом решают следующие цели:
Определение целей и задач чтения;
ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, используемыми в тексте
актуализация предшествующих знаний
диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий;
побуждение к чтению.
Слайд 15
1.Первичное чтение текста. 2. Перечитывание текста. 3.Анализ текста
4. Беседа по содержанию текста. 5. Выразительное чтение.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель 2 этапа: понимание текста на уровне содержания.
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение. Выявление первичного восприятия.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3.Анализ текста (диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев).
4. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
5. Выразительное чтение.
Слайд 16
1.Концептуальная беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного.
2.Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. 4.Творческие задания.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.
Работа по формированию навыков смыслового чтения затрагивает разные этапы, приемы, виды заданий и деятельности на уроках литературного чтения. Но, кроме этого, и на уроках по другим предметам тоже надо использовать приёмы развития смыслового чтения.
В заключение своего выступления хотела бы отметить, что в современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Поэтому развитию смыслового чтения необходимо уделять самое пристальное внимание в начальной школе.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя.
Слайд 17 Спасибо за внимание!