Собственный педагогический опыт
старшего воспитателя
муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 122»
Плотниковой Ольги Викторовны
Тема: «Повышение качества образовательного процесса в ДОО посредством применения инновационных образовательных технологий»
Идея опыта: формирование опыта по использованию инновационных образовательных технологий в образовательном процессе для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Структура описания собственного педагогического опыта
Сведения об авторе
Условия формирования опыта
Теоретическая база опыта
Актуальность и перспективность опыта
Новизна опыта
Адресность опыта
Трудоемкость опыта
Технология опыта
Результативность опыта
10.Приложения
1.Сведения об авторе
Ф.И.О. Плотникова Ольга Викторовна
Образование высшее
Название (полное) учебного заведения,
год его окончания Оренбургский государственный педагогический университет, 2002.
Специальность по диплому биология
Место работы МДОАУ № 122
Должность старший воспитатель
Педагогический стаж 22 года
Стаж работы в занимаемой должности 4 года
Квалификация высшая
Награды Почетная грамота управления образования администрации города Оренбурга, 2017г.
2. Условия формирования опыта.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.
Н.А. Рубакин
Проблема инновационных технологий долгое время рассматривалась только в области экономики и производства. Сегодня инновационные технологии проникли в сферу науки, образования, права, управления и другие направления. Стремительная изменчивость современного мира вносит свои коррективы в систему образования в целом и в дошкольное образование, в частности.
Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.
В Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательных учреждений. В настоящее время, практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Когда о дошкольных учреждениях говорят, что они работают в режиме развития, это значит, что они занимаются нововведениями.
Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, профили и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно- образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети, педагогический коллектив должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения.
Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.
3. Теоретическая база опыта.
Теоретическое обоснование влияния инновационных педагогических технологий на качество образования в дошкольной образовательной организации представлено достаточно широко. Оно нашло свое отражение в работах современных авторов, таких как К. Ю. Белая, В. А. Сластенин, Е. В. Полат, О. В. Кривомлина, Б. Г. Ананьев, А. И. Пригожин, Н. Г. Морозова, Т. А. Котова, Т. В. Хасия, А. Н. Касьянова, Н. В. Микляева, А. Г. Волостникова и других. Представленные теоретические положения служат основой для преодоления хаотичности, систематизации образовательного процесса в условиях инновационной деятельности и эффективного управления им, так как внедрение инновационных процессов в работу дошкольной образовательной организации полностью меняет структуру, форму и содержание ее деятельности, стили общения между субъектами.
В настоящее время проблема необходимости внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс заключается в снижении интереса детей к занятиям, низкой мотивации дошкольников к обучению в школе, увеличения числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, в трудностях создания качественной образовательной среды.
Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Опираясь на достижения науки и потребности общества, организаторы инновационной деятельности делают более эффективной проектирование, запуск и поддержку процесса обновления образования.
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОО не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС ДО. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.
Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития - с другой.
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОО ставятся следующие задачи:
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Существуют различные причины нововведений:
1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.
2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.
3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.
4. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.
5. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить.
6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.
Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем:
1. Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов.
2. Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций.
3. Отсутствие нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений.
4. Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных и инновационных центров.
Современные педагогические инновационные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Его цель - содействовать становлению ребенка, как личности.
4. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность данной темы определяется высокими требованиями к качеству образования, в том числе дошкольного. За последнее десятилетие система российского образования подверглась серьезной трансформации: произошли изменения в законодательстве, возросли запросы родителей, развивается конкуренция между дошкольными образовательными организациями. Задачей дошкольных образовательных организаций стал поиск эффективных методов и технологий для реализации требований законодательства и социального запроса.
В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость в обновлении и повышении качества дошкольного образования. Введение программно-методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Для повышения качества образования и его соответствию требованиям ФГОС в педагогическую практику дошкольных учреждений требуется внедрение инновационной деятельности.
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Современное общество нуждается в педагоге-исследователе, способным к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационном процессе ДОО, готовым компетентно решать исследовательские задачи.
5. Новизна опыта
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций, повышение качества образовательного процесса. Ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Целесообразно использовать инновационные образовательные технологии для всестороннего развития дошкольников и повышения качества образовательного процесса.
6. Адресность опыта.
Данный педагогический опыт предназначен для старших воспитателей и педагогов дошкольного учреждения, имеющих разный уровень педагогического мастерства.
Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 2 до 7 лет, как на отдельных занятиях, так и в свободной деятельности дошкольников.
7. Трудоёмкость опыта.
При реализации данного опыта при применении инновационных образовательных технологий в ДОО возникают некоторые трудности:
отсутствие или недостаток ресурсов (дидактических, материальных, технических, информационных);
негативное отношение педагогов к инновациям. Оно связано с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДОО;
нежелание совместной работы в условиях инноваций (например, между молодыми и старыми педагогами);
отсутствие или недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
отсутствие системы стимулирования инновационных педагогических навыков;
отсутствие конкретных методов контроля эффективности инновационного процесса.
Для решения этих проблем рекомендуется проводить систематическую работу по повышению мотивации педагогов, показывать им преимущества новых технологий по сравнению с традиционными способами обучения. Также можно организовать повышение квалификации и посещение мастер-классов, так как чтобы применять инновационные технологии в образовательном процессе педагог сам должен хорошо владеть данными инновационными технологиями.
8. Технология опыта.
К числу инновационных образовательных технологий, внедряемых в нашей дошкольной образовательной организации, относятся:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной и исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технологии проблемного обучения;
игровые технологии;
технология «ТРИЗ».
Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Главное назначение таких технологий - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и, самое главное, самих детей - на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
В целом же, здоровьесберегающая деятельность в дошкольном учреждении осуществляется с помощью следующих технологий:
- медико-профилактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств;
- физкультурно-оздоровительные технологии - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни;
- технологии валеологического просвещения родителей - обеспечение валеологической компетентности родителей воспитанников.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, ортопедическая гимнастика.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: занятия физической культурой, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, способствует формированию у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
При регулярном использовании здоровьесберегающих технологий наблюдается снижение количества заболеваний, формирование навыков личной гигиены, улучшение психоэмоционального состояния дошкольников, совершенствование системы физического воспитания, повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
Технологии проектной и исследовательской деятельности - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть технологии состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.
Информационно-коммуникационные технологии – это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. Его перспектива заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.
Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Они позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу. Применение информационно-компьютерных технологий позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
Главной задачей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активности. В работе с родителями информационно – компьютерные технологии используются при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов, мастер-классов, консультаций. Использование информационно – компьютерных технологий позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.
Личностно-ориентированные технологии - это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребёнка с учётом её индивидуальных особенностей. При такой технологии педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребёнка.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения; технология сотрудничества, реализующая принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Некоторые принципы личностно-ориентированной технологии: принцип индивидуальности (процесс обучения строится на основе учёта индивидуальности каждого ребёнка: индивидуальных особенностей развития, способностей, возможностей, имеющегося жизненного опыта и навыков); принцип самоактуализации (процесс обучения способствует удовлетворению потребности ребёнка в саморазвитии, проявлению себя и своих возможностей, раскрытию своих природных задатков и творческому развитию); принцип выбора (процесс обучения носит избирательный характер: воспитанник может выбрать его содержание, формы и способы организации, ресурсную базу, направления деятельности); принцип доверительных отношений (между педагогом и учащимися должны быть установлены партнёрские отношения).
Результат использования личностно-ориентированной технологии -формирование всесторонне развитой личности с сохранением её самобытности.
Технология проблемного обучения - это организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
При использовании технологии проблемного обучения дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать. Дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания, осваивают позиции исследователя, экспериментатора и учатся применять добытые знания в жизни.
Игровые технологии - это форма взаимодействия педагогов и детей через различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), объединённые в конкретный процесс обучения. Цель игровых технологий — создание условий для полноценной мотивационной основы при обучении и развитии дошкольников, в зависимости от их индивидуальных возможностей.
