СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение материал для работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение материал для работы»

«Стратегии смыслового чтения»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и  Всемирную Сеть Интернет. Процесс социализации становится  мобильным, и, вследствие этого, в последние несколько лет  роль и статус чтения в современном обществе значительно изменились.

Возьмём, к примеру, численность  ребят, обращающихся в библиотеку просто за художественной литературой: 1-4 класс – 63 %, 5-9 классы – 40,2%, 10-11 классы – около 15 %. А как же тогда успеваемость?

По данным российских ученых на успеваемость ученика влияет около 200 факторов, а самым главным является навык чтения, то есть это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Казалось бы, какие могут возникнуть проблемы на уроках русского языка и литературы? Ведь именно эти школьные предметы на все сто процентов используют смысловое чтение.

Достаточно вспомнить некоторые приёмы, которые использует «идеальный читатель»:

  • размышление над текстом до чтения, анализ заголовка, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;

  • выделение и объяснение непонятных слов, выражений;

  • вычерпывание информации из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, уточнение вопросов по ходу чтения, размышление над дальнейшим развитием событий, сверка своих размышления с текстом;

  • включение воображения, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.

Конечно же, если бы каждый из наших учащихся был бы «идеальным читателем», то проблемы обучения в школе вообще можно было бы избежать.



Предлагаю рассмотреть сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна».

Для развития творческого воображения и возбуждение интереса к изучению данного произведения использую следующие приёмы:

Приём «Рассечение вопроса» или «Дерево предсказаний»

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

Что может произойти?

А какая эта будет сказка? (определить вид)(волшебная)

Счастливый ли будет у сказки конец?

В какой сказке мы уже встречаемся со спящей царевной?

Как вы думаете, будут ли похожи эти сказки?

Приём «Эмоциональный настрой»

Рассмотрим иллюстрации.

Что изобразил художник и как это связано с названием сказки?

Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?

    Приём «Соревнуемся с писателем»

Даю установку: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации».

Ученики предлагают свой вариант сюжета книги.

Приём «Закончите предложение»

Я думаю, что Спящая царевна в конце сказки… ( проснётся, выйдет замуж, останется спать, и т.д.)

Приём «Верите ли вы?»

Верите ли вы в то, Спящая царевна очнётся ото сна?

Верите ли вы в то, что из-за злой колдуньи пострадает не только царевна, но и все жители королевства?

Второй этап. Это работа с текстом во время чтения ТЕКСТОВЫЙ

Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания