Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии
Покровская Светлана Владимировна
Разделы: Биология
Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Ключевые слова: биология, смысловое чтение
Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии и во внеурочной деятельности действительно актуальна и требует особого внимания. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи всех школьных предметов, в том числе и биологии. В примерной программе: «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: «… умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…».
Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Задание № 27 - вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, задание № 29 - прочитайте текст и выполните задания, № 30 - пользуясь текстом и собственными знаниями, ответьте на вопросы и т.д. Умение читать графики, диаграммы, гистограммы, работать с таблицей, чтобы выполнить задание ГИА или ЕГЭ, как показывает практика, эти учебные действия у учащихся сформированы на недостаточном уровне.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, - письменной речи, способствует продуктивному обучению.
Проанализировав просторы Интернета и литературу по данному направлению, начиная с 5 класса я на своем предмете отрабатываю навыки смыслового чтения через различные приёмы. Приемов существует много, почти все мною апробированы, интерпретированы и отобраны, на мой взгляд, самые эффективные для применения на моих уроках.
1. Прием «Дополни определение, предложение»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
На уроках биологии я его использую во время проведения лабораторных работ, на заключительном этапе, когда необходимо подвести итог и сделать вывод. На доске пишу начало предложения, которое обучающие должны продолжить.
2. Прием «Установление соответствие»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.
Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением
Пример задания на установление соответствия:
А) Между биологическими объектами и их классификацией существует определенная связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведенной таблице?
Объект | Классификация |
Инфузория туфелька | Простейшие |
Белая планария | ? |
Круглые черви
Плоские черви
Многощетинковые кольчатые черви
Малощетинковые кольчатые черви
Б) Установите соответствие между способами питания организмов и их определением
А) Гетеротрофы | 1. Взаимополезное сожительство двух организмов. |
Б) Автотрофы | 2. Животные, питающиеся растительноядными животными. |
В) Питание | 3. Организмы,забирающие у других необходимые питательные вещества и ничего не дающие им взамен. |
Г) Пищеварение | 4. Вещества, обеспечивающие переваривание пищи. |
Д) Хищники | 5. Животные, поедающие сами растения или их плоды и семена. |
Е) Симбиоз | 6. Процесс переработки пищи. |
3. Прием «Верные и неверные утверждения»
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Перед началом уроков по какой-либо теме могут предлагаются высказывания. Например, при изучении темы «Бактерии»:
Бактерии - это одноклеточные и многоклеточные организмы
Клетки бактерий не имеют оформленного ядра
Бактерии освоили все среды обитания на Земле
Бактерии имеют разнообразную форму
Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерий
Бактерии относят к прокариотам
При помощи спор бактерии размножаются
Бактерии ведут прикрепленный образ жизни
Размножаются бактерии путем простого деления клетки надвое
Затем происходит устное обсуждение утверждений с обоснованием. После знакомства с основной информацией - это может быть текст параграфа, мы возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Развитие данного навыка позволяет успешно выполнить задание ГИА № 22.
4. Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Заранее готовится текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагается учащимся выявить допущенные ошибки. Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения. Мною применяется данный прием в основном на этапе закрепления изученного материала.
Например, при изучении в 5 классе темы «Водоросли», дается задание.
5. Сопоставление / нахождение сходств и различий
Сопоставление / нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Выработать умение на сопоставление биологических объектов или явлений у обучающихся достаточно трудно. Данное умение связано с такими мыслительными процессами как синтез и анализ, которые также необходимо развивать на каждом уроке.
Например: укажите сходство процессов жизнедеятельности у некоторых бактерий и цветковых растений, сравните два процесса - митоз и мейоз и т.д.
6. Приём «Восстанови текст»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
На уроке раздаются предложения какого-то биологического текста, которые надо расположить в правильном порядке. Затем происходит обсуждение, обучающиеся рассказывают содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Использование приема «Восстанови текст» в своей практике работы я только начала использовать. Применять его лучше при изучении новой темы, т.к. в процессе работы над текстом чаще всего возникают проблемные вопросы по изучаемой теме, которые возможно решить только при полном осмыслении текста, что и является целью смыслового чтения.
Работа по данному направлению целенаправленно осуществляется в течение 4 лет и поэтому мною систематизированы в папки тексты с заданиями с 5 по 11 класс. В практике своей работы иногда использую работу с текстом в течение всего урока, но так как в учебном плане на биологию отводится 1 или 2 часа, происходит это не часто.
Рассмотрев всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов у обучающихся будут заложены основы формирования смыслового чтения. Обучающиеся смогут добиться определённых позитивных результатов в учебной деятельности.