Любая игровая технология проходит этапы введения в образовательный процесс: разработка игры (определение темы игры, её целевого назначения и подготовку необходимых материалов, ресурсов для её реализации); знакомство с игрой (подготовка детей к игре посредством распределения ролей, усвоения правил знакомство с целью); реализация игрового действия (выполнение конкретных заданий в игровой форме); подведение итогов (анализ хода игрового процесса и подведение итогов).
Применение игровых технологий ориентировано на все образовательные области: социально-коммуникативное развитие (игровые тренинги, сюжетно-ролевые игры и театрализованные игровые постановки - такие игры позволяют активизировать коммуникативные навыки дошкольников и сформировать у них командный дух и чувство ответственности при совместной деятельности); познавательное развитие (дидактические игры, ориентированные на формирование у детей знаний и навыков - носят обучающий характер, активизируют работу памяти и восприятия); речевое развитие (развитие мелкой моторики, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, постановка речевого дыхания и голоса при произношении); физическое развитие (подвижные игры, а также включения разнообразных игровых действий в гимнастику, утреннюю зарядку и другие режимные моменты); художественно-эстетическое развитие (игры, направленные на освоение разных видов художественного творчества, способствующих воспитанию эстетического вкуса воспитанников).
При использования игровой технологии происходит расширение кругозора и познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; воспитание самостоятельности и воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей; формирование умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция, обучение общению. Кроме того, действуя в игровой ситуации, приближённой к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) - это система коллективных игр, занятий и заданий, призванная разнообразить виды детской деятельности и развить у детей творческое мышление. Это использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ – педагоги это: – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Используя технологии ТРИЗ происходит повышение качества дошкольного образования; заинтересованность детей; развиваются навыки самостоятельной работы, поиска решения проблемы, умения делать выводы из теории и фактов; происходит формирование личности, способной предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации; повышается профессиональное мастерство педагогов, развивается их творческий потенциал.
9. Результативность опыта.
Инновационные образовательные технологии позволяют осуществлять взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. Складывается новая модель субъектов образования «ребенок – педагог – родитель», где каждый участник равноправен. Современные дети требуют современного подхода. Приходится приложить много усилий, чтобы заинтересовать дошкольника, удержать и развить его интерес к познанию, соблюдая при этом дидактические принципы систематичности, последовательности, научности, связи обучения с жизнью, целенаправленности. Инновационные технологии помогают найти подход к каждому ребенку, учесть его индивидуальные способности, возможности, склад ума, характер, развить познавательные качества. Применение инновационных образовательных технологий во всех видах детской деятельности эффективно воздействует на развитие социально-значимых качеств личности ребенка, что создает предпосылки учебной деятельности и способствует качественному переходу на новую ступень образования.
Результативность опыта «Повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении посредством применения инновационных образовательных технологий» можно оценить по следующим показателям:
- развитие индивидуальности воспитанников (учитываются особенности каждого ребёнка, развивается его инициативность, самостоятельность и способность к творческому самовыражению);
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности (экспериментируя, дети ищут ответ на вопросы и развивают творческие способности и коммуникативные навыки);
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей (создаются широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка);
- улучшение речи (дети начинают выражать свои мысли, правильно строить предложения, составлять связные творческие рассказы)
- формирование ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Оценочный лист собственного педагогического опыта
Автор _____________________________________________________________
2. Занимаемая должность ______________________________________________
3. Тема педагогического опыта __________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Оценка по критериям:
*высокая эффективность _________
*устойчивость результатов _______
*рациональность затрат времени и средств __________
5. Обратная связь:
*будет использован полностью __________
*будет использован с коррекцией ________
*натолкнуло на новую идею ____________
*представляет практический интерес ______
*представляет познавательный интерес _____
*не представляет интереса из-за отсутствия новизны________
Примечание: (Оценочный лист заполняется педагогами, присутствующими при защите педагогического опыта) ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
При оценке реферата, опыта работы, творческого отчета – можно пользоваться
Приложения.