- познакомить детей с понятиями «Собственные и нарицательные имена существительные»
- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
-Воспитывать аккуратность при работе в тетради, воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Валерьевна, и сегодня урок русского языка, проведу у вас я. Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех. Присаживайтесь Слайд 1 | Приветствуют учителя -Настраиваются на работу |
2. Формулирование темы, цели, задач урока | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня у нас седьмое декабря. С какой частью речи мы успели познакомиться на уроках русского языка? И сегодня мы продолжим знакомство с частью речи имя существительное, но только с какими именами существительными, вы узнаете позже. - Слайд 2 На столах у вас лежит лист самооценки, вам нужно оценить свои знания по данной теме. Заполните лист самооценки (знаю +, не знаю - ). Плюсы и минусы поставить только в левой колонке. В начале урока | Знания, умения, навыки | В конце урока | | Я знаю, что обозначает имя существительное. | | | Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное. | | | Я умею различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | | | Я умею различать собственные и нарицательные имена существительные. | | - Ребята, когда вы заполняли «лист самооценки», кто поставил + в последней строчке? -Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 4 Именно об этом и поговорим на уроке. - какую цель поставим на урок? Слайд 5 -Сформулируйте задачи, опираясь на слова - Узнаем….. - Научимся … - Будем учиться… Молодцы, ребята! | - Именем существительным - Собственные и нарицательные имена существительные Познакомиться с собственными и нарицательными именами существительными - Что такое собственные и нарицательные имена сущ. - Различать собственные и нарицательные имена существительные - Писать имена собственные с заглавной буквы |
3. Открытие новых знаний | -Откройте учебник на стр. 52-ой и прочитайте про себя правило в жёлтой рамочке. -Кто желает прочитать громко вслух? - А теперь ответьте на вопросы Вопросы: 1. Что относится к собственным именам существительным? 2. С какой буквы пишутся собственные имена существительные? - Запишите свою фамилию, имя и отчество тетрадь. - Как вы их запишите? - У кого ещё может быть своё собственное имя? - А сейчас на стр.52-ой, упр. 90 - Прочитайте слова. Читаем. - А теперь прочитаем то, что написано под красной точкой. - Как называются такие слова? - Откройте страницу 53-ю и прочитайте про себя правило в жёлтой рамочке. - Кто прочитает вслух. - А теперь ответьте на вопросы - Вопросы: 1. Что относится к нарицательным именам существительным? 2. С какой буквы пишутся нарицательные имена существительные? | - Клички животных– это тоже имена собственные -Называют любой предмет, явление, свойство из множества их подобных - Пишутся со строчной (малой) буквы |
4. Первичное закрепление | - А сейчас выполним упр. 93-е. - Прочитаем задание. - Итак, записали в тетради упражнение № 93 Какое слово лишнее в 1 строчке. Почему? - Это имя собственное, а остальные нарицательные. Запишите в тетрадь 2 строчка. Почему? - Это неодушевлённое имя существительное, а остальные одушевлённые 3 строчка. Почему? - Это одушевлённое имя существительное, а остальные неодушевлённые. - А сейчас немного отдохнём, встаньте, пожалуйста все - Если я называю имя собственное, то хлопайте в ладоши, высоко подняв руки над головой, потому что они пишутся с большой буквы. Если нарицательное – то вы должны присесть, потому, что они пишутся с маленькой буквы. Ученик, Алексей, машина, Абакан, река, планета, Незнайка, шарик. - В каком слове возникли разногласия? Почему? (Шарик, шарик) - Обратите внимания, что некоторые слова могут из нарицательных «превратиться» в собственные. | - Чуковский - Метель - Товарищ |
5. Проверка усвоения материала | - А сейчас работа в паре. Но прежде чем приступить к ней, давайте вспомним правила работы в паре. Слайд 7 У вас лежит карточка. - Подпишите её. - Прочитайте задание. - Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужное слово и подчеркните. В небе летит воздушный (Шарик, шарик). Дом охраняет (Шарик, шарик). На девочке надета (Белая, белая) блузка. Мы плывем по реке (Белая, белая). Остальные выполняем самостоятельно, на эту работу даю вам 2 минуты. А затем проверим. -Итак вижу все закончили, чья пара готова прочитать - Проверка по эталону. Слайд 8 -А теперь обратите внимание на оцените Слайд 9 5 – 0 ошибок 4 – 1 ошибка 3 - 2 ошибки 2 – 2 и более - У кого 0 ошибок, встаньте? - У кого одна или две ошибки, встаньте? - У кого больше двух ошибок, поднимите руки? - Какие умения вы проверяли, выполняя это задание? - А сейчас вернёмся к листу самооценки и теперь в правой колонке поставьте плюсы и минусы. - А теперь скажите у кого в конце урока есть минусы в листе самооценки - Предлагаю вам выполнить задание на основе интерактивного ресурса learningapps. | Выполняют самостоятельно карточку |
6. Итог урока | -А сейчас давайте подведём итоги урока - Какая тема урока была? -Удалось ли нам достичь цель урока? - Все ли задачи урока мы выполнили? - А что нового вы узнали сегодня на уроке? | -Отвечают на вопрос |
7. Рефлексия | - А теперь оцените себя Если вам было интересно и вы со всеми заданиями справились, то поднимите зелёный круг Если у вас вызвало трудности на уроке, то покажите жёлтый круг А если кому-то было всё непонятно, то покажите красный круг | -Отвечают на вопросы |
8. Домашнее задание | Слайд 11 Откройте дневники, запишите домашнее задание Уч. Стр. 51 упр. 89, правила 52-53 Спасибо за урок! Урок окончен! | Записывают домашнее задание |