Конспект урока «Сочинение по картине И. Шишкина «Зимой в лесу»».
Цели:
1. Формирование умения воспринимать художественные образы картины, составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.
2. Совершенствование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.
Задачи:
1. Познакомить с творчеством Шишкина;
2. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины;
3. Способствовать развитию творческого воображения детей, выражению чувств и эмоций учащихся;
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Репродукция картины «Зимой в лесу» вывешивается в классе за несколько дней до сочинения. Дети внимательно всматриваются в нее, стараются ее прочувствовать и понять. На уроках чтения читаются стихи русских поэтов о зиме: «Декабрьское утро» Тютчев, «Первый снег» Бунин, «Скрип шагов вдоль улиц белых...» Фет.
Учитель зачитывает фрагмент из стихотворения П. Вяземского «Зимняя прогулка».
«Ждёт тройка у крыльца; порывом
Коней умчит нас быстрый бег.
Смотрите — месячным отливом
Озолотился первый снег.
Кругом серебряные сосны;
Здесь северной Армиды сад:
Роскошно с ветви плодоносной
Висит алмазный виноград;
Вдоль по деревьям арабеском
Змеятся нити хрусталя;
Серебряным, прозрачным блеском
Сияют воздух и земля.»
— О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так подумали?
Работа по теме урока.
1. Краткий обзор биографии и творчества И. Шишкина
— Что вы знаете об этом художнике?
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) родился в Елабуге — небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Его очень сильно привлекал лес, Шишкин мог подолгу гулять по лесу, в его окрестностях, изучая его особенности. С 1852 г. Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Сразу же он попадает на выставку кавказских горных видов Л.Ф. Лагорио и марин И.К. Айвазовского, среди которых был и прославленный «Девятый вал». Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу. Шишкин окончил учебу в 1860 г. с высшей наградой — Большой золотой медалью и стал широко известен своими пейзажными полотнами.
2. Работа с репродукцией
Как вы думаете, почему картина называется «Зимой в лесу?»
— Что вы видите на картине?
— Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется побегать по лесу, поиграть в снежки)
— Давайте попробуем понять, почему она вызывает такие чувства. Какой день изобразил художник? (ясный, солнечный)
— Какими красками воспользовался художник, чтобы передать образ зимы?
— Какие краски преобладают на картине? Почему?
Составление плана сочинения.
Примерный план:
1. О художнике и его картине.
2. Как художник показывает зимний лес?
3. Какой день, как изображены деревья и солнце?
4. Как изображены небо, снежная тропинка?
5. Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине?
6. Какую роль играет цвет в картине?
7. Какое впечатление производит картина?
Подготовка к сочинению.
- С чего начали сочинение по картине? (Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах.) - Что бы вы написали после вступления? (На переднем плане, на заднем изображено) - О чем бы написали в заключение? (Можно писать о том, как прекрасен яркий солнечный день в зимнем лесу, и как Шишкин красиво это изобразил. Ваше отношение к картине.).
6. Написание сочинения.
7. Рефлексия.
- Что особенно понравилось на уроке?
-Удалось ли вам описать картину так, как вы чувствуете?
- В чем испытывали трудности?
- Появилось ли у вас желание сделать описание еще любой другой картины с изображением пейзажа?
8. Домашнее задание.